24 февраля - Власий, Влас - скотий бог, сшиби-рог-с-зимы.
Жития Власия были широко известны на Руси, ведь их переводы вошли в Четьи-Минеи, которые обязательно читали в день памяти святого. К святому приходили дикие звери и кротко ждали, пока он окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая их на руки. "Еще в византийских источниках святой Власий предстает как покровитель животных. В греческих житиях рассказывалось о таком чуде: когда Власий жил отшельником в пустыне, дикие звери приходили к нему, чтобы он их благословил; часами они стояли перед пещерой в ожидании, когда святой окончит свою молитву и выйдет к ним; он возлагал на них руки, и больные звери исцелялись от его прикосновений. Бедная вдова однажды пожаловалась ему на волка — тот унес у нее единственного кабанчика. Святой пообещал ей: «Вернется он к тебе живой и невредимый». Действительно, волк принес в зубах нетронутого кабанчика. Благодарная вдова заколола его, сварила голову и ноги и, добавив плодов и овощей, принесла блюдо святому в темницу. Власий, вняв ее просьбам, вкусил принесенное, благословил его и велел женщине каждый год вершить таким образом память о нем — «и не оскудеет в дому твоем ничто же из потребы». Так и повелось, что в день 11 февраля православные ставили святому угоднику Власию в церквах свечи, подавали милостыню убогим и нищим. Все это на Руси знали. Но ко всему прочему имя святого оказалось созвучным имени восточнославянского языческого «скотьего бога» Велеса (Волоса) (по законам фонетических чередований древнерусские формы -оло-, -оро- соответствовали церковнославянским -ла, -ра: холод — хлад, голод — глад, волос — влас и др.)* Может быть, благодаря созвучию имен на святого Власия перешли функции, исполняемые «скотьим богом» Волосом, и в первую очередь — защита скота. Церковь тоже как будто не отрицала их связи. Характерно, что в Новгороде церковь святого Власия была воздвигнута на Волосовой улице. И в Киеве, как гласило предание, церковь святого Власия поставили на том самом месте, где прежде находилось капище Волоса. Церкви во имя Власия часто ставили на окраинах, поблизости от пастбищ. На православных иконах святого Власия писали верхом на коне, окруженного лошадьми, на фоне зеленых полей. Его изображали также сидящим на вершине скалы, а вокруг теснится рогатый скот. Иногда он восседал рядом со святым Спиридоном, который тоже считался покровителем скота и пастухов. К Власию обращались со специальными молитвами от падежа скотины: «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтоб со двора шли — играли, а с поля шли — скакали». В день памяти святого 11 февраля (по новому стилю — 24 февраля), готовясь к весеннему выпасу скота, пригоняли к церкви коров, окропляли святой водой. В посвященные Власию часовенки и небольшие приделы приносили коровье масло (словно в подтверждение пословицы: «У Власья и борода в масле»), святили хлебы, которые потом хозяйки скармливали скотине". (Путилов) "На краю городов, непременно у самых выгонов, кое-где и теперь сохраняются древние церкви, освященные обязательно во имя священномученика Власия. Эти церкви встречаются преимущественно в северных городах, начиная с Холмогор и Вологды, продолжая Костромой, Ярославлем, Псковом и Новгородом и оканчивая самой Москвой и старыми подмосковными большими городами".(Максимов) "на севере, в среде более раннего заселения страны, с примечательной последовательностью и в явной неприкосновенности, сберегались на окраинах всех древних лесных городов храмы во имя священномученика Власия, намеренно строившиеся некогда на главных городских выгонах (в Вологоде, Костроме и др.). Там же, где Власьевские церкви вошли в срединную черту городов (как в Москве, Ярославле и проч.), они служат лишь мерилом и показателем постепенного роста городского населения. (там же) "Священномученик Власий (как и другие святые, носящие то же имя) почитается на Руси покровителем скота, так что день его памяти это Коровий праздник, и праздник всех владельцев коров. Во многих местах коров, быков и телят именовали "Власьевым родом". (Некрылова) "Власьев день здесь (Кадниковский уезд Вологодской губернии) - праздник по всем приходам на три дня и больше. Варят пиво, приглашают всю родню, словом, празднуют широко и разгульно".(Максимов) ~ Власий не обманет, от всякой прорухи спасет. В XIX веке был широко распространен обычай приносить в церковь на день Власия свежее коровье масло и ставить его в новой посуде под икону святого. Это масло в Вологодской, Новгородской и некоторых других губерниях так и называлось - воложным, власьевским. Оно поступало в пользу церкви и причта. В Власия начинались "скотские торги" - базары. ~ Пришел Власьев день, пришли и власьевские морозы. ~ Власьевские морозы последние, завершающие зиму. ~ Власьевские утренники (морозы) пройдут - держи ухо востро. ~ Три (утренника) до Власия, один на Власия, три после Власия. ~ С Власьева дня полоз покатится и корова бок нагреет. ~ Власий сшибает рог с зимы. Литература: 1. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 2000. 2. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. – СПб.: Азбука-классика, 2007. 3. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб., 1994 Фото: Русское обрядовое печенье - поморские козули. Козуля коровка. 2019 г.
Русский народный календарь
24 февраля - Власий, Влас - скотий бог, сшиби-рог-с-зимы.
Жития Власия были широко известны на Руси, ведь их переводы вошли в Четьи-Минеи, которые обязательно читали в день памяти святого. К святому приходили дикие звери и кротко ждали, пока он окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая их на руки.
"Еще в византийских источниках святой Власий предстает как покровитель животных. В греческих житиях рассказывалось о таком чуде: когда Власий жил отшельником в пустыне, дикие звери приходили к нему, чтобы он их благословил; часами они стояли перед пещерой в ожидании, когда святой окончит свою молитву и выйдет к ним; он возлагал на них руки, и больные звери исцелялись от его прикосновений. Бедная вдова однажды пожаловалась ему на волка — тот унес у нее единственного кабанчика. Святой пообещал ей: «Вернется он к тебе живой и невредимый». Действительно, волк принес в зубах нетронутого кабанчика. Благодарная вдова заколола его, сварила голову и ноги и, добавив плодов и овощей, принесла блюдо святому в темницу. Власий, вняв ее просьбам, вкусил принесенное, благословил его и велел женщине каждый год вершить таким образом память о нем — «и не оскудеет в дому твоем ничто же из потребы».
Так и повелось, что в день 11 февраля православные ставили святому угоднику Власию в церквах свечи, подавали милостыню убогим и нищим.
Все это на Руси знали. Но ко всему прочему имя святого оказалось созвучным имени восточнославянского языческого «скотьего бога» Велеса (Волоса) (по законам фонетических чередований древнерусские формы -оло-, -оро- соответствовали церковнославянским -ла, -ра: холод — хлад, голод — глад, волос — влас и др.)* Может быть, благодаря созвучию имен на святого Власия перешли функции, исполняемые «скотьим богом» Волосом, и в первую очередь — защита скота. Церковь тоже как будто не отрицала их связи. Характерно, что в Новгороде церковь святого Власия была воздвигнута на Волосовой улице. И в Киеве, как гласило предание, церковь святого Власия поставили на том самом месте, где прежде находилось капище Волоса. Церкви во имя Власия часто ставили на окраинах, поблизости от пастбищ.
На православных иконах святого Власия писали верхом на коне, окруженного лошадьми, на фоне зеленых полей. Его изображали также сидящим на вершине скалы, а вокруг теснится рогатый скот. Иногда он восседал рядом со святым Спиридоном, который тоже считался покровителем скота и пастухов. К Власию обращались со специальными молитвами от падежа скотины: «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтоб со двора шли — играли, а с поля шли — скакали».
В день памяти святого 11 февраля (по новому стилю — 24 февраля), готовясь к весеннему выпасу скота, пригоняли к церкви коров, окропляли святой водой. В посвященные Власию часовенки и небольшие приделы приносили коровье масло (словно в подтверждение пословицы: «У Власья и борода в масле»), святили хлебы, которые потом хозяйки скармливали скотине". (Путилов)
"На краю городов, непременно у самых выгонов, кое-где и теперь сохраняются древние церкви, освященные обязательно во имя священномученика Власия. Эти церкви встречаются преимущественно в северных городах, начиная с Холмогор и Вологды, продолжая Костромой, Ярославлем, Псковом и Новгородом и оканчивая самой Москвой и старыми подмосковными большими городами".(Максимов)
"на севере, в среде более раннего заселения страны, с примечательной последовательностью и в явной неприкосновенности, сберегались на окраинах всех древних лесных городов храмы во имя священномученика Власия, намеренно строившиеся некогда на главных городских выгонах (в Вологоде, Костроме и др.). Там же, где Власьевские церкви вошли в срединную черту городов (как в Москве, Ярославле и проч.), они служат лишь мерилом и показателем постепенного роста городского населения. (там же)
"Священномученик Власий (как и другие святые, носящие то же имя) почитается на Руси покровителем скота, так что день его памяти это Коровий праздник, и праздник всех владельцев коров. Во многих местах коров, быков и телят именовали "Власьевым родом". (Некрылова)
"Власьев день здесь (Кадниковский уезд Вологодской губернии) - праздник по всем приходам на три дня и больше. Варят пиво, приглашают всю родню, словом, празднуют широко и разгульно".(Максимов)
~ Власий не обманет, от всякой прорухи спасет.
В XIX веке был широко распространен обычай приносить в церковь на день Власия свежее коровье масло и ставить его в новой посуде под икону святого. Это масло в Вологодской, Новгородской и некоторых других губерниях так и называлось - воложным, власьевским. Оно поступало в пользу церкви и причта.
В Власия начинались "скотские торги" - базары.
~ Пришел Власьев день, пришли и власьевские морозы.
~ Власьевские морозы последние, завершающие зиму.
~ Власьевские утренники (морозы) пройдут - держи ухо востро.
~ Три (утренника) до Власия, один на Власия, три после Власия.
~ С Власьева дня полоз покатится и корова бок нагреет.
~ Власий сшибает рог с зимы.
Литература:
1. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 2000.
2. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. – СПб.: Азбука-классика, 2007.
3. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб., 1994
Фото: Русское обрядовое печенье - поморские козули. Козуля коровка. 2019 г.