Гирокар Шиловского. Дедушка "Сигвея" и первый двухколесный автомобиль

Гирокар, пожалуй, одно из самых необычных транспортных средств. Колёса в нем расположены одно за другим, но это не велосипед, это автомобиль, внутри которого находится гироскоп с вращающимся маховиком, удерживающим всю конструкцию не только в движении, но и во время стоянки. Сейчас подобные двухколесные машины можно увидеть только в качестве экспериментальных или спортивных моделей, сделанных под заказ. Тем не менее история у них давняя и интересная.
Первый безрельсовый полноценный автомобиль с гироскопом спроектировал и построил талантливый изобретатель граф Петр Шиловский. К воплощению главной своей идеи граф приступил в 1912 году, но царское правительство проект не одобрило. Слишком странным, непонятным и дорогим казался двухколесный самоходный экипаж.
Изобретатель отправился в Англию и представил свои чертежи компании Wolseley Tool and Motor Car, которая и взялась за реализацию проекта при непосредственном участии его создателя.
Первый гироскопический автомобиль был продемонстрирован широкой публике в Лондоне 28 апреля 1914 года. Четырехместная машина двигалась с пассажирами на небольшой скорости при этом была устойчивой несмотря на то, что у неё было всего два колеса как у велосипеда. Она была оборудована 4-целиндровым 24-сильным мотором от легкового Wolseley 16/20НР. Автомобиль имел внушительный вес в 2750 кг. При этом один только кованный маховик гироскопа весил 610 кг и имел диаметр более метра.
Двигатель посредством ременной передачи запускал электрогенератор, который подавал ток на электромотор, раскручивающий маховик гироскопа до 3000 оборотов в минуту. Маховик как вращающийся волчок при отклонении в ту или другую сторону сохранял равновесие тяжелого четырехметрового автомобиля.Обойма маховика могла наклоняться, она работала в паре с двумя 50 килограммовыми маятниками, благодаря им автомобиль оставался устойчивым даже когда стоял на месте.
С началом первой мировой войны Шиловский возвратился в Россию. В 1915-ом году он предложил построить еще один автомобиль, который сможет двигаться по местностям, недоступным четырехколесному транспорту, затрачивая при этом меньше энергии. Но идея была снова отвергнута, хотя изобретённые им гироскопы устанавливали на тяжелые самолеты «Илья Муромец».
Англичане же решили сохранить первый Гирокар от бомбежек просто закопав его в земле. О нем благополучно забыли, но вернувшийся в 1922 году в Англию граф Шиловский к 1938-му году добился чтобы его автомобиль откопали и восстановили.
Машина была отреставрирована, покрашена и отправлена в музей Wolseley. Однако через 10 лет еще при жизни графа экспонат признали немеющим ценности и уничтожили. Так закончилась история первого в мире двухколесного гирокара, созданного российским изобретателем. Хотя дело Шиловского живет. Неожиданно, идеи русского графа нашли свое воплощение в современном пешеходном транспорте "Сигвей".
Гирокар Шиловского. Дедушка "Сигвея" и первый двухколесный автомобиль

Комментарии