12 июля 1928 года экипаж советского ледокола «Красин» спас выживших членов интернационального (итальянцы, шведы, норвежцы) экипажа арктической экспедиции разбившегося дирижабля «Италия».

Руководил терпящим бедствие отрядом дирижаблестроитель, исследователь Арктики, генерал Умберто Нобиле.
Дирижабль с экипажем из 16 человек вылетел из архипелага Шпицберген (Норвегия) 23 мая, пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла, выжившие почти 1,5 месяца провели на льду, разделившись на две группы. Впоследствии из 16 членов экспедиции выжили только восемь человек.
3 июня 21-летний советский радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма (Северо-Двинской губернии), поймал сигнал радиостанции экспедиции на самодельный одноламповый приёмник, который даже не был собран, а представлял собой разложенный на столе макет из деталей, соединённых проводами. Николай отправил телеграмму в Общество друзей радио в Москве, после чего при Осоавиахиме был создан Комитет помощи «Италии».
В СССР было подготовлено два ледокола, которые должны были дойти до двух лагерей терпящей бедствие экспедиции и принять на борт всех находившихся там. «Малыгин» вышел из Архангельска, а «Красин» — из Ленинграда. Однако «Малыгин» выбыл из операции по спасению, так как оказался зажат льдами в Баренцевом море. Экипаж ледокола «Красин» вечером 12 июля сначала забрал на борт со льдин первую группу, вечером того же дня — вторую группу исследователей. При этом самого руководителя экспедиции — Умберто Нобиле — еще 23 июня смог забрать со льдины шведский летчик. В его самолете было только одно пассажирское место, Нобиле просил спасти первым механика со сломанной ногой, но у летчика был приказ спасти первым именно Нобиле.
Эпизод с эвакуацией первым главы экспедиции со временем привел к тому, что Нобиле подвергся резкой критике со стороны руководства Италии во главе с Муссолини и проправительственной прессы. Якобы Нобиле «трусливо бросил» свою экспедицию на произвол судьбы. При этом критиковали генерала не только в его родной Италии, но и в Норвегии, и Советском Союзе. Поэт Владимир Маяковский разразился по этому поводу целым стихотворением — оно называется «Крест и шампанское», вот отрывок из него:
Фашистский генерал на полюс яро лез
На Нобиле — благословенье папское.
Не карты полюсов он вез с собой,
а крест, громаднейший крестище…
и шампанское!
Аэростат погиб.
Спаситель — самолет.
Отдавши честь рукой в пуховых варежках,
Предав товарищей, вонзивших когти в лед,
Бежал фашистский генералишко.
В 1929 году государственная комиссия признала Нобиле основным виновником катастрофы, после чего он подал в отставку из итальянских ВВС, а через два года — несмотря на «фашистский генералишко» —приехал в Советский Союз и возглавил в нашей стране программу по строительству дирижаблей. В Советском Союзе инженер проработал пять лет, под его руководством на «Дирижаблестрое» (г. Долгопрудный) были выпущены дирижабли «СССР-В5» и «СССР-В6 Осоавиахим».
P.S. На этом снимке запечатлен ледокол «Красин», экипаж которого, возвращаясь после спасения экипажа разбившегося дирижабля «Италия», спас заодно и этот иностранный прогулочный корабль, после чего отбуксировал его в один из норвежских портов.
Советский ледокол «Красин» спасает теплоход «Монте-Сервантес»
Неизвестный автор, 1928 год, Королевство Норвегия, собрание «РИА Новости».

Комментарии

  • 13 мая 09:54
    Ни одно доброе дело
    не остаётся безнаказанным.
    "Мы их освободили, - и они нам этого никогда не простят", пророческие слова маршала Жукова.