Персиковый закат в селе Всехсвятское

Село Всехсвятское (в прошлом Сырьяно–Всесвятское) – одно из древних сёл на территории Белохолуницкого района. К началу своего существования оно входило в Сырьянский стан Слободского уезда. О древнем происхождении села свидетельствует «Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской Епархии» В.И. Шабалина. В ней, на с. 471, читаем: «с. Сырьяно–Всесвятское, приход древний, основание его относится ко второй половине XVI ст. По переписи Доможирова, составленной в 1629 г., а равно и по другой переписи, произведённой писцом Карауловым в 1654 г. этот приход уже значился».
Сырьянский стан в конце ХVI - начале ХVII в. был в основном заселен удмуртами, но в это же время идёт бурное заселение северных земель русскими, которые основали поселения вначале на берегах Вятки, а в дальнейшем по её притокам. Таким поселением стал небольшой починок Мишки Головкина на речке Осётровке рядом с большой удмуртской деревней Передняя Муина в 1581 г., который и вырос потом в село Всехсвятское. Починок этот был односторонок, то есть дома располагались по одной стороне. Тогда же была построена первая деревянная церковь во имя Всех Святых. Первыми жителями были 3 или 4 семьи Анфилатовых и Поповых, судя по фамилиям, выходцы из города Слободского.
Через 20 лет первая церковь сгорела от молнии. «И в 1603 г. в селе над речкой Осётровкой построили новую большую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и теплый придел во имя Всех Святых. Старая деревянная церковь, стоявшая в селе 175 лет, была разобрана в 1778 г.
В 1629 г. в селе имелось 5 дворов церковников (в их числе и попа Василия Юрьева) и 16 дворов бобыльских.
В 1640-1650 годах через село Сырьяно-Всесвятское пролегла большая дорога, шедшая из Москвы через Хлынов, Слободской на Кай, Верхотурье в Сибирь. В селе устроили постоялый двор для обозов и ямскую станцию. Местные крестьяне получили возможность в зимнюю пору на своих лошадях зарабатывать на перевозке грузов: хлыновский хлеб - в Тобольск, а мороженое молоко и мясо - в Москву.
В 1678 г. во Всехсвятском насчитывалось 7 дворов церковников и 20 дворов оброчных бобыльских, в которых проживали 87 человек. Старинные документы сохранили их имена: поп Петр Котевин с работником Ваской Котеговым, диакон Иван Городилов, дьячок Гришка Попов, просфирница Марийца Полудницына, бобыли Васка Селиванов и его работник Мишка Кочергин, Конашка Романов, Никитка Трапезников и другие».
В 1695 г. в городе Слободском известный мастер колоколитейного дела Трифон Каркин изготовил колокол для церкви Всех Святых.
С ростом населения церковь становилась тесной. И в 1765 г. было принято решение построить в селе каменную церковь.
В ГАКО хранится отпуск в деле Вятской Духовной консистории 1765 г. №13: «По благодати, дару и власти всесвятого и животворящего Духа, данной нам от самого великого архиерея господа нашего Иисуса Христа через святые и священные Его апостолы и их наместники и приемники. Благословили мы и дали сию храмозданную грамоту Епархии нашей, села Сырьянско–Всесвятской церкви священно–церковнослужителям и старосте церковному с приходскими людьми, по прошению оных, вместо обветшавшей деревянной Всесвятской, сооружить вновь каменную во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Всех Святых церковь, и когда сооружены будут, тогда убрать те церкви иконостасами и святыми иконами и прочим церковным благолепием.
Май 28 дня 1765 г. № 769
Подлинная грамота подписана Его преосвященством тако: Божиею милостию Смиренный Варфоломей Епископ Вятский и Великопермский.
Подлинная грамота подписана иереем Феоктистом».
О выборе места для неё бытует такое предание. Будто бы прибывший из Вятки архиерей со свитой для выбора места и закладки церкви, определил это место на вершине увала. Оттуда сам по себе открывался широкий вид на окрестные просторы, а с колокольни он расширился бы вдвое. Но головкинцам это место не понравилось. Далековато от селения и от речки, да и трудновато туда подниматься пожилым людям по крутому склону увала. Ночью кто-то из них перенёс крест и икону, поставленную архиереем на вершине, вниз – на берег Осётровки, в центр деревни. Утром объявили, что место для церкви на горе не угодно Богу, и он сам послал архангела, чтобы перенести крест с иконой на другое место. В действительности, человеком, который перенёс крест на берег Осётровки, был обычный мужик Василий Попов, которого впоследствии прозвали Василий-архангел. Так и освятили это место у речки на высоком берегу приезжие священники для новой церкви. Решили посвятить её Всем Святым и назвать село Всехсвятское. На молебен и закладку церкви собралось множество людей со всего прихода.
Строилась церковь на губернские средства по линии духовенства, а также были пожертвования с прихожан. Так что строили её всем миром. Кирпич изготовляли на месте. Под деревней Байгозята, в 3 км. от села, копали красную глину, там же в дощатых сараях лепили кирпичи и складывали их в специальные ямы. В этих ямах шел обжиг кирпичей, для чего использовали дрова. Для промази использовали раствор, содержащий белую глину и известняк, которые добывали в другом месте. Для получения известкового теста известь заливали водой. «Железо закупили на ярмарках в Ирбите и Кунгуре. Начался усиленный ежемесячный подворный сбор денег. На строительство церкви прихожане несли не только деньги, а и жито, куделю, мясо, масло, мед, рогожи, кадки… Церковнослужители все тщательно учитывали и с максимальной выгодой продавали на ярмарках в Слободском и Хлынове, а также в Казани, Нижнем Новгороде и даже в Москве».
Северный тёплый придел был построен артелью каменных дел мастера Григория Тебенькова в 1765-1768 гг. 9 января 1768 г. придел во имя Всех Святых освятили, и в нем начались службы. Расписан он был в 1775 г. и тогда же в нем обновили иконостас.
В церкви служили два священника, один дьякон, два псаломщика, одна просвирня, два сторожа (дневной и ночной), церковный староста.
В 1769-1773 гг. построили холодную церковь с главным престолом Рождества Пресвятой Богородицы. Она освящена была 7 сентября 1777 г. В 1778 г. иконописец Тимофей Плотников расписал её стены. В.И. Шабалин пишет: «Крестьянин ведомства государственной коллегии экономики Екатерининской вотчины, житель села Екатерининского, Тимофей Плотников в 1777 году находящимся при доме Его преосвященства определенным смотрителем иеродиаконом Климентом Чаховским свидетельствован и потому дозволено было им иеродиаконом ему Плотникову в селе Сырьянском, Всехсвятском писать святые образа, где и ныне оную работу исправляет, а кроме того подрядов при церквах, а также билета не читает».
Продолжением холодного храма стала тёплая трапезная с приделом Филиппа митрополита Московского. Этот придел был освящён 11 июля 1772 г., а в 1830 г. упразднён.
Завершив строительство храма, на колокольню подняли 3 больших колокола весом по 30-55 пудов и 9 маленьких колокольцев. Последний, самый большой колокол был поднят на колокольню в 1864 г., на нём был выбит точный вес: 102 пуда 3 фунта. Отлили его слободские колоколитейщики Бакулевы. Поднимали его на канатах через верхние блоки, растянув канаты в разные стороны. Перед завершением подъема колокола один канат оборвался, подъем приостановили. Мастера стали совещаться: опустить колокол на землю или дотягивать. Решили дотянуть. Он был подвешен в центре звонницы, а все остальные в проёмах её окон. Четыре больших колокола были соединены одним канатом, и ими звонил один звонарь. Остальными девятью колокольцами в такт большим звонил второй. Звонарь стоял спиной на восток, лицом к юбке колокола. Петлю двух колоколов он надевал на живот. Правую ногу ставил на доску-педаль, правой рукой брал канат языка большого колокола, а левой брал за канат второго колокола, таким образом, удар большого колокола производил правой ногой вместе с правой рукой. Левой рукой производил удар второго колокола, остальные два колокола животом. В Пасхальную неделю подняться на колокольню и позвонить в колокола разрешалось всем.
В таком виде Всехсвятская церковь простояла до 1893 г. «В 1893 г. храм расширен. В 1904 г. храм обращен в теплохолодный, причем правый придел упразднён. Ныне в храме два придела (престола). Главный – Рождество Богородицы и придел Всесвятский» [4. С. 471].
Кроме основной церкви в с. Всехсвятское имелись приписанные к ней часовни. В самом селе находились две: Фроловская и Ильинская. В деревне Середневская находилась Егорьевская часовня, построенная из пропитанной противогниющим составом древесины без зауголков, без единого гвоздя и строительной скобы. Низ часовни был четырехугольный, середина – восьмиугольная, верх – круглый. Праздником там считалась Недостовская (первое воскресенье после Петрова дня). Разрушили часовню после Великой Отечественной войны.
Из «Клировой ведомости» 1914 г., с. 150 известно, что ещё одна часовня находилась у д. Шихалеевской в двух верстах от храма. Это была деревянная, очень древняя часовня, которая много раз перестраивалась. В первый раз она была устроена вновь окрестившимися удмуртскими семьями, ещё до постройки в приходе деревянной церкви. Она имела следующие размеры: в ширину 4 сажени, в высоту с куполом 8 саженей, покрыта железом, венчающий её железный крест был окрашен краской. В часовне отмечалось два празднества: 23 апреля в честь Великомученика Георгия Победоносца, и в честь святого Модеста – архиепископа Иерусалимского – в первое воскресенье после первого октября.
Была часовня и в д. Кезвинской в 15 верстах от церкви. Она была построена по плану, освящена в 1907 г. Эта часовня была 10 саженей в вышину с куполом и железным крестом, украшенным зеркальными стёклами, в длину и ширину по 5 саженей. Часовня была прочна, обшита тёсом; крыша и купол покрыты железом. В часовне установлен иконостас деревянный, перенесённый из местной церкви Всесвятской, из упразднённого придела Святого Филиппа Митрополита Московского. Иконостас был в два яруса с живописными иконами. В Кезвинской часовне почитались празднества в восьмую неделю после Пасхи во имя Святой Троицы и первого сентября Святого преподобного Симеона Столпника.
Ко Всехсвятской церкви была приписана также однопрестольная церковь во имя Вознесения Господня в деревне Ракаловской, которая просуществовала всего 10 лет, с 1901 по 1911 гг. Она сгорела из-за неосторожной топки печей 31 марта 1911 г. В ней служили Всехсвятские священники и дьяки.
За годы существования церкви Всех Святых в ней служило множество лиц духовного звания.
С изменением церкви менялся облик села. Само село начиналось с церковной площади треугольной формы, откуда расходились три улицы. Площадь окружали дома церковников и зажиточных людей. Три из них были двухэтажные. Один полукаменный занимал священник, другой деревянный – его помощник, а третьим владел местный богатей Колесников. В его доме нижний этаж был занят под столярную мастерскую, где обучались мастерству и работали на хозяина сельские парни. Ещё два–три одноэтажных дома на площади занимали купеческие лавки и жили служители церкви.
Расходящиеся три улицы просто назывались концами. Нижний конец спускался к плотине пруда к мельнице, построенной за околицей села. Верхний конец поднимался в гору. Там, на вершине, где предполагалось строить церковь, в 1903 г. построили пятиклассную школу, по тем временам замечательную, просторную и светлую с общежитием для младших школьников издалека.
Большой конец тянулся вдоль пруда, где на пути встречаются два пологих оврага. Между ними на возвышенности было построено обширное здание волостного правления с флигелем для его сотрудников. Когда–то здесь же рядом стояла церковно-приходская школа, а с другой стороны пожарный сарай с ручной пожарной машиной.
На окраине села за мостом стояли выездные ворота из села. От них расходились две дороги: одна вела вдоль речки Осётровки через Ракалово в Белую Холуницу. Это был основной тракт, а за прудом туда же вела другая дорога – вспомогательная.
В 1882 г. было открыто церковно-приходское попечительство. «С 1 января 1914 г. председателем попечительства состоит крестьянин д. Заднинской Сергей Венедиктович Новосёлов. Членами – крестьяне прихода сей церкви: д. Залоговской Николай Алексеевич Попов, д. Середнинской Иван Никифорович Шитов, д. Раневской Фрол Григорьевич Глазырин, д. Владычной Георгий Игнатьевич Мякишев, д. Шуплецовской Василий Михайлович Шуплецов, д. Зеленинской Дмитрий Георгиевич Трапезников.
Церковно-приходское попечительство заботится о благоустройстве храма. Содержит церковно–приходскую школу, доставляет отопление, освещение, сторожа и ремонтирует школьное здание. Вырабатывает красный кирпич для продажи и ремонта печей церкви, училища и причтовых домов».
После революции в октябре 1917 г. изменилось и село. Был выслан предприниматель Колесников, а его мастерская и дом были реквизированы. В поповском доме на первом этаже открылся медпункт с квартирой фельдшера Батенькова Ивана Ивановича. На втором этаже молодёжь оборудовала клуб и библиотеку.
Из воспоминаний Попова П.А. следует, что церковь была закрыта 4 февраля 1930 г. решением схода прихожан по докладу председателя райисполкома Мордвинцева. Вместо неё жители села ходатайствовали об открытии школы повышенного типа. Однако старожилы села утверждают, что ещё в 1936 г. в церкви шла служба, так как у одной из жительниц села Всехсвятское Исуповой М. П. 30 октября 1936 г. в этой церкви отпевали мать. Мария Павловна вспоминала, что в войну церковь уже не работала, туда ссыпали зерно. По ее мнению церковь начали рушить в 1938 г. После войны в церкви были склад и мельница.
В 1982 г. в селе шло строительство нового школьного здания. Во время проведения земляных работ был обнаружен клад: глиняная корчага с медными монетами. По датировке монеты совпадают со временем постройки церкви. Есть предположение, что кто-то воспользовался народными пожертвованиями.
К настоящему времени церковь стремительно рушится. Этому способствуют и люди, и природа. В конце мая 2007 г. по селу прошёл ураган, который разрушил главу храма и кровлю трапезной. В XXI веке этот памятник истории и архитектуры может исчезнуть совсем.
Фото: Дмитрий Медянцев
Информация: портал "Родная Вятка"

Персиковый закат в селе Всехсвятское - 879838224115
Персиковый закат в селе Всехсвятское - 879838223859
Персиковый закат в селе Всехсвятское - 879838223603

Комментарии

  • 3 фев 2019 21:35
    В селе Всехсвятском после окончания пединститута работали мой сын с женой, правда сыну в школе уроков не нашлось и ему пришлось работать пчеловодом. Я приезжала к ним, мне очень нравилась природа там, окрестные леса. После их  переезда в Киров, там больше не была.За эти 20 лет, там наверно многое изменилось.
  • 4 фев 2019 23:17
    К сожалению всё меняется не в лучшую сторону.
  • 8 фев 2019 11:16
    Очень жаль...