Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублева

БОГОМАТЕРЬ ВЗЫГРАНИЕ МЛАДЕНЦА
Первая четверть XVII века. Москва. Оклад: Конец XVIII века
Дерево, темпера; серебро, золочение, чеканка, гравировка. 27,5 × 21,5 см
КП 4668/1-2
Изображение Богоматери с Младенцем, который «взыграся» (играющий) является особым вариантом иконографии Умиления, сложившимся в восточно-христианском искусстве в XII – XIII веках. На Руси этот тип известен с XIV века. Богоматерь поддерживает Младенца обеими руками, склоняясь к нему главой. Божественное дитя изображается в сложном повороте, как бы резвящимся в ее объятиях: одной рукой Христос касается подбородка матери, в другой опущенной держит свиток, голова запрокинута.
Одна из наиболее известных и почитаемых икон такого типа, обретение, которой, по преданию, произошло 7 (20) ноября 1795 года, находилась в Николо-Угрешском монастыре под Москвой.
Символическое содержание образа Взыграния связано с текстами страстной литургии, в динамичной позе Христа просматривается образная параллель его крестным страданиям. В русском искусстве XVI – XVII веков этот иконографический тип получил широкое распространение. Музейная икона имеет особенности в изображении позы Младенца, почти повернутого спиной к Богоматери, так что она как бы с трудом удерживает его в живом порывистом движении, и самой Марии, обеими руками обнимающей и прижимающей к груди Богомладенца. Такая композиция сближает этот образ с иконой Богоматери Умиление типа Яхромской второй половины XIV века из Благовещенского собора Московского Кремля.
Икона написана московским иконописцем в первой четверти XVII века и отличается всеми характерными для лучших столичных мастеров времени царя Михаила Романова художественными приемами: хрупкая фигура Богоматери великолепно построена, живопись личного отличается мягкостью переходов от светлого зеленоватого санкиря к чуть красноватому охрению. Выразительный графически четкий рисунок больших глаз, тонких бровей, изящного носа придает облику Богоматери особую мягкость. Тщательно, с большим мастерством написаны золотая кайма, украшающая мафорий Богоматери, и одежды Младенца.

Комментарии

Комментариев нет.