Богоматерь Споручница грешных

Иконография Богоматери Споручницы грешных восходит к гравюре, изданной в Киево-Печерской лавре в 1694 году. Младенец на ней представлен держащим обеими руками правую ладонь Богоматери. На фоне помещены вирши: «Аз споручница грешных ко моему Сыну. Сей дал мне за них руце слышати мя выну. Да тии иже радость выну мне приносят. Радоватися вечне через меня просят».

БОГОМАТЕРЬ СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ Первая половина XVIII века. Москва Дерево, темпера; 34,5 × 30,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
Эта икона относится к самым ранним изображениям Богоматери Споручницы грешных и точно воспроизводит гравюру 1694 года. В одном из них ее сопровождает надпись "Радуйся, Одре Царя Великого", которая присутствует и в этом произведении на верхнем поле.
Композиция иконы сложная - Богоматерь с Младенцем находятся в ее центре, являя собой Солнце, от которого исходят лучи. В них в двенадцати малых кругах изображены ветхозаветные прообразовательные символы Богоматери, а в углах находятся символы четырех евангелистов. Вокруг центрального изображения идет стихотворная надпись, давшая название этой иконографии.
Позднее символы на таких иконах уже не изображались, но стихотворная надпись, окружающая Богоматерь с Младенцем, сохранялась.

Иконы, повторяющие композицию гравюры, были популярны в украинских и южнорусских землях. Прославление образа, получившего название по первым словам виршей на нем, произошло лишь около середины XIX века. В 1843 году в Николаевском Одрине монастыре в Орловской губернии от подобной иконы стали происходить многочисленные исцеления. В 1846 году представитель монастыря приехал в Москву, чтобы заказать для образа драгоценный оклад. Он остановился в доме подполковника Дмитрия Бонческула, который поместил список с чудотворного образа в своем домашнем иконостасе. Этот список вскоре также начал совершать исцеления и мироточить, в связи с чем в 1848 году его передали в московский храм Николая Чудотворца в Хамовниках.

Почитание образа вскоре распространилось широко за пределами Москвы. Списки с иконы выполняли и мастера иконописных сел Владимирской губернии.
БОГОМАТЕРЬ СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ Середина – вторая половина XIX века. Иконописные села Владимирской губернии (?) Оклад: Центральная Россия Дерево, темпера; металл, чеканка, стекла; 31 x 26,5 см Собрание Музея имени Андрея Рублёва
К их работам, очевидно, и относится икона из музейного собрания, на нижнем поле которой написан текст тропаря 4-го гласа Молебного канона Пресвятой Богородице. На окладе, вероятно исполненном одновременно с иконой, этот текст приведен внизу на прямоугольной дробнице.

Богоматерь Споручница грешных
БОГОМАТЕРЬ СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ Вторая половина XIX века. Ростов (?) Эмаль на медной основе. 5,3 х 4,4 см Собрание Музея имени Андрея Рублёва
Миниатюрная эмалевая икона из музейного собрания, исполненная во второй половине XIX века как список с московского образа, была предметом личного благочестия и предназначалась для постоянного ношения владельцем при себе.

Комментарии