В ПОЛЯРНЫХ ВОДАХ

Дарья Солдатова
В 1912 г. Фритьоф Нансен отправляется к Шпицбергену на собственной яхте «Веслемёй», чтобы исследовать перенос атлантических вод в Северный Ледовитый океан и установить природу глубинных вод Полярного бассейна. В дневнике этого путешествия, который лег в основу книги «Шпицберген», Нансен много пишет об особенностях навигации в северных широтах.
АРХИПЕЛАГ В ТУМАНЕ
Навигация в районе Шпицбергена имеет несколько особенностей. Одна из них – туманы. Фритьоф Нансен не раз отмечает, что настоящий туман полярных морей настолько густой, что «вокруг не видно ничего – кроме морской поверхности на расстоянии двух-трех корабельных корпусов впереди». Можно идти час за часом – и никаких перемен. Особенно это характерно для Медвежьего острова, где облачные и туманные дни за весь год составляют 95%. Неудивительно, что многие туристы, отправляющиеся на этот остров, рискуют не только не попасть туда, но и даже не увидеть его с борта корабля.
МОРЕ БУДТО РАЗДЕЛЕНО НА ПОЛОСЫ
Еще одна особенность судоходства в водах Шпицбергена – ветер: в одном месте бушует страшный шторм, а чуть пройдешь вперед или зайдешь в бухту – там штиль, водная гладь как зеркало. «Море как будто разделено на разные полосы; в одних господствует штиль, в других – ветер, в третьих – шторм», – пишет Нансен. Это происходит из-за большой разницы температур и атмосферного давления. Температура воздуха над покрытой снегом сушей холоднее у поверхности и повышается с высотой. И этот тяжелый холодный слой воздуха лежит словно щит. В открытом же море условия обычные: температура с увеличением высоты понижается. Более легкий теплый воздух с моря, приносимый ветром, не может вытеснить тяжелый слой и поднимается выше. Поэтому в холодном слое над побережьем и во фьордах может царить штиль. Если же теплый ветер встречает на своем пути препятствие, например, гору, то воздух резко поднимается вверх. При этом из-за охлаждения и расширения его пары сгущаются – в результате над вершиной может образоваться шапка тумана. Такое явление часто можно наблюдать над горой Пирамида.
МОРСКИЕ ТЕЧЕНИЯ
Главная и более глубоководная часть теплого атлантического течения – Гольфстрима – направляется на север вдоль западного берега Шпицбергена. Эта ветвь Гольфстрима называется Шпицбергенским полярным течением. Оно имеет большое значение для судоходства в водах архипелага, поскольку приносит летом лед. До Нансена течение было недостаточно изучено. Однако наблюдения разных лет показывали, что из года в год оно обнаруживает большие колебания. Нансен пришел к выводу, что колебания связаны с разницей в атмосферном давлении. Если в районе материка давление сравнительно высокое, а в районе Шпицбергена – сравнительно низкое, то образуется много западных и юго-западных ветров, и тогда можно прогнозировать благоприятный год с малым количеством льда в море около Шпицбергена. В противном случае образуются восточные ветра, что приводит к неблагоприятному году с большим количеством льда.
В течение года ледовая обстановка во фьордах архипелага тоже меняется. Под влиянием приливов-отливов лед то входит во фьорд, то быстро выходит из него. Вместе с приливом и отливом льды сплачиваются и разрежаются дважды в сутки. В глубинах самих фьордов тоже проходит течение, и вращение земли отклоняет его вправо. Поэтому для успешной навигации нужно помнить, что лед во фьорд входит вдоль южного берега.
ОТВАГА, ДОСТОЙНАЯ ВИКИНГОВ
Северные моря – это настоящий вызов даже для опытных моряков. В своем дневнике Нансен вспоминает древние представления о северных окраинах мира: «…суша, море и воздух там не были разграничены, и господствовал хаос, – суша, море и все окружающее сливалось в нечто непроходимое ни для пешехода, ни для мореплавателя. <…> никто, раз попав туда, не возвращался назад». Поэтому моряки-полярники так немногословны. Нансен сравнивает их с викингами, которые, стоя на палубе своих кораблей, даже не подозревали о собственной отваге.
Пополнение запасов пресной воды из лужи на поверхности ледника. На заднем фоне яхта «Веслемёй». 1912 г. ИЛЛЮСТРАЦИЯ: АРХИВ Ф. НАНСЕНА, НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В ОСЛО.

Комментарии

Комментариев нет.