Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва

БОГОМАТЕРЬ ПИМЕНОВСКАЯ
Вторая половина XVIII века
Дерево, темпера 10,6 х 7,2 см
КП 7407
Первое письменное упоминание об иконе Богоматери Пименовской находится в «Степенной книге царств» середины XVI века, где говорится о том, что привезенный некогда митрополитом Пименом из Константинополя чудотворный образ Богородицы, находившийся прежде в Успенском соборе Московского Кремля, носили в дом к купцу Тютруму для совершения молебна об исцелении, после чего поставили его в Благовещенском кремлевском соборе. После революции икона вошла в собрание Государственной Третьяковской галереи. Она атрибутируется как произведение византийского мастера 1380-х годов, что соответствует времени пребывания Пимена в митрополичьем сане (1382-1384 годы, † 1389 году).
Изображение на древней иконе относится к типу Одигитрии, но отличается необычной позой Младенца, представленного привстающим в сложном развороте, и жестом правой руки Богородицы, придерживающей Сына на уровне груди.
Небольшая иконка из музейного собрания был частью распиленной на фрагменты большой иконы с изображением множества чтимых богородичных образов. Ее иконография несмотря на надпись «Образ Богоматери Пименовская, в 6895 июня 6 день», указывающую предполагаемую дату ее принесения в Москву (1387 год), не соответствует оригиналу и и более похожа на традиционный вариант Одигитрии. В XVIII веке иконописцы, особенно провинциальные, плохо представляли реальный облик не очень широко почитаемых древних икон и допускали серьезные искажения в их воспроизведении в иконах-сводах.

Комментарии

Комментариев нет.