Негритянка

Негритянка
Илья Репин. Негритянка. 1875-1876
«Негритянка» в Михайловском дворце Русского музея неизменно притягивает внимание посетителей. Даже без подсказок экскурсовода они отмечают достоинство и естественную грацию чернокожей женщины, которую автор – Илья Репин изобразил без какого-либо выпячивания экзотики.
«Руки, посмотрите на руки, – доносится шёпот зрителей, – какие живые, настоящие руки…».
По окончании Академии художеств, в 1873 году Репин отправился в пенсионерскую поездку за границу. Основным местом пребывания художника стал Париж. Впитывая творчество художников-реалистов прошлого, Илья Ефимович открыл для себя Мариано Фортуни – современника, представителя академической салонной живописи, романтического ориентализма.

Молодой испанец придерживался широких взглядов на искусства и был «звездой». Илья Репин увидел его полотна в Риме, в Париже на посмертной выставке и позже написал в автобиографических очерках «Далёкое близкое»:
«Фортуни поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм, колорите и силе света».
Такое признание Илья Ефимович сделал, размышляя о правомерности «искусства ради искусства», которое он видел у Фортуни и Мейссонье, и которое было тогда недоступно в России, ориентировавшейся на обязательное присутствие идеи в художественном произведении.

Очарованный африканскими этюдами Фортуни, Репин, скорее всего, и написал «Негритянку», но сделал это, конечно, по-своему. Мерцающее золото украшений и переливы ткани, соединённые через тонкие цветовые переходы в единую тёплую гамму, чувственные, «живые» руки, обнажённая ступня, выглядывающая из-под длинного одеяния, – выразительный образ женщины, спокойной и слегка усталой.

Весной 1876 Репин показал картину на выставке парижского Салона. Её сразу купили, и почти полвека «Негритянка» оставалась в полном забвении. В 1938 году, через восемь лет после смерти художника, Русский музей смог приобрести полотно и включил его в постоянную экспозицию.

#Русскиймузей_Кемерово #РусскоеНастоящее
#К_юбилею_Репина

Комментарии

Комментариев нет.