Паровоз "Кукушка" установлен у локомотивного депо в 1970 году, когда город праздновал десятилетие электрификации Рузаевского отделения Куйбышевской железной дороге.

В советское время это был серьезный повод для установления памятника. На постамент вознесли паровоз Коломенского завода 118-го типа, получившего в народе прозвище "Кукушка". Прежде чем стать памятником, "Кукушка" верой и правдой служила рузаевскому депо. Почти 40 лет.
Таких паровозов Коломенский завод изготовил всего 34 штуки, рузаевская модель Ь-202 — единственная, что осталась в живых.
Не будем утомлять вас техническими подробностями, расскажем лишь, что "Кукушка" относится к паровозам серии Ь (ерь — на старорусский манер). Это так называемые танки-паровозы. Они были необходимы для станционных работ и работ на заводских подъездных путях. Почему они назывались танками? Ответ простой: в этих паровозах не было тендера, то есть вода и топливо хранились в специальных емкостях (танках), установленных на самом локомотиве.
Ну и главный вопрос. Почему "Кукушка". Есть несколько версий. Первая и самая очевидная гласит: звучание паровоза сильно походило на звуки, издаваемые кукующей птицей. Танки-паровозы обладали слабеньким свистком, потому их сигналы больше напоминали "ку-ку", нежели каноничное "ту-ту".
По другой версии, "Кукушками" вначале называли быстроходные пассажирские паровозы серии К. Один из усовершенствованных вариантов такого паровоза получил в дополнение к литере "К" индекс "у" — "Ку", что означало "Коломенский усиленный". Возможно поэтому коломенские паровозы впоследствии стали называться в народе "Ку-кушками".

Комментарии

Комментариев нет.