Богоматерь Неувядаемый цвет

Название иконы восходит к тексту Благодарного канона преподобного Иосифа Песнописца (IX век), в котором Неувядаемый Цвет - один из эпитетов Богородицы, отсылающий к ветхозаветным прообразам - Древу Иесееву и процветшему Жезлу Аарона. Празднование иконе совершается накануне и в день памяти преподобного Иосифа. Впервые это название встречается в составе изобразительного свода Богородичных икон в 1722 году. В нем было два разных образа Богоматери с близкими названиями — Неувядаемый Цвет и Благоуханный Цвет. Вскоре первое из них стало единым для всего разнообразия композиционных типов изображения Богоматери с Младенцем, где Мария или Христос держит в руках цветы.

Икона из собрания Музея с тронным изображением Богоматери восходит к одной из греческих гравюр и представляет иконографию, популярную в Греции и на Балканах, но в России встречающуюся редко. Произведение было создано в известном старообрядческим художественном центре XIX века — городе Сызрани на Средней Волге.
Богоматерь Неувядаемый цвет
БОГОМАТЕРЬ НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ
Середина XIX века. Сызрань
Дерево, темпера; 35,4 × 31,3 см
Собрание Музея имени Андрея Рублёва

Комментарии