Кто и зачем придумывал «"древних славянских богов"»-?

Как в XVIII веке «русская мифология» была выдумана на западный манер, кому это было нужно и откуда взялись Лель, Ярило и Зимцерла. Arzamas рассказывает о новом «русском фейклоре»
Подготовила Кася Денисевич
Кабинетная мифология
В XVIII веке, когда Российские историки и литераторы почувствовали себя равноправными участниками европейской истории, им захотелось переписать историю России по европейскому образцу. Молодой империи нужна была прежде всего своя античность: легендарные правители, эпос и мифологический пантеон. Славянское язычество не успело развиться до уровня античного: не было ни сонма богов, ни устойчивых мифов об их иерархии, о деяниях и родственных отношениях. Но историкам XVIII века казалось, что можно и важно доказать, что все это было. Они по крупицам собирали сведения, и там, где оставались белые пятна, не стеснялись додумывать. «И не лучше ли Фидасова Венера с подделанными во вкусе сего знаменитаго древняго мастера руками и ногами, нежели когда б осталось одно только ея туловище, и то, может быть, местами еще выбитое?» — писал в 1804 году в предисловии к своему мифологическому словарю поэт, прозаик и переводчик Григорий Глинка.
Так появилась Русская «кабинетная мифология» — калейдоскоп никогда не существовавших или до неузнаваемости искаженных божеств, которых скроили по гомеровским фасонам за письменным столом.Первые книги, посвященные российскому и славянскому язычеству, составляли писатели и историки-публицисты. В 1767 году выходит «Краткий мифологический лексикон» Михаила Чулкова, в 1768-м — «Описание древнего славянского языческого баснословия, собранного из разных писателей, и снабденного примечаниями» Михаила Попова. В 1804 году публикует «Древнюю религию славян» Григорий Глинка, в том же году выходит «Славянская и российская мифология» филолога и поборника отмены крепостного права Андрея Кайсарова. Все они представляют собой словари, где в алфавитном порядке собраны все сведения о языческих божествах, которые удалось почерпнуть из источников: трудов Татищева и Ломоносова, нескольких летописей, латинских хронистов и византийских географов, а также живого фольклора. Баба-яга превратилась под их пером в «адскую богиню», требующую кровавых жертвоприношений для своих внучек, а домовые и лешие стали «мечтательными полубогами». В один ряд встали божества западных славян, описанные в средневековых источниках, киевские кумиры, масленичные чучела, Боян из «Слова о полку Игореве», волхв из поддельной Иоакимовской летописи и плоды бесчисленных ошибок историков. Вместе они заселили русский Олимп, сошли с него в литературу и идеологию, и многие живы до сих пор. Вот некоторые из них.
Услад
Так описывает Услада Григорий Глинка: «Радость на челе, румянец на щеках, уста улыбающиеся, увенчанный цветами, одетый нерадиво в легкую ризу, играющий в кобзу 
и пляшущий на голос оныя, есть бог веселия и жизненных услаждений…»
Барон Сигизмунд фон Герберштейн. Роспись Юрия Шубица на потолке Национального музея Словении. 1885 год.
История происхождения славянского Диониса такова. Летопись Повести временных лет рассказывает о первой религиозной реформе князя Владимира Святославича — попытке упорядочить и централизовать верования подданных (первая реформа не удалась, и второй стало принятие христианства). Летописец перечисляет кумиров, установленных Владимиром на берегу Днепра, и первым называет «Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат». В XVI веке один из списков Повести временных лет попал в руки барона Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата, путешественника и автора «Записок о московитских делах». Герберштейн не говорил по-русски, но владел словенским, однако этого оказалось недостаточно, чтобы разобрать пассаж из Повести временных лет: в его описании пантеона Владимира «ус злат» Перуна превратился в отдельное божество — Услада. Так выдуманное австрийским дипломатом имя попало к русским писателям, и уже они сочинили ему биографию покровителя наслаждений.
Зимцерла..Впервые Зимцерла упоминается в переводе труда далматинского историка XVII века Мауро Орбини; в России он был известен как Мавроурбин, и его «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского» попала к российскому читателю в 1722 году. Орбини тоже излагает сюжет Повести временных лет о кумирах на берегу Днепра — скорее всего, он переписывает Герберштейна, потому что в его списке богов есть Услад. Следующего за ним Семаргла Орбини записывает как Simaergla. Но тут делает ошибку переводчик: видимо, вместо первой «а» он видит «с», а «g» убирает ради благозвучия. Так на славянском Олимпе появляется Зимцерла.В 1768 году Михаил Попов, автор одного из мифологических словарей, пишет о Зимцерле: «Богиня Киевская; какия ей качества приписывались, о том ничево неизвестно; разве изломанное ея название произвесть от имени «зима» и глагола «стерть», так назовется она Зимстерлою и будет походить на Аврору или Флору, "богиню" цветов».
Александр Бестужев-Марлинский. Гравюра Георгия Грачева с оригинальной акварели, подаренной редактору «Русской старины» Михаилу Семевскому. 1889 год.
С этого момента начинается триумфальное шествие прекрасной богини по русской литературе: у Гавриила Каменева 
она «цветет, как румяная роза» («Громвал», 1804), у Николая Полевого 
«на небосклоне горит Зимцерла блеском золотым» («Стенька Разин», 1832), у Василия Нарежного 
«Зимцерла раскинула багряный шатер свой по небу голубому» («Славенские вечера», 1809), Гаврила Державин уподобляет ей императрицу («Явление Аполлона и Дафны на невском берегу», 1801), у Александра Радищева Зимцерла запрягает лошадей в коляску Знича, бога огня, света и тепла, и сама она — «перстоалая», точь‑в‑точь как гомеровская «розовоперстая» Эос («Бова», 1799–1802). А поэт‑романтик и будущий декабрист Александр Бестужев-Марлинский решает назвать «Зимцерлой» свой альманах — в 1818 году, когда Пушкин пишет «К Чаадаеву» и рассветные «звезды пленительного счастья» смотрят на многих русских вольнодумцев. Разрешение на публикацию альманаха Бестужев не получил.Лель.
Лель, которого мифологи XVIII века окрестили «божком воспаления любовного», встречается в пушкинской поэме «Руслан и Людмила»: на княжеском пиру «…славит сладостный певец / Людмилу-прелесть, и Руслана, / И Лелем свитый им венец». Но лучшая его роль сыграна в пьесе Александра Островского «Снегурочка», где златокудрый славянский Эрот проявляет всю свою дерзость.
Появился же Лель из свадебных песен: в их припевах повторяются «лель-полель», «ой-люли-лель» и тому подобные сочетания, исследователи возводят их к восклицанию «аллилуйя» (например, Никита Толстой в статье «Аллилуйя» в словаре «Славянские древности»). Первые упоминания о божестве Леле содержатся в трудах польских историографов XV–XVI веков, в том числе Яна Длугоша и Матея Стрыйковского. Из припевов народной поэзии они вычитали целое семейство: известного нам бога любви Леля, его брата и покровителя брака Полеля (потому что за любовью следует брак) и их мать Ладу. Уже в XVIII веке российские историки решили, что польские фантомные боги достойны войти и в русский мифологический пантеон.
Previous
Снегурочка и Лель. Эскиз Виктора Васнецова к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»
Дед Мороз. Эскиз Виктора Васнецова к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка».
Ярило..В пьесе Александра Островского «Снегурочка» Ярило — «палящий бог ленивых берендеев», всеведущий и гневный. После гибели Снегурочки и восстановления мирового порядка в день своего чествования Ярило на посвященной ему горе является людям в образе «молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человечья, в левой — ржаной сноп».
В реальности Ярило (или Ярила) — олицетворение летнего праздника урожая, встречающееся в фольклорной традиции некоторых, преимущественно южных регионов России. Так называли чучело, такое же как Масленица, Кострома, Кострубонька и прочие. Куклы изготавливали к празднику, их украшали, придавали им половые признаки, проносили с песнями по деревне, а потом хоронили или сжигали. В этом ритуале писатели XVIII–XIX веков угадали признаки солярного божества и домыслили всю его атрибутику. Таким он продолжает видеться современным неоязычникам.
Радегаст.
В конце XVIII — начале XIX века активно обсуждается происхождение славян, существование славянских рун и мифического города Ретра. В центре обсуждения — прильвицкие кумиры, бронзовые статуэтки, замеченные в 1768 году доктором в доме своей пациентки в деревне Прильвиц в немецком Мекленбурге. Сын пациентки рассказал, что славянских богов, испещренных руническим письмом, его дед откопал в саду, пытаясь посадить грушу. Среди статуэток было изображение Радегаста — божества, известного по свидетельствам средневековых хронистов: его грудь покрывает подобие щита с бычьей головой, на шлеме — изображение птицы. Находки были описаны, по их мотивам выполнены гравюры. Радегаст попал не только в мифологические словари, но и, например, в оперу-балет Николая Римского-Корсакова «Млада».
Радегаст — прильвицкий идол. Иллюстрация из книги Андреса Готтлиба Маша и Даниеля Воге «Древние богослужебные предметы ободритов из храма в Ретре на озере Толленцер». Берлин, 1771 год..Статуэтки, конечно, довольно быстро были признаны подделкой. Кроме того, современная наука сомневается, что Радегаст когда-либо существовал: есть версия, что источник мифа о нем — текст немецкого хрониста XI века Титмара, в котором говорится о городе Радогоще в земле славянского племени редарей, где поклоняются божеству Сварожичу. Постфикс -гост/-гощ действительно характерен для славянских топонимов, а Сварожич — подтвержденное многими источниками божество (Сварог в Повести временных лет). В сочинениях поздних историков этот отрывок был искажен настолько, что Сварожич пропал, название города превратилось в имя бога, а племени — в мифический город Ретра. 
Источники
Азадовский М. К. История русской фольклористики. Т. 1. М., 1958.
Берков Н. П. Ломоносов: Сб. ст. и материалов. Т. 2. М., Л., 1946.
Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла… М., 2004.
Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб., 1997.
Степанов В. П. Русская литература и фольклор. Л., 1970.
Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М., 1997.
Шкловский В. Б. Чулков и Левшин. Л., 1935.
Теги
Мифы
Фольклор
Российская империя https://arzamas.academy/materials/521 Ответ нео-поганым=неоязычникам, насчёт ""рабов""=========»>
6. Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы…(Псалтирь 81:6)
Господь наш Иисус Христос,в Евангелие,называет нас нерабами а друзьями, цитаты:
15. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
(Св. Евангелие от Иоанна 15:15,)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------—
11. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
(Св. Евангелие от Матфея 7:11)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------—
9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
(Св. Евангелие от Матфея 5:9)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------—
1. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими.Мир потому не знает нас, что не познал Его.2. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. (Первое послание Иоанна 3:1,2)
_________________________________________________
6. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» 7. Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
(Послание к Галатам 4:6,7)
------------------------------------------------------------------------------------—
26. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27. все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. (Послание к Галатам 3:26,27)
________________________________________________________
12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими…
(Св. Евангелие от Иоанна 1:12)
---------------------------------------------------------------------------------------—
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Мк 10, 30 Лк 12, 31 1 Тим 4, 8
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Евангелие от Матфея. Глава 6.
__________________________________________________________________________
Святитель Афанасий Великий:Бог стал Человеком,чтобы человек стал "богом".
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------—
Отче наш, Иже еси на небесех!Да святится имя Твое,да приидет Царствие Твое,да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.
======
Жидоволхв трехлебов в своих лекциях говорит,что мы себя рабами и угодниками БОГА называем,вот что значит, пьяному не садись за руль,а болвану, не давай читать Библию.Православные Библию понимают в свете Святоотеческого учения, святые отцы, не путать с грешными попами, пример, святой АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, живший в 4 веке, цитирую 150 слово:-БОГ благ и бесстрастен и неизменен.Если кто,признавая благословным и истинным то,что БОГ не изменятся, недоумевает, однако ж, как ОН,( будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается ,а когда они каются, является милостив к ним, то на это надобно сказать, что БОГ не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб БОЖЕСТВУ было хорошо или худо из-за дел человеческих. БОГ благ и только благое творит, вредить же никому не вредит,пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с БОГОМ, по сходству с НИМ,а когда становимся злыми, то отделяемся от БОГА, по несходству с НИМ Живя добродетельно, мы бываем БОЖИИМИ ,а делаясь злыми ,становимся отверженными от НЕГО;а это не то значит, чтобы ОН гнев имел на нас, но то ,что грехи наши, не попускают БОГУ воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах ,то это не то значит, что БОГА мы ублажили и ЕГО переменили ,но что посредством таких действий и обращения нашего у БОГУ, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать БОЖИЮ благость; так что сказать: БОГ отвращается от злых ,есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения.
Библиотека Святых Отцов и Учителей Церкви.
===========================================»»
Если Христианин воин,то он должен воевать за свой род,народ,государство,державу.
Факты из ПИСАНИЯ: 6. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… (Св. Евангелие от Луки 22:36)продай одежду свою и купи меч…
(Св. Евангелие от Луки 22:36)
_______________________________________________
«Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша» Эта формула Русской Державной мощи, произнесенная знаменитым московским первосвятителем, митрополитом Филаретом, издревле определяла церковный взгляд на патриотизм как на религиозный долг, как на духовную добродетель благочестивого Христианина.
________________________________________________
3. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4. ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
11. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14. но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
(Послание к Римлянам 13:3-14)
_________________________________________________
7. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, 8. но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
(Откровение Иоанна Богослова 12:7-9)
_________________________________________________
15. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. 16. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
17. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
(Св. Евангелие от Иоанна 2:15-17)
1. Псалом Давида. Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. 2. Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. 3. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
(Псалтирь 100:1-8)
____________________________________________________
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества
Церковь считает войну неизбежным в этом мире злом, которое часто спасает нас от еще большего зла. В какой-то степени войну можно уподобить деторождению, всем известно, что зачатие детей происходит неизбежно в страсти, и поэтому каждый младенец подвержен первородному греху, который исцеляется Таинством Крещения. Но если бы не было чадородия, то и мир бы не смог существовать и в Церковь не смогли бы входить новые члены. Так и на войне православный христиан поднимает меч, чтобы спасти не себя самого, а свой народ, своих ближних, свою веру, свою Родину или просто постоять за правду. И без этого меча не смогла бы существовать Церковь земная, потому что члены ее погибли бы от рук врагов православия или иноплеменников. Но в воинском деле православные люди уповают не столько на собственную силу, сколько на помощь Божию в справедливой борьбе, и на первый план выходит жертвенность воина: «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).Церковное сознание принципиально отделяет случай убийства врага на поле брани от всех других видов убийств. К убийству на войне существует два канонических подхода. Первый отражен в 13 правиле святого Василия Великого: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Таин».В этом правиле святителя Василия Великого не содержится категорического требования, а только рекомендация, адресованная, вероятно, воинам с особо обостренной совестью, которым убийство, совершенное на войне, причиняет душевные страдания. Святитель Василий дает здесь что-то вроде совета три года удерживаться пролившим кровь от причащения.Толкование Зонары: «Не в виде обязательного предписания, а в виде совета предлагает святой, чтобы убивающие на войне в течение трех лет воздерживались от причащения. Впрочем, и этот совет представляется тяжким, ибо он может вести к тому, что воины никогда не будут причащаться Божественных Даров, и в особенности лучшие, – те, которые отличаются отвагой: ибо они никогда не будут иметь возможности в течение трех лет прожить в мире… Но зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями или чтобы освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтобы чрез это не осквернить рук своих, то все погибнут и варвары всем овладеют».Насколько снисходительно это правило, можно понять, сравнивая с другими каноническими предписаниями, которыми следовала древняя Церковь. В остальных случаях она не советовала, а предписывала отлучать виновного: за вольное убийство на 20 лет, за аборт на 10 лет, за невольное убийство на 10 лет.Второй подход отражен в послании святого Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго, к Аммуну монаху, которое было утверждено как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах: «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется».Толкование Зонары: «Прежде всего – убивать запрещено, но убивать врагов на войне похвально и достойно великих почестей. Таким образом, одно и тоже в одном случае не позволительно, а в другом позволительно и зависит от различия случаев, лиц и способов» В дисциплинарной практике православная Церковь не подвергает прещениям воинов, убивающих на войне, руководствуясь этим правилом свт. Афанасия.Между этими мнениями свт. Василия Великого и свт. Афанасия Великого нет противоречия, просто святитель Василий считал, что само по себе пролитие крови требует некоего очищения, даже если человек выполнял свой долг перед Церковью и Отчеством.В Катехизисе свт. Филарета (Дроздова), митрополита Московского, сказано:«Вопрос: Всякое ли отнятие жизни есть законопреступное убийство? Ответ: Не есть беззаконное убийство, когда отнимают жизнь по должности, как-то: 1) Когда преступника наказывают смертию по правосудию. 2) Когда убивают неприятеля на войне за Отечество».Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякого человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякого убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению» («Восемь слов против иудеев»).
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (раздел II. 2) сказано: «во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни для его защиты, если ему угрожала опасность». В этом же документе приводится целый ряд примеров из русской истории, когда Церковь благословляла народ на участие в освободительной войне.
+++++++
Мифы нео-язычников.Про ложь о якобы насильственном крещении Руси https://www.youtube.com/watch?v=Obv3NmFh9U4 Неоязычество и Православие: мифы и реальность https://www.youtube.com/watch?v=EK3gCq5xpUY Нео-язычество,гностицизм,нью-эйдж,суеверия и оккультизм https://www.youtube.com/watch?v=bke3AEQ6DaY Что нужно знать о неоязычестве Христианину? https://www.youtube.com/watch?v=aRUipae4W6o

Комментарии

  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • 23 июл 2023 12:00
    Идиоты маргинальные, ваш христ придуман, а Родноверие было с Начала Времен!
  • 27 июл 2023 09:43
    Лечитесь
  • 27 июл 2023 09:44
    Этак вы скоро до отрицания Достоевского и Толстого дойдёте. А потом и всю русскую литературу, живопись и музыку уничтожите
  • 27 июл 2023 13:07
    Это тебе лечиться уже давно пора, судя по твоему никнейму. Твое имя = твое состояние души, отпечаток на всю жизнь. Существуй с этим теперь, добросер славадроч
  • 27 июл 2023 15:26
    Шутки поминаем? Или доктор запретил?
  • 27 июл 2023 15:26
    По существу о Достоевском есть, что ответить?
  • Комментарий удалён.
  • 27 окт 2023 01:14
    Последователи Христианства яростно пытаются доказать, что все языческие праздники "от лукавого", при том, что практически все они переняты из языческого календаря, но немного скорректированы по дате и названиям. Например, День Бога Велеса - он был покровителем скота у предков. Христиане заменили на День Святого Власия - покровителя животных. Похожая история с Днем Бога Ярилы. Он был Богом весны, в то время, как церковь празднует Перенесение мощей св. Николая Весеннего, приносящего тёплую погоду. Так же праздник Триглав (языческая троица — Перун, Сварог, Свентовит) противостоит Св. Троица (христианская троица). Очень похоже, неправда ли?
    Список можно продолжать бесконечно:
    День Бога Перуна (Бог грома) - День св. Илии Пророка (громовержца);
    День Бога Стрибога (Бог ветров) - День Мирона Ветрогона (приносящего ветер);
    День, когда Сварог открыл людям железо - День Козьмы и Дамиана (покровителей кузнецов) и т.д.
    Этот список огромен, с перечнем всех праздников можно ознакомится в интернете. Только остаются вопросы. Зачем последователи Христа говорят, что язычество "от лукавого", но при этом празднует практически их же праздники?
  • 27 окт 2023 01:16
    Так вот, если ваш бог существует для вас, то ответьте, хотя бы сами себе, почему же свои праздники, обычаи и т.д. он не создал..?)
  • 27 окт 2023 01:24
    В Москве есть несколько библиотек, литература которых охраняетсч ЮНЕСКО, там находятся древнии книги, летописи и т.д. Язычество самая первая религия со времён неандертальцев. Не было тогда буддизма, иудаизма и тем более христианства.
    А против вы там язычников или нет, так это ваше право. Все равно вам ничего не изменить. Язычников очень много по всему миру, просто в отличие от остальных представителей "религий" они ведут себя достойно.