Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублева

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА, СО СЦЕНАМИ ЖИТИЯ
Середина XIX века
Дерево, темпера. 26 × 22 см
КП 3846
Великомученица Варвара (III в.) – дочь знатного язычника Диоскора. Согласно Житию святой, ее отец, желая оградить дочь от христиан, построил для нее башню, откуда она выходила лишь по его разрешению. Однажды на прогулке она встретила девушек христианок, рассказавших ей о Христе. Есть сведения, что ее наставником был философ и богослов Ориген. Узнав о принятии христианства св. Варварой, когда она повелела в выстроенной для себя бане сделать не два, а три окна в честь св. Троицы, Диоскор выдал ее на суд правителю города. После отказа от жертвоприношения идолам св. Варвара была предана мучениям. Свидетельница ее мук девица Иулиания (Ульяна) также громко объявила о своем желании пострадать за Христа, и их обеих казнили. Мощи св. Варвары были перенесены в Константинополь, где существовало несколько церквей и монастырь в ее честь. Затем, в 991 году, их часть была подарена в Венецию после брака дожа с византийской принцессой. Другая часть в 1108 году была принесена в Киев византийской принцессой Варварой, выданной замуж за князя Михаила Изяславича, где они были положены в Михайловском монастыре, а в настоящее время находятся во Владимирском соборе. Фаланга пальца великомученицы хранится в московской церкви св. Иоанна Воина на Якиманке.
Имеющиеся сведения о святых девах Варваре и Ульяне противоречивы. Местом их жизни назван город Илиополь (Гелиополь) – в древности существовало несколько городов с таким названием в разных местностях. О жизни святых упоминается в Мученических актах VII-VIII веков, авторство одно из этих текстов связано со св. Иоанном Дамаскиным. Житие св. Варвары было написано в IX в. архиепископом Сардским Иоанном, а затем отредактировано Симеоном Метафрастом. На Руси «Мучение св. Варвары и Иулиании» известно с XIV века.
Единоличные изображения св. Варвары были распространены в византийском и древнерусском искусстве с древних времен. В Византии в книжной миниатюре встречается сцена усекновения главы святой. Житийные иконы известны в русской традиции с XVI века.
На иконе из собрания Музея имени Андрея Рублева помимо изображения самой святой присутствуют две сцены ее жития. Тенденция к сокращению житийных циклов до минимума характерна для небольших икон, писавшихся в XIX столетии по частному заказу. В них житийное повествование не требовало пристального внимания в своем прочтении, а превратилось в напоминание о главных деяниях святого.

Комментарии

Комментариев нет.