Коллекция жителя Эстонской деревни Куртна превратилась в музей ретромотоциклов

"Индиан" 1927 года выпуска, мотоцикл эстонского производства и даже советский супербайк. Коллекция жителя деревни Куртна Урмаса Теэару превратилась в музей ретробайков.
Коллекция жителя Эстонской деревни Куртна превратилась в музей ретромотоциклов
"Это было в 1976 году, я ремонтировал мопед одному местному жителю. И он предложил за ремонт мопеда мне мотоцикл своего отца - "Москва" 1950 года", - рассказал "Летнему горизонту" владелец музея ретромотоциклов Урмас Теэару.

Полвека тому назад житель деревни Куртна и представить себе не мог, что его коллекция, начало которой было положено совершенно случайно, со временем разрастется до 120 с лишним экспонатов, а сам он станет в одном лице владельцем, управляющим и хранителем музея ретромотоциклов. Значительную их часть Урмас приобрел уже в 90-е годы - эта эпоха приносила порой удивительные парадоксы в ценообразовании.

"Были времена, что люди за бутылку водки отдали мотоцикл "Харлей". У меня есть друзья, которые так купили. Бывало, и за 30 рублей покупали, и за 100", - отметил Урмас.

Значительную часть экспозиции этого музея составляют советские мотоциклы серийного производства - помимо уже упомянутой "Москвы" это и "Красный октябрь", и "Ковровец", а также "Тула", ПМЗ, и, пожалуй, самый известный и популярный мотоцикл советской эпохи - "Иж". Но есть в коллекции Урмаса и настоящие штучные реликвии.

"Многие люди даже не знают, что был такой советский супербайк, можно сказать. Здесь четыре цилиндра. Это не японский мотоцикл, а советский. Это в Серпухове делали. Там шестиступенчатая коробка, и на нем в принципе призовые места на Кубке мира получили", - рассказал Урмас.

Спортсменом, который выступал на этом уникальном мотоцикле, был легендарный Эндель Кийза, признанный на старте нового тысячелетия лучшим эстонским мотогонщиком ХХ века. Уже в наши дни этот супербайк оказался в руках финского энтузиаста, который привел его в порядок.

Примерно четыре года назад мотоцикл сменил владельца, и теперь украшает коллекцию в Куртна. Цену сделки Урмас не раскрывает по договоренности с финским продавцом, но говорит, что это самый дорогой экспонат в его музее.

Есть в коллекции Урмаса и мотоцикл эстонского гонщика, 21-кратного чемпиона Советского Союза Лембита Теэсалу. Это мотоцикл Vihur-Yamaha, который был сделан в Эстонии.

Экспонаты для коллекции Урмас чаще всего покупает на интернет-аукционах, и порой ему даже приходилось выдерживать конкуренцию со стороны коллекционеров из числа российских олигархов.

Старые мотоциклы не просто доживают свой век, покрываясь ржавчиной под крышей музейного здания. Урмас является членом клуба любителей и реставраторов старой автотехники, которые из года в год устраивают заезды на своих раритетных железных конях. И, например, "Индиан" 1927 года выпуска, несмотря на свой почтенный возраст, оказывается, еще вполне на ходу.

Любовь к ремонту старой техники разделяет и давний знакомый Урмаса Велло. Он, в отличие от Урмаса, пока свой собственный музей открывать не собирается, хотя в своем гараже ему тоже есть чем похвастать.

Например, у него есть легендарный "Урал". Эта машина выпущена аж в 1963 году, 60 лет назад. Примерно на таких ездили гаишники и милиционеры в советское время.

Тяжелые "Уралы" строились в советское время на Ирбитском заводе, сейчас там находится единственный в России государственный музей мотоциклов. Коляску для своего "Урала" Велло смастерил по чертежам, за которыми специально ездил к директору этого музея.

Источник: "Летний горизонт" (ETV+)

Комментарии

Комментариев нет.