26 мар

ТОЛЬКО В ТЕБЕ СПАСЕНИЕ

Шримати Виджая Кумари
/продолжение /
Часть III. Волны поучений
Глава 48. Берег Читравати – родник духовности
Мы приехали в Парти и окунулись в божественное присутствие Господа Парти. Мать Читравати, заключив в песчаные объятия Властелина своей жизни, замерла в восторге и радости. Озарённое лунным светом звёздное небо, похожее на раскинутую для просушки рисовую муку, являло собой сказочное зрелище. Обозрев Своих преданных, окруживших Его, как россыпь звёзд, Саи Луна сказал: «Человек заходит в море. Он отплывает далеко от берега, смотрит вокруг и думает: «Море совсем спокойное», – и плывёт дальше. Но постепенно поднимается волнение, начинается шторм, и он не может доплыть до берега. И всё же, несмотря на то, что огромные волны захлёстывают его, он собирает всё своё мужество и выбирается на сушу. Так и мы, встретившись с трудностями, должны дать клятву, что достигнем цели, и смело рваться вперёд, а не хныкать, опустив руки. Все вы – братья и сёстры. Что же будет, если вы, кипя гневом, по всякому обзываете друг друга? Ради кого вы все приехали сюда? Где ещё вы научитесь добру и честности, как не в присутствии Самого Бога? Я – ваше общее достояние, и явился Я только для того, чтобы исполнять желания всех преданных без исключения, а не чтобы есть еду, что вы мне предлагаете, и выслушивать вашу болтовню. Пусть каждый, кто приходит сюда, разделит Мою радость.
Относитесь с участием к тем людям, с которыми Свами разговаривает: «Бедняги! Кто знает, какие тяжкие заботы привели их к Свами, какие жизненные невзгоды! Кто, кроме Свами, поможет им?» Некоторые говорят, что Свами не учит ничему хорошему, а только ругает. Но усвоили ли вы хоть слово из того, что Я говорил? Я знаю, что творится в душе каждого из вас, и каждому даю ровно столько, сколько он в состоянии взвалить на плечи. Коли уж вы пришли, вынесите отсюда что-нибудь хорошее, поделитесь этим с другими и станьте чище и совершеннее. Я рассказываю вам о многом, прекрасно зная, что большую часть из этого вы не понимаете. Хотите знать, почему? Чтобы вы поняли позже. Разве могу Я быть сыт той едой, что вы даёте Мне? Разве Я могу быть счастлив, если вы, вместо того чтобы любить друг друга, затеваете ссоры из зависти? От укуса скорпиона Я не страдал бы сильнее. Есть такие яды, которые, отравляя всё тело этого двуногого создания – человека, – жгут как огонь. Хорошенько поразмыслите, зачем и ради кого вы явились сюда. Не для того, чтобы есть, спать и завидовать. Есть поговорка: «Он думает, что поклоняется Шиве, в то время, как ум его поглощён окружающими людьми». Я говорю и говорю, пока в горле не пересохнет, а некоторые думают: «Когда же Он остановится? Так хочется есть!» Вы можете и потерпеть лишний час. Ваши домашние заботы никуда не денутся, но слова, что вы слышите здесь, вы не услышите больше никогда, если упустите нужный момент. Избавьтесь от всех скверных мыслей; где бы вы ни были, источайте нектар добрых дел – только это и есть пища для Свами».
Завистливые люди, выставляющие напоказ свой эгоизм как украшение, глубоко ранят сердце нашего дорогого маленького Саи. Они и побудили Свами произнести эти горькие слова. Причина всего этого – недостаток дисциплины в семье Саи. Когда люди сталкиваются с тем, что выходит за обычные рамки, они ведут себя безрассудно. Свами продолжал Своё обличение:
«Что подумают «новички»? Что люди здесь ссорятся, а Свами и не пытается поставить их на место. Они станут шептаться у Меня за спиной: «Учит ли их чему -нибудь Свами, если они так ведут себя? Как узнает мир за этими стенами, что Я учу и учу вас, пока не охрипну? Я ругаю вас наедине. Я ругаю вас на людях. Я порицаю вас. И если вы не меняетесь, то такова ваша судьба. Когда идёт сильный дождь, вся грязь смывается и на улице становится чисто. Почему же ваши полные мусора сердца не очищаются в присутствии чистого Бога? Кто ещё будет учить вас с таким терпением? Я рассыпаю перед вами рисовые зёрна вперемешку с жемчужинами. Как может оценить жемчужины тот, кто хочет лишь одного – съесть побольше риса? Если нет дождя, поля требуют полива. Спешите собрать семена, что Я бросаю вам! Раз уж вы оказались здесь, то станьте если не парамахамсами (высочайшими подвижниками), то хотя бы хамсами (лебедями), или по крайней мере голубями, или скворцами, или просто попугаями. Но если вы останетесь воронами и будете клевать друг друга и поедать всякую гниль, – что ж, такова ваша доля».
Моё сердце сжалось, так тронули меня эти слова. – «Если преданный делает один шаг к Богу, Бог делает к нему сто шагов. При каждом шаге Я учитываю, сколько муравьишек, других мелких существ, комочков земли будет раздавлено у Меня под ногами и тщательно взвешиваю все за и против: зачем и ради кого Я совершаю этот шаг. Поэтому Мои шаги так малы и легки». (Я восхищаюсь ими). – «Если вы не способны никому помочь, старайтесь, по крайней мере, не причинять никому вреда. Если вы хотите сделать Свами счастливым, ведите себя как члены одной семьи, не ссорьтесь, не оскорбляйте, не поносите друг друга и не таите ненависти. Не реагируйте на чьи то злобные выпады. Избегайте пустых и бесполезных разговоров. Не нацеливайте на других обличительный перст. Лучше обратите его на себя и исправьте свои недостатки. На подобные поучения Я трачу много времени. Учитесь доброте, растите доброту, делитесь добротой и, радуя Свами, стремитесь к спасению».
Свами умолк. Наши лица сморщились от боли. Даже Свами выглядел осунувшимся. Наш ум – как собачий хвост. Когда он угомонится? Какая мать будет так говорить с нами? Но всё же мы неуклонно меняемся к лучшему, как бы медленно этот процесс ни происходил. Сверкает только отшлифованное золото. Но почему же тогда не сияют наши сердца, хотя Свами и шлифует их на точильном камне Своих слов? На них осело так много слоёв грязи от предыдущих жизней, что они не могут так быстро обрести свой естественный блеск.
На следующий день Свами учил нас, как отбивать руками ритм (талу) во время пения. Как легко, изящно и плавно двигались Его руки! Казалось, что в них вообще нет костей. Мы пели бхаджаны два с половиной часа. Свами начал раскачиваться из стороны в сторону, и мы увидели, что Он впал в транс. Он застыл, как деревянный истукан, время от времени бормоча: «Кукурузный хлеб», «каша с миндалём», «Мадрас» и т.д. Он съел целую горсть тёртого ореха и не меньше пучка листьев бетеля. Вернувшись, примерно через час, в Своё обычное состояние, Он засмеялся, и всё смеялся и смеялся, пока не стал захлёбываться и икать. Но Он не сказал нам, где побывал.
Шли дни, и однажды вечером мы пошли на берег реки. Уже много месяцев мы не были у дерева, исполняющего желания. Мы уселись на песке; с нами был Шри Рама Сармагару – учитель из Венкатагири. Он писал, простым и ярким языком, стихи и прозу, пронизанные учением о самопознании. Божественный Саи обратился к Своим детям: «Если всю жизнь вы будете непрестанно повторять святое Божье имя, ваш последний час будет мирным и благословенным. Преданный – это тот, кто полагается на Бога, а Бог на земле – всё равно что пузырёк на воде. Он возникает из воды, остаётся какое то время на её поверхности и вновь сливается с водой. Так и Бог, рождаясь среди преданных, играет с ними вместе и растворяется в них. Человеческое тело – это часы, и стрелки в них – это дживатма, индивидуальная душа, и Параматма, Вселенское «Я». В определённый час и в определённое время эти стрелки неизбежно встречаются. Индивидуальная душа – это длинная стрелка, Вселенская душа – короткая стрелка. За то время, что «вселенское Я» сдвигается на одно деление, «индивидуальное я» проделывает полный круг. Вселенское «Я» – это целое, индивидуальное «я» – частица. Как белый цвет неотделима от молока, так и дживатму нельзя отделить от Параматмы». После этого Свами попросил Шри Раму Сарму прочитать свою балладу на телугу. В ней описывалась жизнь Свами, и когда баллада подошла к ликующей кульминации, Свами достал из песка чётки и водрузил их на шею Шри Сармы. Глядя на сияющую красоту Свами, солнце, застыдившись, спряталось за холмом, укрылось облаками, послало нам прохладный ветерок и, коснувшись неба разноцветными мазками, нарисовало на нём дивную картину.
Я привожу здесь слова Свами, драгоценные как алмазы, потому, что только они могут даровать нам спасение. Как Он говорит, вы не купите эти слова и за тысячи варах, или золотых монет. Соберите так много, сколько сможете, храните их, как зеницу ока, и вы станете благословенны.
Появление в ашраме Шри Кастури обернулось большой удачей для преданных: мы стали свидетелями «внеочередных» лил, божественных игр Свами. Как то днём мы сидели, болтая, вокруг Свами. Он сказал: «Кастури! Дотронься до Моей руки». Кастури взял руку Свами и воскликнул: «Абба! Она горит!» Принесли градусник, и оказалось, что температура у Свами 41 градус! «Смог бы кто-нибудь говорить или сидеть при такой температуре?» – спросил Свами. Свами попросил встряхнуть градусник, и когда Он снова поставил его, температура была ниже нормальной. Сделав круглые глаза и скребя затылок, Кастури изрёк: «Это и в самом деле очень странно». Да, невероятно! Он решил, что это какой то магический трюк.
Стояла сильная жара, и мы пошли на реку. Свами спросил Кастури: «Кастури, чего бы тебе сейчас хотелось?» Тот ответил: «Хорошо бы пошёл дождь, Свами». Громко расхохотавшись, Свами сказал: «Дождь! И только то?» Он воздел к небу руки и приказал: «Полей нас!» Хлынул ливень – такой, как в беседке «грибке»: вокруг нас лило как из ведра, но больше нигде дождя не было. В другой раз, когда мы шли по дороге, Свами подобрал камешек и превратил его в сахарный тростник. Обернувшись к Кастури, Он сказал: «Ты сомневаешься, так как Я Сам подобрал камень. Теперь ты дай Мне любой!» Кастури, отойдя на изрядное расстояние, подобрал камень и протянул его Свами. Свами взял его и, бросив назад Кастури, крикнул: «Лови!» У того в руке оказался тростниковый сахар. Когда Свами велел ему разжать руку, в ней снова был камень. Кастури был обескуражен. Мы уселись на песке высохшего русла. Свами извлёк из песка мраморную статуэтку Кришны и Рукмини. Кастури воззрился на неё, широко раскрыв глаза. Тогда Свами сказал: «Ну хорошо! Скажи Мне сам, чего ты хочешь». Кастури попросил чётки; они были извлечены. Затем он попросил сладость, джулеби, и она тут же появилась. «Что-нибудь острое или горячее», – и Свами достал из песка ваду (лепёшку на масле). Больше «заказов» не последовало. Этот Кастури предал стопам Свами всего себя, без остатка. Он многие годы переводил речи Свами на английский, стал издателем «Санатана Саратхи» – журнала «Вечный Колесничий» и, распространяя по всему миру нектар послания Свами, превратился в широко известную выдающуюся личность. Кастури услаждал наш слух своими рассказами, написанными лёгким и изящным стилем на английском и каннада. Но его телугу немножко «хромал», и Саи, разумеется, частенько просил его поговорить на телугу и весело смеялся над его ломаной речью. Мы обожали слушать их диалоги.
Время летело незаметно. Не успели мы оглянуться, как пришла Дасара и с ней – Виджайядасами. Как всегда, состоялся абхишекам статуи Ширди Бабы. Свами поднял деревянный кувшин с длинным горлом, перевернул его вверх дном и стал крутить рукой внутри кувшина. Из него на Господа Ширди потоком посыпался вибхути. Десять раз Он опустошал кувшин, и каждый раз, как только Свами начинал вращать в нём рукой, из него низвергался вибхути, источая сильный аромат. Волны вибхути, клубясь как облака, заполнили весь зал. Звуки мантр, ритмичные напевы ведических гимнов, мелодичные переливы праздничной музыки – всё это, как волны бушующего моря, захлестнуло нас блаженством. Свами, с ног до головы обсыпанный кумкумом и пеплом, был сказочно прекрасен. Он создал хрустальный лингам и положил его на голову Господа Ширди. В этом году (1954) Он впервые совершил вибхути абхишекам. Потом Свами сошёл вниз, окропил нас всех тиртхамом (святой водой), и мы почувствовали себя благословенными.
/продолжение следует/

Комментарии

Комментариев нет.