#ИскусствоРядом.

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань).
1. Фешин Н. И. «Портрет Вари Адоратской», 1914.
Варя Адоратская - дочь русского историка и революционера Владимира Викторовича Адоратского и племянницей Надежды Михайловны Сапожниковой. Портрет Вари написан по заказу Сапожниковой, которая приобрела портрет и позже завещала племяннице. Эта работа – один из безусловных шедевров Н.И.Фешина, визитная карточка русского периода мастера, один из знаковых детских образов русского и мирового искусства.
Художник использует необычный композиционный прием, изображая девочку сидящей на столе. Этим он перемещает ребенка в пространство изысканного натюрморта, написанного на переднем плане. Несмотря на искусственность ситуации, она воспринимается органично. Художнику такая поза дает возможность подчеркнуть естественную грациозность, нежность пластики детского тела. Лицо самой модели идеально воплощает чистоту мироощущения ребенка. Общее настроение полотна задается спокойным колоритом, где разрабатываются все оттенки, переливы серого. В целом кисть художника достаточно сдержанна, но в натюрморте проявляется присущая ему экспрессивность. Небрежно положенные мазки, рельефные и свободные, передают не только форму предметов, но и качества материалов. Кажущийся беспорядок разбросанных по столу предметов создаёт непринужденную обстановку и декоративный эффект в картине. Главный акцент композиции – это пытливый взгляд ребенка.
Созданный как портрет-картина, эта работа была написана в 1914 году. Никогда ранее, как на рубеже XIX–XX веков, в искусстве не придавалось такое значение детству. Образ Вари – это олицетворение надежды усталого, больного времени, наполненного социальными катастрофами.
В ГМИИ РТ портрет был передан в 1964 году Разумовым, который был близким человеком Варвары Адоратской и унаследовал коллекцию картин Фешина после её смерти.
2. Фешин Н. И. «Обливание», 1911-1914.
Сюжет картины «Обливание» связан с деревенскими обычаями. На Руси обряд обливания был составной частью многих праздников. Так, во «… светлую Седмицу Пасхи, ежели кто не бывает у утрени, такого … обливают водой и в реках и в прудах купают …» (И. Снегирев. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Выпуск 4. М., 1839, с. 39). Известно, что и на Петров день (12 /25/ июля) и особенно на Иванов день (Ивана Купалы, 24 июня /7 июля/) «… парни обливали всех, особенно девушек, … вытаскивали их из домов, куда они прятались. Облитые девушки шли с парнями обливать других, а потом все вместе купались ...». В этом обряде христианское «смывание грехов» соединялось с памятью о приносимых жертвах языческим идолам в виде обливания и с ритуалами зазывания дождя.
Действие картины разворачивается на фоне типичного деревенского пейзажа с крытыми соломой избами, с пыльными протоптанными в траве тропинками.
Картина «Обливание» явилась продолжением этнографической темы, заявленной в таких работах Фешина, как «Черемисская свадьба» и «Капустница», принесшими художнику признание в России и за рубежом. Из этих трех фешинских праздничных композиций «Обливание» самое экспрессивное. Активность действия, обнаженность непосредственных, острых реакций (девочка с вытаращенными глазами, которая кричит и дрожит одновременно, довольная ухмылка мужика, сморщенное лицо хнычущего младенца, гортанный смех бабы у левого края картины), еще более ярко выраженный гротеск в трактовке действующих лиц – все это рождает повышенную, на грани надрыва, эмоциональность произведения. Одна из сложнейших задач, решенная здесь художником, заключалась в передаче сильных эмоций, таких как смех, плач, испуг. Фиксация одного из моментов такого неустойчивого состояния, когда сильно искажаются лица, может привести к отталкивающему впечатлению застылой маски. Но подвижность живописной поверхности наполняет полотно внутренним движением, отчего рождается ощущение схваченности живого мгновения, открытой эмоции.
Уезжая из Казани в 1923 году, Фешин сдал на хранение в музей несколько картин и этюдов, включая эту работу. В 1976 году во время пребывания в Казани его дочь И.Н. Фешина-Бренхам утвердила их за музеем.
3. Боголюбов А. П. «Казань», 1862.
На Постоянной выставке русских художников в Санкт-Петербурге в 1862 году картине Алексея Петровича Боголюбова "Казань" было уделено большое внимание. Об истории создания этого полотна художник рассказал в своих воспоминаниях "Записки моряка-художника".
"В Москве мы решили с братом принять приглашение от директора пароходства по Волге "Самолёт" Б.А. Глазенапа, старого флотского знакомого, весной плыть по Волге от Твери до Астрахани для составления путеводителя. Брат взял литературно-описательную часть, а я – иллюстрацию. Так как на радостях я болтал всем об этой поездке, то весть дошла до Василия Александровича Кокорева, который пригласил меня к себе на разговенье в его дом в Эртелевом переулке и тут просил наперво написать ему Нижний Новгород с ярмаркой, Казань и Ярославль, предложив за каждую картину по 3 тысячи рублей."
На картине Боголюбов запечатлел реку Казанку (левый приток Волги), синеющие вдали стены города с колокольнями и башнями, оригинальный храм-памятник на острове, сочетающий мотивы Древнего Египта и античности. Сегодня этот памятник павшим воинам при взятии Казани 2 октября 1552 года наряду с башней Сююмбике и Спасской башней является архитектурным символом Казани. Памятник был построен по проекту столичного архитектора Н. Ф. Алфёрова и освящё н23 июня 1823 года. Картину "Казань" впоследствии купил Цесаревич Александр Александрович, будущий Александр III, в личном собрании которого хранилось более 50 работ Боголюбова. С 1867 года работа хранилась в собрании Царскосельского Александровского дворца. В 1898 году был основан Императорский музей русского искусства Александра III и «Казань Боголюбова заняла достойное место в музейной коллекции. В 1930 году работа была передана в собрание Государственного музея Татарской АССР.
4. Шишкин И. И. «Полянка. (Лесная полянка)», 1897.
В обширной коллекции шишкинских работ казанского музея «Полянка» представляет собой произведение, характеризующее создателя эпического пейзажа с новой неожиданной стороны. Типичный и в то же время неповторимый характерный уголок природы запечатлен художником лёгкой и быстрой кистью, передающей непосредственность взгляда, силу и свежесть «первого впечатления». Такой подход позволил воссоздать живой и изменчивый характер окружающей действительности и приблизил картину к произведениям импрессионистов. Речь идёт о принципе «одновременности видения», понимании природы как единства и целостности составляющих её элементов. Трава, деревья, облака написаны в естественном взаимодействии друг с другом и окружающей средой. Чистые осветлённые краски, ликующий солнечный свет, пронзающий всё пространство картины, рождают ощущение праздничного настроения, повышенной эмоциональности изображения и делают этот превосходный образец лирического пейзажа в творчестве Шишкина одним из самых проникновенных произведений казанского музея.
«Полянка» появилась в Казани в 1898 году, на выставке в Казанской художественной школе, где была устроена выставка русского искусства, на которую прислали свои произведения многие преподаватели Петербургской академии художеств, в том числе и Шишкин, представивший две картины: «Полянка» и «На даче», пользовавшиеся большим успехом. Работа так понравилась казанской публике, что городские власти обратились к художнику с просьбой уступить её казанскому музею. Шишкин дал согласие. Телеграмма с этим сообщением поступила в день смерти художника.
5. Шишкин И. И. «Швейцарский пейзаж», 1866.
Картина является вариантом отчётной работы «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» 1865, ГРМ. Её И. И. Шишкин создал во время заграничной поездки, которой был поощрён выпускник Академии художеств, окончивший её с большой золотой медалью.
«Швейцарский пейзаж» был написан художником специально для казанского коллекционера Андрея Фёдоровича Лихачёва после письменных переговоров с автором о покупке. Став владельцем долгожданного произведения, Лихачёв писал в очередном письме: «Благодарю Вас за присланную Вами картину и за любезность, с которой Вы выразили желание узнать моё о ней мнение. Но я, конечно, принимаю это только за любезность и думаю, что моё личное мнение в оценке достоинств этой картины не выразило бы Вам ничего нового, так как я нахожу её прекрасной, а Вы, вероятно, сами знаете, что обладаете большим талантом и дурных вещей не пишете. Цена, назначенная Вами за неё, без сомнения, не высока, и я опять–таки должен Вас благодарить за то, что Вы соразмерили её с моими финансами, которые далеко не так велики, как моя страсть к изящным произведениям…» (из письма А. Ф.Лихачёва И. И. Шишкину от 7 июня 1866 года). Позже их эпистолярное знакомство сменилось долгими личными дружескими отношениями. Это полотно, выполненное Шишкиным в 1866 году, сконцентрировало в себе присущий Шишкину в ранние годы творчества объективизм в воссоздании облика природы. Картина демонстрирует и то качество, которое Шишкин сохранил на всю жизнь тщательность и убедительность исполнения. После смерти А. Ф. Лихачёва «Швейцарский пейзаж» в составе его коллекции поступил в 1895 году в открывшийся тогда в городе Научно-промышленный музей.

Комментарии

Комментариев нет.