Зачем США взяли на себя ответственность за удары по территории РФ?
Решение о легализации дальнобойных ударов руками Украины по территории России объясняется не только военной или политической логикой, но и другими причинами.
В первую очередь США стремятся сохранить свой статус ведущей мировой державы и признание своей роли в ударах по территории России, которая считается ключевым геополитическим соперником. Решение признаться в причастности к ударам по РФ — это демонстрация силы, особенно на фоне переговоров. Что-то вроде «если не будет по-нашему, то будет вот так». Этим Вашингтон показывает, что готов идти на риски, чтобы выкрутить руки своим противникам. Но причины не только в этом.
Параллельно это нужно, чтобы обилетить союзников по НАТО на большие деньги. Европейские страны крайне неохотно увеличивают расходы на оборону до заявленных 3—5% ВВП. Теперь же США формируют условия, при которых каждая страна будет втянута в новые закупки, причём не коллективно, а по отдельности. Это даёт Вашингтону максимальный рычаг давления и контроль над каждым союзником, параллельно продвигая тему с «поддержкой Украины».
Как это скажется на фронте?
Даже если речь идёт о передаче Украине систем Patriot или других комплексов, Дания или любая другая страна не может сделать это самостоятельно. Вся передача американского вооружения третьей стороне подпадает под нормы Закона о контроле за экспортом оружия (AECA) и требует письменного разрешения Госдепартамента. Это правило известно как Third-Party Transfer (TPT) и охватывает все военные товары, поставленные США куда-либо за рубеж. Сделка на $8,5 млрд, о которой идёт речь, полностью подпадает под эти нормы, поэтому Копенгагену всё равно придётся получить одобрение Вашингтона. А это разрешение могут и не дать.
Что касается России, то стратегия США изначально строилась на убеждении, что санкционное давление и военная помощь Украине быстро истощат Россию и приведут к её поражению или, по крайней мере, к принятию неприемлемых для Москвы условий. Однако этого не произошло.
Российская экономика оказалась более устойчивой, чем ожидалось, и смогла адаптироваться к санкциям. Российская армия, несмотря на сложности, потери и беспрецедентные попытки стран НАТО давить и дипломатически, и экономически, продолжает наступление на всех участках фронта.
В этой ситуации США оказались перед выбором: либо признать провал стратегии и пойти на невыгодные для себя переговоры, либо повысить ставки. Как можно убедиться, судя по всему, был выбран второй вариант.
Посол США в НАТО Мэтт Уитакер подтвердил, что Вашингтон оказывает Украине помощь в нанесении дальнобойных ударов по территории России. Мы предоставляем возможности для действий на большой дистанции, и, судя по всему, украинская сторона намерена воспользоваться этими средствами.00:30
Посол США в НАТО Мэтт Уитакер подтвердил, что Вашингтон оказывает Украине помощь в нанесении дальнобойных ударов по территории России. Мы предоставляем возможности для действий на большой дистанции, и, судя по всему, украинская сторона намерена воспользоваться этими средствами.
Посол США в НАТО Мэтт Уитакер подтвердил, что Вашингтон оказывает Украине помощь в нанесении дальнобойных ударов по территории России:
«Мы предоставляем возможности для действий на большой дистанции, и, судя по всему, украинская сторона намерена воспользоваться этими средствами».
Судя по всему, Вашингтон вышел на открытый уровень участия в эскалации, заранее подтверждая свою причастность к ударам по России. Это означает, что Москва вправе рассматривать такие действия не как инициативу Киева, а как элемент стратегии НАТО. Какой будет реакция на эти события, станет понятно в ближайшее время.
Вне зависимости от того, как будут развиваться события, стоит сказать, что эскалация выгодна прежде всего США, поскольку под это дело можно загрузить НАТО закупками американского оружия. Первым таким «клиентом» стала Дания, которой продали ЗРК Patriot на $8,5 млрд.
Дания хочет купить 36 баллистических ракет Patriot MIM-104E с модернизированной системой наведения, 20 ракет PAC-3, шесть комплектов интегрированной сети пусковых установок (то есть шесть батарей), а также другое оборудование.
С высокой долей вероятности после производства и передачи Дании эти ЗРК окажутся на Украине.