История развития Сафоновского края (начало)

Город Сафоново вобрал в себя тысячи жителей окрестных сел и деревень, став воплощением всей истории края, результатом его многовекового развития. Поэтому рассказ о Сафонове невозможен без обращения к прошлому всей сафоновской земли.
Первые люди пришли на сафоновскую землю еще в каменном веке (не позднее V-III тыс. до н. э.). Это были небольшие общины охотников и рыболовов, которые вели кочевой образ жизни, продвигаясь вдоль рек.
Известны неолитические стоянки по рекам Днепр, Вязьма. Ошибочно думать, что люди каменного века были примитивными. Достаточно посмотреть на орудия труда, которые они делали.Изготавливая из камня топоры, скребки, наконечники копий и стрел, они достигали поистине виртуозного мастерства, подчас недоступного нашим просвещенным современникам. Люди той эпохи жили в мире живой природы - могущественной и одухотворенной, пронизанной действиями божественных сил. Человек стремился к взаимодействию с духами природы. Он покрывал свою глиняную посуду сложными и разнообразными магическими рисунками, защищавшими пищу от злых сил. До сих пор сафоновская земля хранит следы материальной культуры наших далеких предков, начавших обживать лесные чащи Верхнего Поднепровья.
Лишь в VI в. до н. э., с появлением железа, жители края стали переходить к оседлому образу жизни, к занятию земледелием и скотоводством. Первые постоянные поселения были укреплены земляными валами, рвами, частоколом. На территории края сохранилось немало подобных городищ.
Постепенно возрастала численность населения, шло освоение края. Сквозь дебри непроходимых лесов стал проступать культурный ландшафт полей, пастбищ, дорог. Люди стали селиться в неукрепленных поселениях - селищах, так появились древнейшие деревни.
Возникали они вдоль рек, которые по-прежнему играли главенствующую роль в жизни людей, обеспечивая их жизнедеятельность. Велико и культурное значение рек, ведь их названия являются теми живыми нитями, которые соединяют нас с древнейшими жителями сафоновской земли. Древние финно-угры, родственные современным эстонцам, финнам заселяли территорию Сафоновского края несколькими периодами, начиная с неолита до середины I тыс. н. э. От них дошли до нас речные имена Величка, Вязьма, Неговка, Червица. Название Вязьма, например, восходит к финскому веси - 'вода' и маа - 'земля' (в значении 'болотистая местность').
Различные племена древних балтов, сменявшие друг друга и финно-угров на протяжении I тыс. до н. э. - I тыс. н. э. также оставили нам ряд речных имен. Среди них Ведоса, Вержа, Вопец, Гжелка, Гостижа, Дымка (Дыма), Лемна, Ржава, Рузка, Сига, Соля. Ряд названий поддается переводу, например, Вержа - 'хлестающая', 'сжимающая', или 'вересковая', Вопец - 'река', Гостижа - 'испорченная', Дыма - 'темная', Лемна - 'болотистая', Соля - 'ручей'.
С X века Сафоновский край стал заселяться славянами. Увеличивается количество поселений, складывается основа будущей сетки деревень. Масса мелких речушек и ручьев получает славянские названия. Примечательными историческими памятниками той эпохи являются древнерусские курганы X-XIII вв. Они сохранились у Старого Села, Войновщины, Селецкого, Истомина, Перстенок и в других местах. К сожалению, почти все они разорены в XX в. кладоискателями, пытавшимися найти в них наполеоновские, турецкие или иные сокровища.На самом деле, курган - это древнее захоронение одного или нескольких человек. Сельские поселения того времени были совсем небогатыми: стеклянные бусы или браслеты, глиняные горшки, железные ножи, медные или бронзовые кольца, серьги - вот и весь небогатый инвентарь древних могил.
В XII в., по мере укрепления Смоленского княжества, происходит постепенное окняжение восточной Смоленщины. В середине - второй половине XII в. здесь появились города Дорогобуж и Вязьма, которые стали военными и административными центрами на восточных рубежах Великого княжества Смоленского.Тогда же образуются волостные центры - наиболее древние и богатые села (поселения с церковью), вокруг которых группировались деревни с крестьянским населением. Волости в административном и тяглом (податном) отношении подчинялись городам, составляя их уезд. С возникновением Дорогобужа и Вязьмы волости по правому берегу Днепра на территории нынешнего Сафоновского края 'потягли' к Дорогобужу, на левобережье - вошли в уезд Вязьмы. Вероятно, с середины XIII в. Дорогобуж и Вязьма образуют единое Вяземско-Дорогобужское княжение, которое было составной частью Смоленской земли и управлялось поочередно князьями из смоленского княжеского дома.
В XIV в. Смоленская земля оказалась между двух могущественных государств - Московского и Литовского княжеств. Слабеющее Смоленское княжество не смогло противостоять давлению воинственных соседей. В результате длительной борьбы в 1403-1404 гг. Дорогобуж и Вязьма, как и вся Смоленщина, были присоединены к Великому княжеству Литовскому и Русскому. Почти на целый век Сафоновский край оказался в составе огромной державы, простиравшейся от Балтийского до Черного моря.
Москва, по мере своего укрепления, не прекращала попыток присоединения смоленских земель. В 1493 г. великий князь Московский Иван III захватил Вязьму с уездом. Граница между Вязьмой и Дорогобужем, проходившая через территорию современного Сафоновского района, стала государственной границей, рубежом раздора. Вязьмичи не раз нападали на пограничные дорогобужские волости, жгли и грабили деревни, уводили людей. Литовско-русская администрация отвечала тем же. Все это приводило к бегству населения, появлению 'пустых' (запустевших) волостей в приграничье.Военное лихолетье продолжалось несколько десятилетий, до 1530-х гг. В 1500 г. к Москве был присоединен Дорогобуж, в 1514 г. - Смоленск. Стремясь в корне пресечь возможную измену, Московское правительство переселило вяземских и дорогобужских помещиков в другие уезды, а на их земли испоместило дворян и детей, боярских из Северо-Восточной Руси.
Из духовной (1503 г.) и мирных (1504 и 1508 гг.) грамот точно выясняется состав дорогобужских волостей, есть возможность их локализовать в Сафоновском крае. На левобережье Днепра, между Днепром и Малой Кострей, располагались деревни Игуменской волости, восточнее Малой Костри - поселения волости Мстиславец (само Игумново сейчас в Дорогобужском районе, Мстиславец - в Вяземском). По правому берегу Днепра находились волости Погорелое (центр - Николо-Погорелое), Негомля (по речке Неговке, где Селецкое, Дендино, Иваники), Кремена (Николо-Кремяное, где сейчас Дроздово), Водоса (по речке Ведосе, волостной центр, скорее всего, находился в низовьях, где сейчас Ярцевский район), Некрасова (возможно, пустошь Некрасова в округе Плещеево-Коптево), Холм (между Присельем и Лучками), Бятино (примерно локализуется южнее Холма и Сафонова), Хотомичи (соседствовала с волостями Бятино, Негомля, Холм). С середины XVI в. началось значительное оживление и подъем сельской округи городов Смоленщины. Резко увеличилось сельское население и количество деревень, стало осваиваться пространство на суходолах. Этому содействовало прекращение разорительных военных походов, установление упорядоченной государственной власти. Однако жизнь на земле была незащищенной и неустойчивой: неурожаи, эпидемические болезни, военные походы приводили к запустению большого числа деревень, т. к. они были небольшими - в один, два двора.
Многие села и деревни Сафоновского края получили свои названия от владельцев, причем не раз владельцы и соответственно названия поселений менялись.В конце XVI и начале XVII вв. в связи с составлением писцовых книг происходит закрепление большинства названий населенных пунктов, которые дошли до наших дней: Пушкино (ранее Зелово, от дворян Зеловых и Пушкиных), Плещеево (от Плещеевых), Алябьево (от Алябьевых, позднее стало Ляблевым), Дурово (от Дуровых), Толстое (от Толстых), Неелово (от Нееловых), Овиновщина (владельцы Овиновы), Маршалка (Моршалковы), Языково (от Языковых), Костерево (от Костеровых), Татево (от князей Татевых), Бартенево (от Бартеневых), и другие. Представляет интерес название деревни Боченки. В 1650 г. владелец соседнего с Боченками имения Сутоки Ян Стибло платил подымный сбор за одного ремесленника-бочара, что подтверждает наличие бочарного (бондарного) промысла в округе. Местность в округе Селецкого, Перстенок, Городка, устья Вопца отличается наличием болот с содержанием железных руд, пригодных для выплавки железа низкого качества. Около Бибишек в прошлом находилась деревня Копачи, называние которой указывает на занятие населения - копку болотных (дерновых) железных руд. Недалеко от Копачей располагалась деревня Доморники, в названии которой, возможно, искажение слова 'дымарь' (специальность на железоделательных руднях). Имя соседней деревни Гончаровой содержит указание на еще один промысел - гончарный.
В XVI веке на Смоленщине появились большие дороги, система водных путей отходит на второй план. По сафоновской земле прошли два оживленных тракта. На некотором удалении от левого берега Днепра образовалась Ржевская дорога, соединившая Дорогобуж и Ржев.Вдоль правого берега Днепра от Дорогобужа на г. Белый шел Бельский большак. Эти дороги в течение нескольких веков были важнейшими транспортными путями. По ним к Бельской и Ржевской пристаням доставлялись тысячи пудов пеньки, льна, зерна и других товаров. Упрочение материальной и духовной жизни во второй половине XVI в. на Смоленщине привело к возникновению большого числа монастырей. В Сафоновском крае на речке Верже у деревни Лужки появился небогатый Лужецкий монастырь. Однако более важное значение для развития сафоновской земли имело включение со второй половины XVI века сел Перстенки, Пустынная Пятница и Чеботово в вотчину Дорогобужского Болдина Свято-Троицкого монастыря - крупнейшего духовного и хозяйственного центра Смоленщины.
Болдинский монастырь был основан в 1530 г. преподобным Герасимом в 15 км от Дорогобужа по Старой Смоленской дороге. Подвижническая деятельность Герасима была направлена на создание монастырей на землях, отвоеванных Москвой у Великого княжества Литовского. Вскоре после своего основания Болдинский монастырь превратился в богатейший и влиятельнейший монастырь всей Смоленской земли.
Богатство монастыря росло за счет пожалования земель государем, крупных вкладов землевладельцев и состоятельных людей, а также собственной активной экономической деятельности. Обитель пользовалась большой поддержкой Иоанна Грозного, Бориса Годунова.
Расцвет Болдинского монастыря приходится на конец XVI - начало XVII вв. В его владении находились около 150 сел, деревень и пустошей, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловли, мельницы, лавки. Монастырские подворья находились в Москве, Смоленске, Можайске, Вязьме, Дорогобуже.
В 90-х гг. XVI в. в монастыре развернулось большое каменное строительство, именно в эти годы были возведены основные монастырские здания: большой пятикупольный трехапсидный Троицкий собор с двумя приделами - Иоанна Богослова и Бориса и Глеба, трапезная палата с теплой шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная шестигранная колокольня. По мнению выдающегося реставратора и знатока русской архитектуры П. Д. Барановского, в проектировании монастырского комплекса принял участие знаменитый зодчий, "государев мастер" Федор Конь. Каждое отдельно взятое сооружение монастыря представляло собой шедевр золотого века русского зодчества, а весь ансамбль, в окружении лесов, лугов и водной глади запруженной речки Болдинки представал сказочным градом.
Для Болдинской обители выполняли заказы известные государевы иконописцы Постник Дермин и Степан Михайлов. В монастыре постоянно пополнялась библиотека, да и сам он являлся одним из книжных центров России - здесь составлялись жития святых, писались учебные руководства. Будучи духовной опорой жизни православных людей, Болдинский монастырь стал и местом упокоения многих представителей таких знатных родов, как князья Звенигородские, Пушкины, Плещеевы, Годуновы, Салтыковы. И сегодня Болдинский монастырь остается духовным центром для Сафоновского края. Восстановление православных традиций края началось со строительства в Сафонове Свято-Владимирского храма, который является подворьем Свято-Троицкого Болдинского монастыря.
Мирное развитие края было прервано в начале XVII в. Смутой, а затем и польской интервенцией. Дорогобужский и особенно Вяземский уезды постоянно разорялись в ходе боевых действий отрядов армий самозванцев, поляков, московского правительства. По условиям Деулинского перемирия 1618 г. Дорогобуж с уездом отошел к Речи Посполитой (союзное государство Польши и Литвы), Вязьма осталась в Российском государстве.Граница между Вяземским и Дорогобужским уездами, проходившая по территории Сафоновского края, опять стала рубежом раздора. Население ушло с приграничных территорий, уменьшилось количество жителей в вотчинах Болдина монастыря на левобережье Днепра, резко убыло население Погорельского стана на правом берегу. Болдин монастырь был передан иезуитам, которым православные священники из вотчин обители стали выплачивать дань. На православное духовенство оказывалось давление, чтобы оно приняло унию, православные монастыри закрывались или передавались католикам. В это время исчез Лужецкий монастырь, на карте Сафоновского края появились названия 'шляхетского' происхождения: Яново, Якубово.
Россия не смирилась с потерей смоленских земель и в 1632 г. начала войну с Речью Посполитой за возвращение Смоленска. Русские войска под командованием воеводы М. Б. Шеина отвоевали Дорогобуж и двинулись к Смоленску. Однако осада Смоленска затянулась и окончилась неудачей. Смоленская война разорила Сафоновский край.
В 1633 г. дорогобужские воеводы доносили в Москву: ''в Дорогобужском уезде, в Кремянском стану, от Дорогобужа верст с двадцать, в деревне Клемятине, в селе Неелове, деревне Опокеях, в деревни Святцовойлитовские люди крестьян всех разогнали, а иных побили, и жен их, и детей поимали, и животы их разграбили. И ныне крестьяне все живут в бегах по лесам, и многие люди бегут в Дорогобуж битые и раненые, и грабленые, и на дорогах многие побиты"' Оказавшись в Дорогобуже, крестьяне вместе с ратными людьми обороняли крепость во время польской осады, терпя 'нужду всякую, и тесноту, и голод"'. Противнику так и не удалось захватить город, но поражение воеводы Шеина под Смоленском заставило Россию прекратить войну. По условиям Поляновского мира (1634 г.) Дорогобуж с уездом был возвращен Речи Посполитой. Лишь в 1654 г. Дорогобужский уезд, как и другие смоленские земли, был отвоеван у Речи Посполитой. Многие шляхтичи перешли на русскую службу и сохранили за собой свои земельные владения.
В XVII в. укрупняются административные единицы - станы, ранее заменившие волости. Если в начале века на дорогобужской части современного Сафоновского края располагались Водовский, Погорельский, Кременский, Неговский, Бятинский, Игуменский (Троицкий) и Мстиславский (Семлевский) станы, то к концу века остались только Бятинский, Неговский и Троицкий. На вяземской части, наоборот, произошло увеличение количества станов: в начале века были Гжельский и Ворконский станы, в конце XVII в. - Порецкий, Боровский, Днепровский и Ворконский. В конце 1775 г. на Смоленщине появились новые уезды, соответственно, изменились и уездные границы. Северные участки Сафоновского края, входившие в Дорогобужский, Вяземский и Смоленский уезды, отошли к Бельскому уезду, новообразованный Духовской (Духовщинский) уезд получил небольшой участок на западе края, выведенный из состава Дорогобужского уезда. Исчезло становое деление, теперь привязка населенных пунктов стала приводиться к дачам по планам Генерального межевания и селам.
XVIII век был мирным, что благотворно сказалось на экономическом развитии края. Росла торговля, запахивались пустоши, возникали новые поселения, население старых увеличивалось. Жизнь сел стала более устойчивой, если в XVII в. они то исчезали, то появлялись, то в следующих веках большая их часть уже существует постоянно.
В XVIII в. в селах начинают строиться каменные храмы. Большинство из них возводились помещиками. Сельские каменные церкви, возвышавшиеся посреди лесов, полей и крестьянских изб, олицетворяли собой все высокое в жизни человека. Они были и местом духовного единения людей, и музеем, и картинной галереей, и концертным залом. Сафоновский край имел много разнообразных, интересных как по архитектуре, так и по внутреннему убранству церквей. Например, замечательный и необычный по форме, двухэтажный, четырехпрестольный храм в селе Казулино. Его построил в 1800-1809 гг. на средства помещиков Лыкошиных московский архитектор М. М. Тархов. Великолепен был и иконостас этой церкви, имевший вид триумфальной арки. Выдающимся произведением искусства являлся иконостас Преображенского храма села Овиновщина, построенного в 1763 г. на средства полковника Я. А. Энгельгардта. По композиции он повторял схему иконостаса Успенского собора в Смоленске, но благодаря развитию стиля за двадцать с лишним лет, разделяющих эти произведения, иконостас в Овиновщине был более органичным и пластичным.
Села, в строгом смысле включавшие церковь и дома причта, были нервными узлами, концентрировавшими духовную и экономическую жизнь края. В храмах регулярно велись службы, собиравшие окрестное население. По престольным праздникам в селах проводились многолюдные ярмарки. Помещики предпочитали селиться ближе к селам, устраивая сельца. Со второй половины XVIII в. начался значительный культурный подъем Сафоновской земли, связанный с расцветом дворянской усадебной культуры.После указа Петра III 'О даровании вольности дворянству' (1762 г.) каждый дворянин мог оставить государственную службу, выйти в отставку и переселиться в усадьбу, чем многие тут же и воспользовались. Получив освобождение от службы, дворяне стали заниматься обустройством усадеб. Начинается активное каменное строительство сельских храмов, усадебных домов, хозяйственных и служебных построек, устраиваются парки, пруды. В 'век Екатерины' в России было построено огромное количество усадеб высочайшего художественного уровня. Усадьба не только изменила жизнь русского дворянства, но и стала одной из самых значительных страниц русской истории и культуры.
Дворянские усадьбы являлись важнейшими культурными гнездами страны, формировавшими единое культурное пространство России. В крупнейших усадьбах были сосредоточены значительные культурные ценности: богатейшие коллекции выдающихся произведений искусства, замечательные библиотеки и родовые архивы.Здесь создавались блестящие архитектурно-парковые усадебные комплексы, включавшие в себя большие усадебные дома, служебные и хозяйственные постройки, ландшафтные парки, пруды, оранжереи, цветники. Великолепие усадьбам предавали роскошные балы, домашние театры и оркестры. В устройстве и украшении усадеб принимали участие выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники России.
Сафоновская земля необычайно богата замечательными дворянскими усадебными комплексами, центрами высокой хозяйственной, духовной и художественной культуры. Самыми выдающимися были усадьбы в селах Казулино (Лыкошины), Крюково (Лыкошины, графы Гейдены), Николо-Погорелое (Лыкошины, Барышниковы, Черкасовы), Овиновщина (Энгельгардты, Белкины, кн. Урусовы), Городок (Озеровы, кн. Голицыны, Сухотины).
Одним из самых значительных культурных центров края было село Николо-Погорелое - владение Барышниковых, богатейших помещиков Смоленщины. Еще прежний хозяин, П. А. Лыкошин, построил в селе в 1751 г. один из первых в крае каменных сельских храмов. В 1764 г. Николо-Погорелое было куплено Барышниковыми, которые развернули здесь масштабное каменное строительство. Уже в конце 1770-х гг. был воздвигнут большой двухэтажный господский дом, а также хозяйственные постройки: конный завод российских лошадей, скотный двор и винокуренный завод.
Самым выдающимся владельцем Николо-Погорелого был Иван Иванович Барышников (1749-1834 гг.) - рачительный и предприимчивый хозяин, тонкий ценитель искусства, гуманист и просветитель, яркая и масштабная личность своего времени. На Смоленщине Барышников был крупнейшим благотворителем, выделявшим на нужды образования огромные суммы. В своем имении Барышников содержал школу для крестьянских детей и больницу для крестьян. Верный долгу сыновней преданности, в 1784-1802 гг. Иван Иванович построил в Николо-Погорелом храм-усыпальницу для своего отца И. С. Барышникова. Проектировал это сооружение выдающийся архитектор М. Ф. Казаков. Автором надгробия И. С. Барышникова и многочисленных горельефов был знаменитый русский скульптор Ф. И. Шубин. По мнению искусствоведов, мавзолей Барышниковых в Николо-Погорелом был лучшим произведением русского классицизма в нашем Отечестве. К сожалению, он был взорван в 1941 г. отступающими советскими войсками. Такая же трагическая судьба постигла и великолепный усадебный дом, разрушенный фашистами.
И. И. Барышников чуть было не стал создателем города на Сафоновской земле. Дожив до 40 лет и оставаясь холостым, он по застенчивости уже не думал жениться. Свое огромное состояние Барышников решил передать в казну, с условием, чтобы в Николо-Погорелом был учрежден город.. Вероятно, на эту мысль Барышникова натолкнула административная реформа (1775 г.), по которой на Смоленщине более чем вдвое увеличилось количество уездов и некоторые села (Поречье, Ельня, Сычевка, Красное) преобразовывались в уездные города.Месторасположение Николо-Погорелого Барышников считал для города весьма удачным. Но судьба распорядилась иначе. В 40 лет он по взаимной любви женился в Москве на 16-летней Е. И. Яковлевой, из семьи богатейших московских купцов. В этом счастливом браке родилось 13 детей. Потомки И. И. Барышникова также активно занимались благотворительностью, совершив много добрых дел на благо родного края.
Одной из крупнейших была и усадьба в Крюкове. Ее устроителем в 1780-е гг. стал Андрей Богданович Лыкошин.О жизни в усадьбе в начале XIX в. поведал в своем дневнике племянник владельца В. И. Лыкошин (жил в соседнем имении Казулино): 'Усадьба эта была великолепна, все строения каменные, огромные сады, оранжереи, особое здание театра, - одним словом, все причуды роскоши, какую в то время можно было видеть в домах вельмож" Там жили многие из молодых родственниц, и этот дом был открыт для бесконечных приездов и балов, которые одушевлялись присутствием кавалерийских офицеров: в Вязьме, с воцарением Александра I, стоял Польский драгунский, а в Дорогобуже - Санкт-Петербургский драгунский полки, в коих общество офицеров было отличное, и беспрестанные съезды их и праздники крюковские длились целыми неделями: "фейерверки, иллюминация с транспарантами, пушечные выстрелы, генеральские ленты, блестящие мундиры, театрализованные представления"'.
В 1840-х гг. Крюково перешло к графу Ф. Л. Гейдену (1821-1900 гг.), начальнику Главного штаба (1866-1881 гг.), Финляндскому генерал-губернатору (1881-1897 гг.), члену Государственного Совета.При нем усадьба получила свое дальнейшее развитие: в 1850-е гг. был построен большой каменный конный двор, заведен завод по производству кумыса и минеральных вод на базе местного минерального источника. С 1900 г. владельцем усадьбы стал его сын граф Д. Ф. Гейден, который в 1903 г. построил для церковно-приходской школы большое каменное здание.
В 1918 г. усадьбу национализировали. На ее основе была создана коммуна, затем совхоз и сельскохозяйственный техникум. Многочисленные художественные ценности спасти не удалось. Ныне от усадебного комплекса сохранились только здание конного завода и остатки старинного парка. Дворянские усадьбы были тем местом, где жили и общались между собой выдающиеся люди нашего Отечества. Здесь велись оживленные дискуссии по самым волнующим вопросам жизни России, рождались новые идеи, здесь черпали вдохновение писатели, художники, композиторы. Например, в Казулине у своего товарища по Московскому университету В. И. Лыкошина гостили выдающийся русский драматург, государственный деятель А. С. Грибоедов и знаменитый декабрист И. Д. Якушкин.Сам Якушкин в детстве несколько лет жил в Казулине у своих родственников Лыкошиных. Родился же он недалеко от этих мест в сельце Жукове. В 1817 г. Якушкин организовал в своем имении обучение грамоте и ремеслу крестьянских детей. Летом он часто жил в Жукове, где собирались его друзья, известные декабристы М. Н. Муравьев, М. А. Фонвизин, П. Х. Граббе. Они вели беседы о преобразовании политического строя России, о будущем развитии страны. Поместьями в Сафоновском крае владели многие дворяне, отличившиеся на воинской службе: Броневский Яков Дмитриевич (род 1825-?, генерал-майор, имение село Федоровщина), Воронец Яков Михайлович (вторая половина XVIII в., генерал-майор, имение сельцо Языково), Воронец Яков Владимирович (1795 - 1866, генерал-лейтенант, член декабристского Союза Благоденствия, владел деревнями Владимирское, Мяхново), брат адмирала Павла Степановича Нахимова Платон Степанович (1790 - 1852, капитан 2 ранга, владелец имений Николо-Кремяное и Селецкое), Озеров Семен Петрович (1723 - после 1806, генерал-поручик, владел селами Городок и Троица), Радванский Григорий Дмитриевич (первая половина XVIII в., генерал-майор Смоленской шляхты, владел селом Высокое), Тухачевский Михаил Александрович (1828 - 1890, генерал-майор, владел сельцом Сутоки), Туторский Дмитрий Иванович (начало XX в., генерал-майор, владел сельцом Лядна), Урусов кн. Михаил Александрович (1802 - 1883, генерал-лейтенант, владел селом Овиновщина).
В имении Александровское, рядом со Следнево родился Михаил Николаевич Тухачевский (1893 - 1937), поручик царской армии. В годы Гражданской войны он стал одним из крупнейших военачальников Красной Армии, командовал армиями и фронтами. Тухачевский оказал значительное влияние на развитие военной науки, совершенствование вооружений, практику военного строительства. В 1935 г. он, в числе первых пяти полководцев, получил воинское звание Маршала Советского Союза. В 1937 г. в ходе незаконных сталинских репрессий М. Н. Тухачевский был расстрелян. Хозяйственный и культурный подъем края был прерван 'грозой 12-го года'. Вторжение Наполеона вызвало подъем патриотических чувств. Российское общество перед угрозой иноземного завоевания ощутило себя единой нацией, ставшей на защиту отеческих святынь, родного крова, чести и достоинства своих семей. В Смоленской губернии начался сбор пожертвований на нужды российской армии. Например, в Дорогобужском уезде было собрано 751 038 рублей. В начале июля, когда французские войска приблизились к границам губернии, смоленское дворянство выступило с предложением об организации ополчения для защиты губернии от врага. Александр I подписал манифест о созыве ополчения. Дворяне и крестьяне Сафоновского края вошли в состав Дорогобужского и Вяземского уездных ополчений. Сборным пунктом для ополчений стал Дорогобуж. Ополченцы участвовали в обороне Смоленска, Бородинском сражении, конвоировали пленных и воинские транспорты.
При отступлении русских войск от Смоленска к Москве через сафоновскую землю прошла 1-я армия генерала М. Б. Барклая де Толли. В ночь с 12 на 13 августа 1812 г. 1-я армия выступила из Дорогобужа к Вязьме двумя колоннами: одна - через Какушкино, другая - через Чеботово. Для прикрытия своего северного фланга Барклай де Толли выделил отряд генерал-майора Краснова в составе трех казачьих полков. Краснов следовал из Духовщины в Вязьму непосредственно через сафоновскую землю. В Покровском (около Беленино) для прикрытия отхода основных сил 1-й армии генералом Красновым была устроена крупная застава.
Сафоновский край не остался в стороне и от народной войны. Известно о геройстве дворовых людей имения Барышникова в Николо-Погорелом. Однажды отряд французских фуражиров из 17 человек проник в эти места. Дворовые вооружились и притаились у дороги, чтобы дать отпор врагу. Когда вражеские солдаты приблизились, двое дворовых открыли огонь из ружей, а другие крестьяне с криком 'пардон' обратили французов в бегство и затем переловили их.Подобным же образом поступили дворовые люди имения Лыкошиных Казулино. Они, собрав окольных крестьян, заставили неприятельских фуражиров бросить все награбленное и отступить.
При преследовании отступающей по Старой Смоленской дороге наполеоновской армии через южную часть сафоновской земли прошли казачьи полки генерала Платова, действовавшие в авангарде русских войск.Платов стремился обогнать армию Наполеона и напасть на неприятеля у Соловьевой переправы, кроме этого он выделял специальные команды, которые не давали неприятельским отрядам собирать продовольствие и сжигать окрестные деревни и села. 27 октября на границе современных Дорогобужского и Сафоновского районов (у деревни Марково Дорогобужского района) Платов разгромил 4-й французский корпус Евгения Богарне. В сражении были отбиты 62 пушки и взяты в плен до 3-х тысяч человек, в том числе генерал Сансон. О своей блистательной победе Платов сообщил генералу А. П. Ермолову из деревни Мантрово.
Отечественная война 1812 г. вызвала великий патриотический подъем, который стал достоянием нашей истории, культуры, национального самосознания. Именно в этот год многие россияне осознали, что у них есть Отечество, по-настоящему полюбили его.
Сафоновский край заплатил большую цену за победу над врагом. Так, в Дорогобужском уезде было сожжено и разорено 100 помещичьих домов из 251, крестьянских - 2253 из 7495, почти весь скот был угнан неприятелем.Большинство населения значилось в числе разоренных и не имеющих пропитания. Дворянская усадебная культура пришла в упадок: почти не осталось былой блистательной роскоши, усадебных театров и оркестров, пышных балов и иных барских затей.
В 1861 г. было произведено деление уездов на новые сельские административные единицы - волости. Территория Сафоновского края располагалась в трех уездах губернии, и в ее приделах были образованы следующие волости (в скобках указаны села, входившие в волости): в Бельском уезде - Николо-Ветлицкая (Васильевское с округой), Казулинская (Белый Берег, Казулино, Крюково, Трисвятское); в Вяземском уезде - Городищенская (Гжель, Городище, Плещеево), Морозовская (Бессоново, Негошево), Осташевская (Богдановщина, Боровщина, Сумароково), Хмелитская (Старое Село); в Дорогобужском уезде - Успенская (Чеботово), Какушкинская (Какушкино, Перстенки, Пустынная Пятница), Вышегорская (Пушкино, Рыбки, Толстое), Сафоновская (Моисеево, Неелово, Николо-Кремяное, Троица), Суткинская (Вержино, Николо-Погорелое, Овиновщина, Федоровщина), Егорьевская (Высокое, Городок, Кулево, Селецкое).
Со второй половины XIX в. в жизни края наметился новый культурный подъем. Он был основан уже не на крепостническом помещичьем хозяйстве, а на развитии земского самоуправления, начале индустриализации страны, формировании слоя крепких сельских хозяев.
Определяющую роль для будущего Сафоновского края сыграло строительство в 1867-1870 гг. Московско-Брестской железной дороги. На участке Москва-Смоленск работами руководил главный инженер полковник Эвертц. Для проведения крупных земляных работ привлекали значительное количество местных крестьян. 20 сентября (2 октября по н.с.) 1870 г. из Москвы в Смоленск проследовал первый поезд. На сафоновской земле появилась крупная железнодорожная станция, которая получила свое название по ближайшему городу - станция Дорогобуж. Ее возведение стало основой для формирования в будущем города Сафоново. Проведение железной дороги содействовало экономическому развитию края, проникновению в крестьянскую жизнь черт городского быта, достижений индустриальной цивилизации.
Одновременно со станцией Дорогобуж возник пристанционный поселок. Он появился на некотором удалении от правого берега Вопца, близ речки Велички, а в дальнейшем разросся до речек Чисти и Рузки. Ближайшими к поселку были три поселения: деревня Борискова или Борисово, сельцо Дворянское (имение дворян Лесли и Бегичевых), хутор Толстое (имение А. М. Тухачевского).После постройки церкви в 1906 г. Толстое стало селом. Вскоре при храме была открыта и церковно-приходская школа - родоначальница всех школ города Сафонова. По сведениям 1904 г. в поселке было 12 дворов, 32 жителя мужского пола и 33 женского. Здесь находилась почтовая станция, 4 мелочные лавки, 2 булочные, мануфактурная лавка, 2 пекарни, склад керосина, аптека, 2 постоялых двора, склады леса. С начала XX в. и до 1917 г. начальником ж/д станции и участка пути был Г. А. Сахновский. При станции действовало добровольное пожарное общество, которое возглавлял начальник станции. В 1906 г. на станции Дорогобуж по инициативе Г. А. Сахновского в здании сельской пожарной дружины 'на частные средства и с пожертвованиями частными лицами книг' была открыта общественная библиотека.
На территории края развивались льноводство (Суткинская, Успенская волости), бондарное дело, гончарство (Какушкино, Жевлаки), столярное и слесарное ремесла. Жители Суткинской волости славились как штукатуры. Появились купеческие и помещичьи заводики (винокуренные, лесопильные) с числом работников 10-20 человек. На заводах в Ивановском, Скрипенке, Слащеве, Ведосах, Холмянке, Ржаве обрабатывали лес, доставлявшийся из Нееловской лесной дачи. В округе Издешкова началась разработка месторождения известняков. Местные заработки во многом зависели от железной дороги и лесных богатств (подвозка и пилка леса, погрузка). Железнодорожная станция Издешково в начале XX в. ежегодно отгружала до 2700 тысяч пудов дров и леса. По сведениям 1904 г. в Издешкове, помимо железнодорожной станции располагались почтовая станция, 9 мелочных лавок, винная лавка и постоялый двор, в 32 дворах проживало 249 человек.
Сафоновская земля имеет богатейший исторический опыт ведения образцового земледельческого хозяйства. Самым известным является пример хозяйствования Александра Николаевича Энгельгардта в имении Батищево. Профессор химии, декан химического факультета Петербургского земледельческого института А. Н. Энгельгардт был сослан в свое имение под надзор полиции за сочувствие к антиправительственным выступлениям студентов. В Батищеве он вел хозяйство, в котором широко использовал сельскохозяйственный опыт крестьян и данные науки, провел многочисленные опыты по использованию минеральных удобрений. Возродить свое запущенное хозяйство позволил Энгельгардту лен. По мере того как в хозяйстве появлялись деньги, он тут же пускал их в оборот: заводил хороших рабочих лошадей, железные плуги, стал нанимать батраков, уходил от рутинного трехполья, истощавшего почву. Александр Николаевич ставил перед собой не только экономические, но и социальные цели. Он сформулировал и попытался реализовать на практике проект справедливого общества: '"не принудительное равенство, а свободная, разумная кооперация - вот, что должно лечь в основу новых крестьянских сообществ. В России есть сила, способная помочь мужику в переустройстве его жизни. "Интеллигентный человек нужен земле, нужен мужику. Он нужен потому, что нужен свет, для того чтобы разогнать тьму'. С 1877 по 1883 гг. в Батищеве существовала школа, в которой проходили учебу 'интеллигенты', изъявившие желание осуществить на практике социальные идеи Энгельгардта. Батищевскую 'академию' окончило около 80 человек. Они пробовали организовать 'интеллигентные союзные деревни', которые показали бы пример эффективной и разумной кооперации. Однако все эти попытки закончились неудачей. Как это часто случалось в истории, высокую благородную идею погубили низменные человеческие страсти - корысть, эгоизм, зависть. Увы, эту сторону натуры человека не учитывали многие авторы проектов устройства идеального человеческого сообщества. Батищево внесло большой вклад в агротехническую науку, став первой русской агрохимической опытной станцией. К Энгельгардту для исследования влияния фосфоритов на плодородие почв приезжали П. А. Костычев - один из основателей современного почвоведения, В. И. Вернадский - основоположник геохимии, биогеохимии, крупнейший мыслитель XX века, автор учения о ноосфере. Свой опыт хозяйствования и наблюдения за крестьянской жизнью Энгельгардт талантливо изложил в знаменитых 'Письмах из деревни' - глубоком социально-психологическом исследовании пореформенной деревни, ставшим одним из лучших публицистических произведений на эту тему. Они публиковались в журнале 'Отечественные записки' в 1872-1882 гг. В последующие годы 'Письма' вышли восемью отдельными изданиями, став значительным явлением отечественной культуры.
К А. Н. Энгельгардту приезжали или постоянно жили в Батищеве его жена Анна Николаевна, переводчица и писательница, редактор журнала 'Вестник иностранной литературы', дети Михаил Александрович, философ, писатель, переводчик, журналист, известный публицист эсеровского направления, один из главных теоретиков максимализма, Николай Александрович, автор известных исторических романов, поэт, журналист, историк русской литературы, внуки Борис Михайлович, литературовед и переводчик, Мария Михайловна, автор стихов и рассказов для детей.
Передовым и широко известным в России было образцовое животноводческое хозяйство, организованное во второй половине XIX в. помещиком Д. А. Путятой в имении Бессоново. Путята добился резкого повышения продуктивности местного молочного скота благодаря хорошему кормлению и уходу, правильному воспитанию молодняка. Не прибегая к покупке иностранных производителей, он, по существу, вывел новую породу скота. Уже на 1-й Всероссийской выставке крупного рогатого скота в 1869 г. Путята получил за корову Перешиху золотую медаль, на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 г. - золотую медаль за корову Иглу. На выставке скотоводства (Москва, 1885 г.) - Путята получил 2 золотых, 2 серебряных и 1 бронзовую медали. В конце XIX - начале XX в. новый владелец Бессонова В. А. Дрызлов продолжал поддерживать традиции прежнего хозяина. В Бессонове действовала школа скотоводства, сыроварения и маслоделия ( в 1911 г. в ней училось 25 человек при 3 учителях); русско-швейцарский сыр и сливочное масло сбывалось московским фирмам Бландова и Чичкина; винокуренный завод (открыт в 1868 г.) производил ежегодно более 10 тысяч ведер 40-градусного спирта.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

Комментарии

Комментариев нет.