Бизон и Чифирок


Бизон был лучшим псом на участке Мирный, который принадлежал Полярной партии и стоял на большом озере. На участке жили буровики и промывальщики, почти у всех были собаки, но весь участок завидовал Митричу, который считался хозяином Бизона. Пёс, умный и добрый, был авторитетом в собачьей стае. Бизон был отличный пловец и ныряльщик, что делало его незаменимым на утиной охоте. Весь участок просил у Митрича разрешения взять пса на озеро во время осенне-весеннего перелёта. Пёс сидел рядом, смотрел в глаза и ждал решения Митрича. После его разрешения радостно вилял хвостом и бежал за охотниками. Когда промывальщики топили баню, он приносил колотые чурки. Когда кто- то из них выезжал в посёлок, те, кто оставался, делали заказы. Чаще всего это было бельё, водка и часы. Почему-то промывальщики очень любили заказывать часы. Может потому, что они часто ломались (сказывалось сильное электромагнитное излучение, присущее таким местам) и их выкидывали в тундру. Не миновала сия чаша и Митрича: у него тоже остановились часы, и он тоже выкинул их. А потом, вспомнив, что просто забыл их завести, позвал на помощь Бизона. Собака бросилась выполнять приказ, но принесла из тундры чужие часы. Митрич сказал: «Молодец, Бизон, но найди мои!». Минут пятнадцать его не было, но потом он всё-таки принёс часы Митрича. Большой праздник был на участке, когда прилетал вертолёт с вахтой. Вертолёт привозил три рюкзака водки, потому что за полтора часа полёта можно было выпить только один из четырёх заказанных. Когда шла вахтовка по зимнику, то за восемь часов поездки выпивалось три рюкзака. А один рюкзак, доехавший до участка в пятьдесят человек, ну это как бы ни о чём. Митрич на следующее утро после встречи вертолёта чувствовал себя отвратительно. Он лежал на своей шконке в балке и лихорадочно вспоминал у кого могло ещё что-то остаться. По его подсчётам во всех балках уже было сухо. Вся надежда была на Бизона, ему на участке никто бы не отказал. Он позвал его и попросил: « Помоги, брат!». Бизон гавкнул и пошёл выполнять задание. Через десять минут он вернулся с бутылкой в зубах.

Чифирок был человек-несчастье, и было ему лет тридцать от роду. В Якутск попал нелегально на теплоходе из Усть-Кута. Без вызова, как и две сотни палубных пассажиров: искателей приключений, острых ощущений, забытья или смерти. Прозвище своё получил ещё на зоне за пристрастие к этому напитку. Пристал к геологам, и понеслись у них маленькие или большие неудачи и беды: то палатка сгорит, то мотор на лодке взорвётся. Так и кочевал он по Якутии, пока не попал на участок Мирный. На участке народ был непростой: у каждого была своя трагическая судьба и свой суровый характер. Люди не боялись ничего и не любили никого, потому что любовь осталась где-то далеко, в прошлой жизни к которой многие из них не собирались возвращаться. Человек только устроился работать промывальщиком, находился на базе партии, а на участке уже обсуждали его кандидатуру. Так было и с Чифирком. Совет решил за ним приглядеть, и оружия пока не давать. Приехав на участок, он сразу попал под наблюдение старых сидельцев. Работал он хорошо, но тотальный контроль тяготил его непоседливую сущность. Любыми путями он старался уехать после вахты в посёлок, несмотря на то, что у промывальщиков это не приветствовалось. Там он находил себе таких же, как и он приятелей с которыми пьянствовал и задирал местных жителей. Естественно, очень быстро у него появлялся «фонарь» под глазом. Увидев его в таком виде, начальник партии сразу пресекал культурный отдых своего подчинённого: «Слушай меня внимательно, Чифирок. Освещение у нас в посёлке хорошее и лишний фонарь здесь не нужен. У тебя есть выбор: или завтра летишь бортом на участок или послезавтра бортом до Якутска с волчьим билетом».Таким образом любитель культурного отдыха оказывался на участке. В этом году весна началась раньше обычного и в начале мая стаи уток и гусей летели с юга и садились на озеро рядом с промывкой. Охотники занимали позиции на берегу в ожидании дичи, Бизон находился рядом и внимательно следил за охотниками. Косяк уток появился над озером и с берега послышались оружейные залпы. Несколько уток упали замертво, а одна, барахтаясь, погребла к берегу. Промывальщики не тратили патроны на подранков, их разыскивал Бизон и приносил охотникам. В этот раз подранок был Чифирка, которому первый раз на Мирном доверили ружьё. Чифирок хотел добить подранка, и крупная дробь из его ружья накрыла утку и Бизона. Бизон начал тонуть и несколько охотников бросились ему на помощь. Они вытащили его из воды и понесли к балку Митрича. Ранение у собаки было тяжёлое: в голову и позвоночник. Все понимали, что Бизон не жилец. Охотники положили собаку в тени балка. Митрич выскочил из балка, резко оценил ситуацию и прорычал: «Кто?». Получив ответ, тихо добавил: «Убью.» На берегу у Чифирка отобрали ружьё со словами : «Кто дал ружьё этому идиоту?». После первого удара он залепетал: 

-Ну вы чо, пацаны, это ж собака.

-Это ты собака. В человека стрелял.

Ещё несколько ударов и Чифирок убежал в свой балок. Тем временем около балка Митрича обстановка накалялась. Он стоял на коленях перед Бизоном, а в глазах его стояли слёзы. Бизон смотрел на Митрича своими умными глазами, как будто говорил: «Ну прости, друг, ухожу.» Подошёл начальник участка. Он проработал на Севере больше двадцати лет, его все знали и уважали хотя бы за то, что он мог говорить глазами. Один из молодых промывальщиков по имени Толян обратился к начальнику участка: «Надо вызвать санрейс.» Летом вертолёты прилетали очень редко, вся авиация боролась с пожарами. Тот посмотрел на Толяна и глаза его сказали: «Это не реально.» Митрич повернулся в сторону начальника и, как будто ухватившись за соломинку, произнёс: «Надо врача вызвать. Может поможет.» Начальник участка с Толяном пошли в балок в котором находилась рация. Начальник был в замешательстве, а Толян видя это, пояснил: «Умрёт Бизон,Чифирок долго не проживёт». Начальник приободрился, вышел на связь и голосом не требующим возражения произнёс: « Нужен санрейс. Тяжело ранен Бизон. Промедление смерти подобно.» Санрейс подчас был единственной возможностью выехать с участка летом в отпуск. Толян зашёл в балок к Чифирку и сказал: «Через час будет санрейс. Собирай вещи и беги к вертолёту, чтобы никто не заметил и в посёлке долго не задерживайся». Прилетел вертолёт даже раньше. Врач осмотрел Бизона и сказал, что если выживет, ходить не будет никогда, единственное, чем могу помочь – это сделать укол. Митрич наклонился к своему другу, прижался к его морде и пёс лизнул его. Умный и добрый пёс понимал, что сейчас он покинет этот мир, который он так любил и его в нём тоже любили, и закрыл глаза. Вертолёт улетел и увёз с собой Чифирка с « фонарями» под обоими глазами. Больше его никто не видел. Обычно на севере собак не хоронят, а едят. Шкуры используются для изготовления тёплых вещей. Митрич выкопал для своего друга могилу в вечной мерзлоте и похоронил его в шкуре, чтобы не замёрз.

С. Шишов, выпускник геофака РГУ 1983 года

https://zen.yandex.ru/media/id/608aa662870bc40ea8c19454/bizon-i-chifirok-60b511aa570530553131e3e8

Комментарии

Комментариев нет.