Иркутский Вертоград
11 мая

В Светлую субботу в конце литургии священник читает особую молитву на раздробление артоса, дробит его на мелкие части, которые раздают прихожанам.

Артос (с греческого так и переводится — «хлеб») — это большая просфора с изображением Воскресения Христова или Креста, которая освещается в день Пасхи, а затем хранится в храме всю Светлую седмицу (неделю после Пасхи). Делается это в память об апостольском обычае, который сохранило церковное предание. После Воскресения Спасителя апостолы, собираясь на молитву, совершали Евхаристию, установленную на Тайной Вечере, и в память о своем Учителе, символически оставляли для Него место за столом и полагали туда хлеб. Эта традиция была продолжена в Церкви. В первые пасхальные дни мы выставляем в храме артос, который напоминает о первых днях жизни апостольской общины и одновременно знаком того, что Христос стал для нас Хлебом Жизни.
Всю Светлую седмицу артос находится на солее перед открытыми царскими вратами. Во время служб его немного сдвигают в сторону, чтобы он не мешал священнослужителям. Каждый день после литургии артос обносится вокруг храма во время крестного хода.
В Богослужебном уставе (Типиконе) нашла отражение древняя практика употреблять полученный артос во время субботней же трапезы. Сейчас принято вкушать его в течение всего года во время болезни,как и просфоры, натощак.
Артос НЕ ЗАМЕНЯЕТ ПРИЧАСТИЕ. Еще в XIX веке святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса подчеркивал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение — грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисусa Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет».

Показать ещё

Комментарии

Комментариев нет.