Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва

БОГОМАТЕРЬ ТРОЕРУЧИЦА, С МУЧЕНИКОМ ВОНИФАТИЕМ И ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕЙ ЕКАТЕРИНОЙ НА ПОЛЯХ
Конец XIX – начало XX века
Дерево, темпера; 26,4 x 22,4 см
КП 3512
Образ Богоматери Троеручицы - византийская икона середины XIV века, хранящаяся в сербском монастыре Хиландар на Афоне и иконографически относящаяся к типу Декиократусы (греч. Праворучицы, т.е. держащей Младенца на правой руке). Живописного изображения на ней третьей руки нет, но есть следы крепления серебряного вотивного предмета в виде руки, который позднее был перенесен на оклад иконы. Его появление на было, очевидно, связано с даром за исцеление руки по молитвам перед образом.
В XVI столетии русскому читателю стал доступен перевод афонского сказания об иконе, согласно которому третья рука несколько раз возникала на образе при его написании сама собой, несмотря на усилия иконописца ее убрать. Существовало также и другое предание, оъяснявшее появление на образе третьей руки, пришедшее в Россию в XVII столетии. Согласно ему, серебряное изображение руки приложил к образу преподобный Иоанн Дамаскин (VIII века) в благодарность за чудесное приращение отсеченных иконоборцами рук.
Первые иконы Богоматери Троеручицы появились в Москве в 1658 году, их привезли из афонского Хиландарского монастыря для патриарха Никона и царицы Марии Ильиничны. Затем в 1661 году был привезен еще один список для патриарха Никона, поставленный в Новоиерусалимском монастыре.
В русской традиции изображение третьей руки на иконах Богоматери Троеручицы в связи с двумя разными легендами о ее возникновении разнилось. На некоторых это реальное изображение руки, на других - серебряное, соответствующее приложенной к образу воте. Церковные власти препятствовали распространению первых как "сомнительных", поддерживая версию, связанную с Иоанном Дамаскиным.
В соответствии со второй легендой третья рука представлена и на небольшой иконе из собрания Музея имени Андрея Рублёва. Она была написана старообрядческим мастером в подчеркнуто традиционной манере на рубеже XIX-XX столетий, когда подобная стилистика стала востребована широкими слоями российского общества. Подбор святых на полях иконы связан с именами членов семьи ее заказчика.

Комментарии

Комментариев нет.