В ночь с 16 на 17 декабря 1929 года разрушили Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех Чудова монастыря.

Монастырь, освященный во имя праздника Чуда Архистратига Михаила в Хонех, называвшийся "великой лаврой" и прославившийся как обитель русского просвещения, находился на Ивановской площади Московского Кремля. Он был основан в 1357 году московским митрополитом Алексием.
В 1504 году во время строительства в Кремле каменный соборный храм, заменивший в 1365 г. деревянную церковь, был перестроен заново. По-видимому, это строительство вели те же итальянские мастера, которые возводили основные сооружения Кремля. По архитектурным приемам он был близок к постройкам известного зодчего, Алевиза Нового - автора Архангельского собора. Вскоре после строительства в 1518-1519 гг, собор был украшен фресками. Губительный для Москвы пожар 1547 г уничтожил Чудов монастырь. Все, включая фрески, сгорело. Осталась лишь рака с мощами святителя Алексия. После восстановительных работ собор был снова расписан не позднее начала 1560-х гг.
Во вновь возродившемся Чудовом монастыре укоренилась традиция крестить новорожденных царских детей.
На протяжении своей истории монастырь не раз горел, что также вызывало необходимость поновления его фресок. Значительные прописи были сделаны в первой половине XVII в., однако ее исполнители не слишком отходили от образов, созданных их предшественниками, стараясь сохранить стиль и образность середины XVI в. Затем фрески поновляли в 1679 г, после пожаров 1701 и 1737 гг, в 1848-1849 гг. и, наконец, последнее поновление в 1912 г осуществил иконописец А.А. Глазунов.
Вслед за революцией, в 1919 г монастырь закрыли ,а в 1929 г тайно снесли. Под завалами погибли все обмерные чертежи и уже частично снятые реставраторами П.И. Юкиным и В.О. Кириковым фрески. Чудом сохранилось несколько небольших фрагментов, хранящихся теперь в собраниях ГТГ, ГИМ, ГРМ и в Музее имени Андрея Рублева.
На фото - фрагменты фресок, хранящиеся в Музее имени Андрея Рублева, показывающие разные этапы поновлений: лик апостола Петра - 1650-х гг, кисть руки, вероятно, XIX в.

Комментарии

Комментариев нет.