Благовещение

О Благовещении повествуется в Евангелии от Луки, а также в апокрифических Протоевангелии Иакова и Евангелии Псевдо-Матфея. К Деве Марии в Назарет был послан архангел Гавриил с благой вестью о том, что через нее в мир придет Спаситель Мира. Она усомнилась в том, что это возможно, но ангел, сославшись на всемогущество Божие, привел в пример Зачатие неплодной Елизаветы. Мария приняла весть архангела со словами: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

В древнерусском искусстве существовало несколько вариантов изображения Благовещения. К концу XVII века русские иконописцы стали активно использовать западноевропейские гравюры в качестве композиционных образцов. Иконографическая схема, где Мария представлена коленопреклоненной перед аналоем с раскрытой книгой, а Гавриил – спускающимся на облаке с лилией в руках, взята с гравюры из Евангелия Наталиса – сборника из 153 гравюр на новозаветные сюжеты, изданного в Антверпене в 1593 году. Его инициатором был видный деятель иезуитского ордена Иероним Наталис (Херонимо Надаль).

Икона исполнена в новаторской манере с использованием художественных приемов западноевропейской живописи.
Благовещение
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
1694 год. Карп Иванов Золотарев, золотописная мастерская Посольского приказа
Дерево, масло; 52 × 72 см
Собрание Музея имени Андрея Рублёва

Комментарии