ИСИХАЗМ (СЛОВО - 32) .

Послушание
Преподобный Макарий Оптинский в своем «Предостережении желающим проходить умную молитву» пишет о послушании как единственном условии позволяющему приблизиться к умному деланию. Преподобный Симеон Новый Богослов прямо связывает послушание с Иисусовой молитвой и говорит что второе без первого невозможно. Преп. Григорий Синаит настаивает на том же - вне послушания бесполезно и опасно даже пытаться приобретать навык Иисусовой молитвы. Можно было бы приводить цитаты десятков Святых Отцов которые пишут о том же самом. Преподобный Софроний Сахаров обьясняет что главным препятствием для достижения обОжения является наша САМОСТЬ, наш ЭГОИЗМ, а отсечение своей воли единственным оружием победы над ним.
Все это понятно, но непонятно как данную заповедь применять нам, священникам, прихожанам, которые живут в миру и не имеют того великого блага, счастья быть под прямым руководством старца - духовника, в связи с оскудением таковых. Сразу нужно оговориться о том, что Бог отнял от нас духоносных старцев не потому что их нет, а потому что не стало тех, кто готов был бы им оказывать должное послушание. Современные христиане, даже из числа монашествующих стали «самочинные», «самонадеянные», «умные», «нетерпеливые», «всезнающие» и соответсвенно не способные жить под старческим окормлением.
Бог отнял от нас старцев ради нас самих, что бы мы не впали в еще больший грех непослушания, а по сути Богопротивления. Но тем малым, которое пока еще искренне ищут путь спасения и соответственное духовное окормление, нужно знать следующее:
Преподобный Софроний Сахаров объясняет что старец нужен для того что бы, во - первых, «отсекать в ученике всякое проявление личной греховной воли, направляя ее согласно воли Божией, а во-вторых - что бы «окормлением (наставлением) возводить ученика от низшей ступени на более высшую. Первое заменяется для нас - отсечением воли перед владыкой и собратьями. Второе - чтением святоотеческих аскетических наставлений. Отец Софроний по сути учит о том, что отсутствие старца - наставника может быть восполнено послушанием начальствующим и ближним. Это и есть «доброе утроение души».
Преподобный Софроний описывает его в своих письмах следующими наставлениями:
«Сами не ищите ни славы, ни бесчестия, ни власти управлять, ни унижения в самовольном служении. Не ищите преимуществ перед ближним, а только радостную готовность уступить и подчиниться, но в том только, и в той мере, в чем они от вас захотят. Сами же не проявляйте инициативы. Каково место вам отведут то и занимайте: последнее, среднее или первое. Сами не набивайтесь ни в чем, но и не противоречьте. Когда возводят вас в начальственное служение не говорите «я недостоин», а принимайте со смирением . Не отказывайтесь если не нравится, и не радуйтесь слишком если по душе».
Конечно все это не может заменить духовного руководства старца, но есть духовный закон по которому Бог нисходит к истинно подвизающимся. Когда в них накопятся недоумения и трудности которые завели в тупик, т.е. если человек внутренне готов по своему устроенную иметь послушание, Господь пошлет ему и человека (старца, старицу) или собеседника который бы помог ему выйти на правильную дорогу. «Беседа с единодушными также много помогает». (преп. Софроний)
А пока для тех кто ищет спасения будет полезно следовать наставлению игумена Никона Воробьева «Надо руководствоваться заповедями Евангелия, Святых Отцов с духовным рассуждением и молитвой. Ваше послушание заключено в послушании Господу, через послушание Его святым заповедям в каждый момент жизни. Ведь и послушание Отцам в этом же заключается. Отцы только понятнее разъясняют заповеди. Но нынешние руководители и этого не умеют делать, а лишь заменяют собой книгу. Читайте и слушайте Евангелие. Люди должны облегчить послушание Евангелию, а не требовать послушания себе. К послушанию «во всем» теперь никто не способен. Покаяние все заменит».
Итак вопрос послушания как принципе, как делании, как образе жизни является сегодня для Церкви одним из первоочередных. Все наши беды и нестроения как личные так и социальные происходят только по одной причине - МЫ ОТПАЛИ ОТ ПОСЛУШАНИЯ ЦЕРКВИ. И здесь очень важно понять и вернуться к основополагающим принципам бытия христианина и его пути спасения.
Это ВО ПЕРВЫХ послушание Богу в духе. Т.е доверие Богу и Его Промыслу о нас, как бы нам не было страшно, неприятно или даже больно от того, что происходит в нашей жизни.
ВО-ВТОРЫХ это послушание Церкви, догматам, канонам, уставам, священноначалию, и вообще церковной дисциплине. Не допускать даже мысли сомнения о том, что в Церкви что устарело, и что то не соответсвует времени, или требует изменения. Либеральное богословие это изобретение диавола, и многие погибли попавшись на эту удочку. К сожалению в разной степени оно присутствует и в сочинениях даже выдающихся и авторитетных проповедников и миссионеров ХХ и ХХІ века.
В-ТРЕТЬИХ это послушание людям вообще. Т.е послушание и отсечение своей воли в чем и где только возможно перед каждым человеком, не зависимо от его личных качеств и прочь. Но только в том, что не противоречит евангельским заповедям и тому что не душевредно. Но во всем этом нужна рассудительность оберегающая от уклонения в крайности, что бы не впасть в бездумную доверчивость и обольщение. «Послушание» несовместимо с тем что хоть в малой мере противоречит христианскому учению. Нельзя «по послушанию» грешить, быть жестоким, безразличным, лицемерным, коварным, подлым, нельзя предавать - вообще нельзя жить и поступать противно Евангелию.
Последнее что хотелось бы написать по этому поводу так это о внутреннем и внешнем послушании. Архим. Лазарь Абашидзе писал о послушниках своего монастыря что они оказывают ему послушание так же как «грузчики слушают своего прораба». «Т.е мешки носят, терпят иго начальства потихоньку его между собой, и про себя ругая». Это не есть послушание, это бессмысленное рабство. Настоящее послушание начинается тогда, когда исчезает внутреннее противоречие и разлад, когда слушаются без внутреннего ропота и недовольства, когда не остается места помыслам смущения и сомнения. ПОСЛУШАНИЕ ВНЕШНЕЕ БЕЗ ВНУТРЕННЕГО МЕРТВО.
Архим. Ефрем Филофейский приводит пример когда старец благословил поставить вола в келью к послушнику который занимался ткацким рукоделием. Вол ломал ткацкий станок, пачкал келью, рвал нити. Но несмотря на это, как говорил ему сам брат, у него не возникало даже самой малой плохой мысли о своем старце. «Раз он поместил сюда вола, значить так надо, старец сам знает зачем».
Матушка Антония, келейница арх. Антония Голынского-Михайловского рассказывала как однажды, когда она пришла с работы уставшая и измученная владыка ей говорит «Антония, поезжай скорее на вокзал в Киев и посиди там». Матушка вспоминала: «Мне и в голову не пришло спросить, зачем на ночь глядя ехать в Киев, зачем на вокзале сидеть». Пошла беру билет на поезд и еду в Киев. Сижу на вокзале. И вдруг ко мне подбегает знакомая матушка, монахиня старенькая: «я поехала к владыке, а адрес забыла, сижу тут с утра на вокзале и плачу: владыченька, владыченька, что же мне делать»? Приезжаем домой, владыка смеется: «Ну встретила? А то она с утра плачет: владыченька, владыченька что мне делать»? (продолжение следует)
Успенский Горецкий монастырь ( Переславле-Залесском)

Комментарии

Комментариев нет.