Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублева

БОГОМАТЕРЬ ИЕРУСАЛИМСКАЯ
1710 год. Москва, Оружейная палата
Дерево, темпера
КП 100
Из Нижне-Троицкой церкви в Курске
Иконография Богоматери, именуемая в русской традиции «Иерусалимской» или «Гефсиманской», относится к типу Одигитрии обратного извода, когда Младенец сидит слева от Богородицы на ее правой руке (греч. Дексиократуса). К этому типу, достаточно распространенному в Византии, принадлежала древняя икона Богородицы из Софийского собора в Новгороде (т.н. «Корсунская»), от которой сохранился оклад XII века. Этот образ привлек к себе особое внимание на рубеже XV-XVI веков, когда новгородские иконописцы выполнили многочисленные реплики с него как прямого, так и обратного извода (получил в XVII веке название «Богоматерь Грузинская»).
На рубеже XVII-XVIII веков иконография пережила новое рождение и обрела свое название в связи с проводившимися в Успенском соборе Московского Кремля силами царских иконописцев работами по поновлению находившихся в нем древних икон. Иконописцем Оружейной палаты Кириллом Улановым среди прочих была поновлена древняя, возможно, привезенная из Новгорода икона Одигитрии такого типа. Тогда же образу была приписана легенда о его создании в Иерусалиме апостолом Лукой, привозе князем Владимиром после крещения из Корсуни и преследующей отправке в Новгород, а также о перенесении в Москву Иваном Грозным. В начале XVIII века с поновленной иконы было выполнено большое количество огромных мерных и небольших списков, автором большинства которых был Кирилл Уланов и его ближайшие сподвижники.
К числу таких списков принадлежит и икона из собрания Музея имени Андрея Рублева, автор которой неизвестен. Она была написана в 1710 году по заказу курского купца Андрея Сидорова Скорнякова и вложена им вместе с драгоценным окладом в Нижне-Троицкую церковь. Икона стояла слева от Царских врат в иконостасе верхнего храма.

Комментарии