РЕВОЛЮЦИОННАЯ АФЁРА

Американцы хотели подарить России копию статуи Свободы?
В апреле 1917 года в США шумно обсуждали две новости. Первая — вступление страны в мировую войну на стороне Антанты. Вторая — революционный акт российского Временного правительства, отменивший черту осёдлости для евреев в России, финансовая американская элита горячо одобрила эту инициативу.
С МИРА ПО ДОЛЛАРУ
В начале апреля популярный американский журналист Герман Бернштейн призывал «в знак симпатии и восторга к народам России, свергнувшим гнёт монархии» подарить далёкой стране точную копию статуи Свободы.
24 апреля 1917 года Бернштейн посетил посла России в США и попросил официально сделать запрос в МИД и самому министру-председателю Временного правительства князю Львову — примет ли страна дар Америки? Срочной телеграммой пришёл ответ, правда, за подписью министра юстиции Александра Керенского: русские ждут копию символа американской Свободы с «нетерпением и благодарностью».
В 1870-1880-х годах 350 сборных частей оригинала статуи изготавливали во Франции. Затем сотни ящиков с разобранным монументом переправили из Европы в Новый Свет на французском военном корабле. Деньги на строительство гигантского пьедестала для французского подарка собирали по всей стране.
В 1917-м планировали деньги собрать опять же в США, там же изготовить статую и в разобранном виде доставить в Россию на корабле флота США. Если в XIX веке деньги, при помощи уговоров и агитации в прессе, собирали в основном из кошельков рядовых американцев, то в 1917-м главными спонсорами сразу стали крупнейшие банки США. А организацией, занимавшейся сбором, стал некий «Фонд русской свободы», при участии экс-президента США Уильяма Тафта, который был хозяином Белого дома с 1909 по 1913 год.
Представители еврейской диаспоры собирали деньги под лозунгом одобрения отмены черты осёдлости в России. Но немалые суммы внесли и немцы, ставшие гражданами США. Таким образом, они выражали солидарность со страной, воюющей с родиной их предков. И доказывали свою верность американской нации.
РАСТВОРИВШИЕСЯ МИЛЛИОНЫ
Переводя доллары на особый банковский счёт, жертвователи резонно интересовались: когда именно и где в России появится «сестра-близнец» нью-йоркской Свободы? В то время у рядовых американцев представления о России были очень смутные. Но деньги давали.
Торжественное открытие русской статуи Свободы планировалось на 2 марта 1918 года — к годовщине отречения от престола Николая II. А вот город и точное место должно было определить правительство новой России. В угаре революционной эйфории предложения обсуждались самые фантастические.
Если на Красной площади Москвы? Вот только высота статуи 93 метра, а высота собора Василия Блаженного всего 65 метров… Не обращать внимания или вообще старинный собор снести — как позор жестокой тирании русского самодержавия?
Или на Дворцовой площади Петрограда у Зимнего дворца? Вот только высота Александрийского столпа всего 47 метров, а Исаакиевского собора — 101 метр… Как в горизонтали Петрограда над «шапкой» собора будет смотреться ещё и гигантская рука с факелом? Озвучили и опубликовали предложение — снести Исаакий, а его фундамент использовать под американский подарок. Другие же считали, что лучшее место будет на Марсовом поле, рядом с Летним садом.
Осенью ажиотаж достиг зенита. Главой Временного правительства к тому времени уже стал «лучший друг американского народа» Александр Керенский, с телеграммы которого началась вся эта афёра.
В ноябре 1917 года правительственная комиссия должна была определиться с местом для подарка и известить об этом американскую сторону. Сейчас никто не скажет, а начали ли вообще изготовление составных частей монумента, ведь до предполагаемого открытия оставалось всего пять месяцев. В любом случае, выстрел «Авроры» и власть Советов перечеркнули планы дарителей.
Никто так и не объявил — сколько в итоге собрали долларов на изготовление статуи Свободы для России к 1 ноября 1917 года. Между тем сумма, озвучиваемая в рекламных статьях, составляла миллионы долларов. Ещё тех долларов — обеспеченных золотым запасом США.
Если за пять месяцев до предполагаемого открытия памятника работы не начались, может, они и не должны были начаться? Сколько было собрано денег, на что они пошли в итоге? Точно сказать не может никто. Но это наталкивает на мысли, что кто-то хорошо нагрел руки на этом. По одной из конспирологических версий, это мог быть Лев Троцкий, которому часто приписывают связи с американскими банкирами еврейского происхождения.
#ИнформацияКРазмышлению

Комментарии