КАКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ — СИМВОЛЫ БЕЛОРУССИИ?

В современном гербе Беларуси, созданном на основе символов СССР, справа расположены голубые цветки Льна, а слева - цветки Клевера, переплетенные с колосьями Пшеницы, цветы "Анютины глазки" и
Земляника. Сегодняшний вид герб Беларуси принял в 1995 году, на основе решения всенародного референдума. Синеокой Беларусь называют из-за обилия озер и льняных полей, а белорусский лен Flax (Linum Usitatissimum) - это национальный бренд. Использование в гербе страны именно Клевера и Льна неслучайно. Во-первых, это - главнейшие представители флоры государства, во-вторых, это - основные сельскохозяйственные культуры страны. Лен символ трудолюбия, а белорусы настоящие трудяги, земля их кормит и работать они умеют. При этом многие города Беларуси также имеют свои растения - символы. Минск - город каштанов, название Бреста пошло от слова "береста" (березовая кора), символ Шарковщины - яблоко , символ Глубокого - вишня, символ Лиозно - земляника. И в этих городах ежегодно проходят фестивали, посвященные любимому растению- символу (Вишневый фестиваль, Яблочный фестиваль и т.д.)

  • Песняры - Ты мне весною приснилась
  • Песняры - Скрипят мои лапти
  • Песняры - Было у тещи семеро зятьев (белорусская народная песня)
  • Песняры - Савка да Гришка
  • ВИА «ПЕСНЯРЫ» - Рушники (Белорусская народная песня)
  • Песняры - В поле верба
  • Песняры - Перепёлочка
  • Various Artists - Синий лен
  • Группа Экспресс - Васильки
  • ВИА Лада - Васильки
  • Веселые Ребята - Васильки
  • Анна Герман - Возвращающиеся вальсики /Powracające Walczyki
  • ВИА 'СЯБРЫ' - Васильки во ржи (Н.Черемушкин - А.Поперечный)
Клевер попал в символику двух государств - Белоруссии и Ирландии. Белоруссия: Обрамление герба в виде венка из спелых колосьев ржи, украшенных цветами клевера и льна, глубоко символично. Рожь, клевер и лен - традиционные составляющие жизненного уклада белоруса. Они символизируют непреходящую ценность родной земли, генетическую связь между поколениями, трудолюбивый и миролюбивый характер белорусского народа. Клевер – символ связи с созидательным миром животных: коровой, овцой, т. к. для них это лучший корм. Беларусь – страна привычек и традиционности, которая также прослеживается и в цветоводстве. Зато хорошая привычка засаживать близлежащую к своему дому территорию растительностью и цветами привила белорусам неподдельную любовь ко всему живому. http://geo.1september.ru/article.php?ID=200601507
Василёк синий - "Васілёк сіні" Белоруссы склонны к полевым цветам; василек даже считается негласным национальным символом, который увековечен на туристическом логотипе Беларуси. Почему василек символ Беларуси? Одна из легенд символизирует василек с духовными ценностями. Васильки растут в поле, где работал крестьянин. Он видел этот красивый и нежный цветок и понимал, что не все в жизни измеряется материальными ценностями, а есть и культура, поэзия.
Другая версия, что василек олицетворяет сам народ такой же скромный, дружелюбный, гостеприимный, скромный, покладистый. "Васильки во ржи" - ВИА "СЯБРЫ" (Текст песни) Синий-синий василек,
Ты любимый мой цветок!
У шумящей жёлтой ржи
Ты смеёшься у межи.
И букашки над тобой
Пляшут радостной гурьбой,
Пляшут радостной гурьбой.
И букашки над тобой
Пляшут радостной гурьбой,
Пляшут радостной гурьбой.

Кто синее василька?
Задремавшая река?
Глубь небесной бирюзы?
Или спинка стрекозы?
Нет, о нет же... Всех синей
Глазки девочки моей,
Глазки девочки моей.
Нет, о нет же... Всех синей
Глазки девочки моей,
Глазки девочки моей.

Смотрит в небо по часам,
Убегает к василькам,
Пропадает у реки,
Где стрекозы так легки.
И глаза её, ей-ей,
С каждым утром всё ясней,
С каждым утром всё ясней.
И глаза её, ей-ей,
С каждым утром всё ясней,
С каждым утром всё ясней.
Реверс: в центре – рельефное изображение васильков, один из которых исполнен методом тампопечати, на нем бабочка; вверху по кругу надпись: Васілёк сіні -- Centaurea cyanus.
Древнеславянское название василька – волошка. Волошка обычно растет только на вспаханной земле, занятой озимыми злаками. Волошку можно увидеть и на межах. Данное соседство с хлебными культурами породило многочисленные легенды. Главная суть легенд сводилась к тому, что хлебопашец должен любоваться не только теми растениями, которые дают ему зерно, но и внешне неприметными цветами. За повседневными заботами человек не должен отметать все прекрасное. Василек Национальный цветок василек, или «валошка» возвел в ранг символа Максим Богданович в стихотворении «Слуцкiя ткачыхi»: крепостные девушки, согнанные в панский двор ткать псевдо персидские пояса, тоскуют о свободе, «i тчэ, забыўшыся, рука /Замiж персiдскага узору /Цвяток радзiмы васiлька». Поэт продолжил воспевать скромный сорняк в «Апокрыфе». Христос с апостолами ходят по Беларуси и спорят о предназначении поэта. Христос указывает: вот василек вырос на краю житного поля, отбирая хлеб у хозяина. Но жнеи за тяжелой работой поют: «Няма цвяточка лепш васiлёчка», потому что народу нужна краса, потому что зачем колосья, если нет васильков? Василек — символ родины и символ «чистой красы»... У писателя Ядвигина Ш. — сборник рассказов «Васильки», одноименный рассказ Михася Лынькова — о парнишке Миколке, который взорвал автобус с эсэсовцами и погиб. Поэт–фронтовик Анатоль Велюгин писал: «У мiнных разорах за Лугай–ракой, з–пад горкага попелу Гжацка /Расцвiў васiлёк Беларусi маёй /На сумнай магiле салдацкай». Расстрелянный в 1937–м поэт Юлий Тавбин любовался продавщицей васильков:
Людзi йшлi i прамiналi,
Не вярталiся iзноў...
iм нiчога не казалi
Зоркi–вочы васiлькоў.
Толькi я, дзiвак–паэта,
Прыпынiўся i сачыў,
Як пялёсткi з тых букетаў
Асыпалiся ўначы.
Растут васильки в полях, в пшенице их видно сразу по голубым цветкам.
Кстати, не только с РБ связан василек, не только... Так, 1968 года василёк синий является национальным цветком Эстонии. А с 1994 года василёк является символом известной системы БЕЛКАРТ (платежной системы Республики Беларусь на основе банковских платежных карточек). СИМВОЛОМ «БЕЛАВИА» МОЖЕТ СТАТЬ ВАСИЛЕК
Белорусская авиакомпания проявила интерес к проекту московского дизайнера Ильи Андреева по ребрендингу «Белавиа».
Так что вскоре мы можем увидеть на авиалайнерах «цвяток радзімы васілька».
Шиповник любимый цветок Белоруссов. Конечно, писали поэты мира и о шиповнике. Анна Ахматова: «Шиповник так благоухал, что даже превратился в слово». Но все же для белорусской литературы этот цветок совершенно особый. Его место определил поэт Владимир Дубовка, написавший в том же 1925–м, когда Северянин сочинял о розах: «О Беларусь, мая шыпшына, зялёны лiст, чырвоны цвет! У ветры дзiкiм не загiнеш, чарнобылем не зарасцеш». Цветок шиповника стал символом Беларуси. Поддержал метафору в своей «Ладдзi роспачы» Владимир Короткевич: рогачевскому шляхтичу Гервасию Выливахе цветок шиповника в царстве мертвых дает силу родной земли. В стихотворении «Шыпшына i ружа» Короткевич пишет о любви сих двух цветов, разлученных волей злого пана. Поэт Сергей Граховский, прошедший сталинские лагеря, уподоблял свою судьбу шиповнику, который «працiналi навылёт халады», и просил посадить его на своей могиле. Шиповник, или дикая роза, всегда остается любимым кустарником садоводов, радуя в пору цветения яркими красками и тонким ароматом, а затем красочными полезными плодами, созревающими на колючих ветках. Труженица-пчелка собирает сладкий нектар из цветочной чашечки. Благоухающий шиповник в самом цвету.
Пришла к нам с острова Родос,
Пленяя всех своей красой,
Одна прекрасная из роз,
Что расцветает в жар и зной.

В своём наряде многоликом -
Оттенков множество, она
В обличьи ангельском и диком
Так ароматна и нежна!

Её когтистую провинность
Шиповник стали называть,
Чем, окружив свою наивность,
Хранила молодость и стать.
Папараць–кветка
Еще один национальный белорусский цветок — конечно, «папараць–кветка». Папоротник, как известно, цветет только в легендах. И только в ночь на Ивана Купалу. Заметить цветок, по логике, несложно — он горит, как огонь. А вот найти и сорвать проблематично. Нечистая сила мешает. Сорвал — начнешь понимать язык птиц и зверей, видеть сквозь землю клады.
Чуць толькi Купальскае свята
Наблiжыцца з ночкай сваей,
Як папараць–кветкай заклятай
Чаруе няшчасных людзей...
— утверждал Янка Купала. О мистическом цветке писали Винцент Дунин–Марцинкевич и Юзеф Крашевский, Владимир Короткевич и Михась Чарот. А уж сколько «папараць–кветак» в нашем быту — от ресторана до котлеты...
В ночь с 6 на 7 июля (у католиков и у славян — с 23 на 24 июня) отмечается Купалье (Купалле, Ян, Иван) , которое является своеобразной кульминацией летних событий в народной жизни.
Иван Купала является одним из самых почитаемых праздников у белорусов и в настоящее время. Купалле — истинно языческий праздник в честь летнего солнцестояния. Аналоги его существуют почти во всех странах мира. Во время летнего солнцестояния расцвет природы достигает своего апогея: колосится на полях пшеница, гречка и просо, расцвели лен и картошка, закончился приплод у животных. Поэтому наши предки в эти дни старались отблагодарить Матушку - Природу за хороший урожай, охоту, удой и отел у домашних животных. Люди совершали жертвоприношения и празднованием Ивана-Купалы показывали единение с природой. Девушки занимались гаданием: опускали венки в реку и, следя за движение венка, делали выводы о своей дальнейшей судьбе.
С Купальем связывают удивительную легенду о цветке папоротника (папараць-кветка) , на который нисходит огонь Перуна, и ровно в полночь папоротник зацветает на несколько мгновений огненным цветом. Нужно поймать этот момент, и тогда все желания обладателя цветка папоротника сбудутся, он будет знать обо всем, что происходит в мире.

В легендах говорится, что в купальскую ночь растения разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки светятся волшебным светом. Есть поверье, что в эту ночь проводят гулянья всевозможные волшебники и ведьмы, воруя лошадей, отбирая молоко у коров. Чтобы защититься от нечистой силы, хозяева вешали над входом домом крапиву или острые предметы, о которые нечистая сила могла бы порезаться: иглы, серпы.

К утру молодежь купалась в реках, качалась по утренней росе, встречала восход солнца, в честь которого и праздновалось Купалье. Говорили, что в купальское утро солнце «играет» — двоится, троится и переливается разными цветами.
Документальный фильм из цикла 1000 миров "В ночь на Ивана Купала". В фильме показан языческий праздник летнего солцнестояния, ночь на Ивана Купала, русские неоязычники споминают старинные русские обряды, связанные с языческим богом солнца Ярило, ведьмина ночь, цветок папоротника, обливание водой, прыжки через костер и венки на воде - все это праздник Ивана Купала.
https://youtu.be/nse8NuUxjkY
В ночь на Ивана Купала (документальный фильм)
Белоруссия будет праздновать День Победы без георгиевских лент.
В ходе празднования Дня Победы георгиевские ленточки в Белоруссии не будут использоваться второй год
Вместо них символом праздника стала красно-зеленая лента цветов белорусского государственного флага с цветком яблони - "Цветок Великой Победы" - композиция, состоящая из яблоневого цвета и красно-зеленой ленточки. Яблоневый цвет – воплощает собой неразрывную связь поколений и искреннюю благодарность воинам-героям, подарившим своим детям и внукам Великую Победу, возможность спокойно жить, трудиться, растить детей и также, как в памятном мае 1945 года, искренне радоваться цветущим садам, ставшим символом новых мирных побед суверенной Беларуси. Эта масштабная социальная акция призвана укрепить единство белорусского народа, консолидировать граждан и отдать дань доблести и мужеству героев, сражавшихся за свободу родной земли в годы Великой Отечественной войны.

Комментарии