Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублева
БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ВОЛОКОЛАМСКАЯ Около 1572 года. Москва Дерево, темпера; 109 × 75 см КП 4465 Из местного ряда иконостаса Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря Образ Богоматери Владимирской был написан в царской иконописной мастерской и вложен в Иосифо-Волоколамский монастырь Григорием Лукьяновичем Бельским (Малютой Скуратовым). По размера, иконографии и особенностям доски она повторяет древний византийский образ Богоматери Владимирской из Успенского собора Московского Кремля - палладиума Московского государства. В отличие от древнего оригинала на главе Марии изображен расшитый жемчугом и камнями убрус поверх мафория, Над ее нимбом - корона. Эти детали передают драгоценный убор древней иконы, который она имела в XVI столетии. В отличие от древней иконы на полях образа имеются дополнительные изображения двух архангелов в медальонах и московских святителей Петра и Ионы, чьи мощи покоятся в Успенском соборе Кремля. При первом из них митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву, при втором русская Церковь стала автокефальной. Сгущенная цветовая гамма, темный оттенок ликов типичны для московского иконописания 1570-х годов. Это еще более усиливает скорбное выражение лика Богоматери, характерное и для древней иконы, придавая ему трагический оттенок. Икона особо почиталась в монастыре как чудотворная и имеет особый день празднования - 3/16 марта.
Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублева
БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ВОЛОКОЛАМСКАЯ
Около 1572 года. Москва
Дерево, темпера; 109 × 75 см
КП 4465
Из местного ряда иконостаса Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря
Образ Богоматери Владимирской был написан в царской иконописной мастерской и вложен в Иосифо-Волоколамский монастырь Григорием Лукьяновичем Бельским (Малютой Скуратовым). По размера, иконографии и особенностям доски она повторяет древний византийский образ Богоматери Владимирской из Успенского собора Московского Кремля - палладиума Московского государства. В отличие от древнего оригинала на главе Марии изображен расшитый жемчугом и камнями убрус поверх мафория, Над ее нимбом - корона. Эти детали передают драгоценный убор древней иконы, который она имела в XVI столетии.
В отличие от древней иконы на полях образа имеются дополнительные изображения двух архангелов в медальонах и московских святителей Петра и Ионы, чьи мощи покоятся в Успенском соборе Кремля. При первом из них митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву, при втором русская Церковь стала автокефальной.
Сгущенная цветовая гамма, темный оттенок ликов типичны для московского иконописания 1570-х годов. Это еще более усиливает скорбное выражение лика Богоматери, характерное и для древней иконы, придавая ему трагический оттенок.
Икона особо почиталась в монастыре как чудотворная и имеет особый день празднования - 3/16 марта.