Свя­той бла­го­вер­ный князь Яро­полк, во Свя­том Кре­ще­нии Петр, был сын ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го Изя­с­ла­ва Яро­сла­ви­ча, внук Яро­сла­ва Муд­ро­го (Яро­слав Муд­рый был ве­ли­ким кня­зем с 1019 по 1054 гг.

), пра­внук свя­то­го Вла­ди­ми­ра. Вре­мя рож­де­ния кня­зя Яро­пол­ка неиз­вест­но, но су­дя по то­му, что уже в 1071 г. князь участ­ву­ет в бит­ве, на­до по­ла­гать, что ро­дил­ся он не поз­же, как в 50-х гг. XI сто­ле­тия. Он был, по­ла­га­ют, тре­тьим сы­ном кня­зя Изя­с­ла­ва. Мать свя­то­го кня­зя на­зы­ва­лась Гер­тру­да. Она бы­ла ра­нее поль­ская княж­на, сест­ра ко­ро­ля Ка­зи­ми­ра.
«Бла­жен­ный князь Яро­полк, – пи­шет древ­ний ле­то­пи­сец, – был кро­ток, сми­рен, бра­то­лю­бив и ни­ще­лю­бив; да­вал де­ся­ти­ну церк­ви Свя­той Бо­го­ро­ди­цы еже­год­но от все­го сво­е­го име­ния: от всех стад сво­их и от хле­ба». Осо­бен­но усерд­но по­чи­тал князь свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра, имя ко­то­ро­го но­сил. В древ­ней ру­ко­пи­си, при­над­ле­жав­шей ма­те­ри свя­то­го Яро­пол­ка, кня­гине Гер­тру­де, свя­той князь изо­бра­жен мо­ля­щим­ся с воз­де­ты­ми ру­ка­ми пе­ред свя­тым апо­сто­лом Пет­ром. Име­ни пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла он по­свя­ща­ет храм в мо­на­сты­ре от­ца сво­е­го, как упо­мя­ну­то вы­ше.
Бла­го­вер­ный князь был усерд­ный жерт­во­ва­тель. В Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь он по­жерт­во­вал, – по­вест­ву­ет ле­то­пи­сец, – «все иму­ще­ство свое: Неболь­скую во­лость, Де­ревь­скую и Луч­скую и (зем­ли) око­ло Ки­е­ва». Это зна­чит или то, что князь от­дал мо­на­сты­рю все свои част­ные недви­жи­мые име­ния, или то, что он дал наи­бо­лее устро­ен­ные с сто­ро­ны их хо­зяй­ства. Од­но­го это­го вкла­да бы­ло до­ста­точ­но, чтобы мо­на­стырь Пе­чер­ский стал бо­га­тым.
Мно­го бед при­нял бла­го­вер­ный князь: без ви­ны из­го­ня­ем был сво­ей бра­ти­ей, оби­дим, ограб­лен, на­ко­нец, при­нял и горь­кую смерть, за что и спо­до­бил­ся упо­ко­е­ния в веч­ной жиз­ни. Все­гдаш­няя мо­лит­ва кня­зя бы­ла та­ко­ва: «Гос­по­ди Бо­же мой, Иису­се Хри­сте! При­и­ми мо­лит­ву мою и дай мне смерть та­кую же, ка­кую Ты дал бра­тьям мо­их – Бо­ри­су и Гле­бу, от чу­жих рук, чтобы омыть мне все гре­хи сво­ею кро­вию, из­ба­вить­ся от су­ет­но­го ми­ра и се­ти вра­жи­ей».
И Гос­подь услы­шал мо­лит­ву бла­жен­но­го кня­зя: да­ро­вал ему бла­го­дат­ную кон­чи­ну му­че­ни­ка и спо­до­бил тех неизъ­яс­ни­мых благ, их­же око не ви­де, и ухо не слы­ша, и на серд­це че­ло­ве­ку не взы­до­ша, яже уго­то­ва Бог лю­бя­щим Его (1Кор.2,9).
Бла­го­вер­ный князь оста­вил по­сле се­бя се­мью, по край­ней ме­ре двух сы­но­вей, упо­ми­на­е­мых в ле­то­пи­сях, – Яро­сла­ва и Вя­че­сла­ва, и од­ну не из­вест­ную по име­ни дочь, быв­шую в за­му­же­стве за По­лоц­ко-Мин­ским кня­зем Гле­бом Все­сла­ви­чем.
Празд­но­ва­ние свя­то­му бла­го­вер­но­му кня­зю Яро­пол­ку Изя­с­ла­ви­чу со­вер­ша­ет­ся мест­но в По­ча­ев­ской Лав­ре. Ко­гда на­ча­лось оно, точ­но неиз­вест­но, но пер­вый раз имя кня­зя Яро­пол­ка в чис­ле свя­тых встре­ча­ет­ся в кон­це XVI или на­ча­ле XVII вв.

Комментарии

Комментариев нет.