29 апр

ТОЛЬКО В ТЕБЕ СПАСЕНИЕ

Шримати Виджая Кумари
/продолжение /
Часть IV. Волны образования
Глава 78. Ты благословенна, о Ишварамба!
Как бы громко мы ни восклицали: «Ты благословенна, о Ишварамба! Ты благословенна, о Ишварамба!» – этого всё равно недостаточно. Как бы мы ни старались описывать её как «почтенную мать, святую мать, благочестивую мать», – никакое перо не найдёт достойных слов. Она – досточтимая мать, давшая жизнь Самому Богу. Она – святая мать, подарившая преданным «доступ» к живому Богу. Каждое утро мы начинаем с песни, приветствующей её: «Ишварамбасутах Шриман пурва сандхья правартхате» (Сын Ишварамбы! О Господь Саи! Рассвет уже осветил восток!), мы превозносим её и поклоняемся ей. Она – любящая мать, Ишварамба, и её любят и славят. Она – «Ишвара»+«Амба»=Мать Ишвары, Высшего Владыки. В звуке этого имени – грёзы о ласковом лунном свете. Её смех был похож на расцветающий лотос, её слова были всегда теплы и сердечны. Как багряный солнечный диск, пламенеющий на просторах небес, на лбу этой матери сиял алый кружок киновари. С кем бы ни вступала она в беседу, её слова были полны любви и участия, и она неизменно справлялась о здоровье и житье бытье. Тех, кто испытывал затруднения, она всячески утешала и старалась помочь чем могла. Она очень любила детей. Как и у нашего Господа Саи, её губы были ярко красными от листьев бетеля. Нет, я неправильно выразилась! Мать не подражает сыну. Сын подражал матери – Саи делал так, как она. Мы трепетали, заслышав, как она зовёт Его: «Свами!»
Когда она видела обожаемого сына, любящее материнское сердце переполнялось до краёв и рвалось к Нему, как океан молока – к полной луне. И её милое лицо лучилось гордостью – удивительной и безмятежной. В сердце этой идеальной жены и матери, мягком, как масло, танцевало счастье. Если кто-нибудь хотя бы мельком выражал восхищение Свами, её губы морщились в улыбке, глаза округлялись, и она не могла скрыть удовольствия. Она была очень скромной матерью. Она тихонько садилась в уголке, склонив голову, незаметная, как маленький цветок в зарослях тыквы. Она была очень деликатна, и вдобавок ко всему, чрезвычайно застенчива. В ней не было и следа тщеславия по поводу того, что она – мать единственного Господа Вселенной.
Пока Свами жил в Старом мандире, она никогда не приходила к Нему. Свами Сам навещал мать, не забывая выразить почтение и другим членам семьи. Но после Его переселения в Прашанти Нилаям она появлялась в ашраме почти каждый день. Свами обращался к этой великой матери семейства «Грихам аммайи» (хозяйка дома, хранительница очага). Когда благородная мать встречалась с любимым сыном, их диалог был праздником для ушей. Как только она, поднявшись наверх, садилась с Ним рядом, Он спрашивал: «Как дела? Что новенького? Всюду ли ты побывала? Со всеми ли поздоровалась?» Она возражала: «Ох! У меня что, мало своих дел, чтобы бродить по деревне? Ну разве что Минамме совсем нечего надеть. Свами! Дай ей хоть одно сари!» Свами сладким голосом осведомлялся: «Ты же сказала, что нигде не была. Откуда же ты это знаешь?» Беззаботно смеясь, она отвечала: «Так разве я у неё была? Вовсе нет. Когда я шла сюда, она попалась мне навстречу и сказала мне», – и уже без смущения выкладывала в деталях, какие у кого заботы и радости. Что за наслаждение было смотреть на них! Видеть, как Свами смеётся, внимательно слушая её и живо парируя каждую её фразу! Как то раз мы привезли с собой много разных механических игрушек. Они заводились ключиком, и обезьянки начинали отбивать ритм, поезд бежал по рельсам, клоун кувыркался через голову, крокодилы прыгали, раскрыв пасть, а куклы делали танцевальные па. Господь Саи, как малое дитя, связывал все игрушки шнурком, заводил их, и они, сбившись в кучу, сталкивались и падали. Его мать смеялась до слёз. Но стоило ей сказать: «Какие чудные игрушки, Свами! И как только делают такие? Вот эта обезьянка – брось ка мне её, я подарю её внуку», – и Свами быстро сгребал все игрушки Себе на колени и, надув губы, изрекал: «Мама! Ну что за жадность! Прямо хоть вообще ничего не показывай!»
Явно подыгрывая Ему, она затевала перебранку: «Ты что, младенец? Что Ты станешь с ними делать?» – и с торжествующим видом уносила все игрушки с собой.
В другой раз, когда она пришла, на столе лежала целая груда сари. Вкратце изложив местные новости, Ишварамба спросила: «Свами! Кому предназначены эти сари?» Свами ответил: «Они для Нараяна севы (для бедных)». – «Гм. Очень красивые. Конечно же, их необходимо раздать, но отложи для меня парочку», – сказала она капризным тоном. Свами с серьёзным видом осведомился: «Зачем они тебе? У тебя и так полно. Ты же скряга и всё равно не носишь их. Почему бы тебе не надеть красивое сари? С какой целью ты копишь их в шкафу?» Она обиженно протянула: «Да–а! Ты Сам знаешь, какие «прекрасные» сари мне давал!» Свами, в точности скопировав выражение её лица, продолжал подтрунивать над ней: «Этим деревенским кумушкам сколько ни давай, всё мало! Никакой благодарности!» Они продолжали препираться, и нам казалось, что перед нами Яшода и Кришна. На День рождения Свами все женщины получали в подарок сари. Нет нужды говорить, что среди них была и Ишварамма – воплощение материнства. Свами сам выбирал несколько весьма скромных сари и раскладывал перед ней.
Небрежным тоном Он предлагал: «Возьми одно – какое тебе больше нравится». Она, выбрав два, отодвигала их чуть в сторону и говорила: «О, Аббо! Какие великолепные сари Ты даришь мне! Оставь их Себе, Свами! Мне ничего не нужно!» – и вставала, собираясь уходить. Тогда Свами крутил её за нос, удерживал на месте и заставлял сесть. С кислым видом Он говорил: «Абба! Зачем так сердиться? Успокойся. А эти тебе нравятся?» – и Он доставал несколько роскошных сари из Канчи с золотой каймой. Она бросала: «Ага! Вот эти хорошие. Ты специально прятал их, чтобы подразнить меня?» И с двумя сари под мышкой и с лёгкой улыбкой на лице она спускалась вниз и спешила домой. Свами кричал ей вдогонку: «Эй эй! Я говорю взять одно, а она – глядите ка – уносит два!» Она спокойно удалялась, будто ничего не слыша. Улыбка была неизменным украшением этой лучшей из матерей.
Насколько же велика была её материнская любовь? Насколько крепки кровные узы, привязанность матери к родному чаду? Это связь длиною в много жизней, это божественное родство, это близость, идущая из глубины веков. Когда вокруг Свами собиралось много преданных, мать дрожала от страха. Все ли они – хорошие люди? Среди тех, кто любит, всегда найдутся и те, кто ненавидит. Как говорит Свами, если с одной стороны выступает армия Рамы, то с другой всегда появляется армия Раваны. И как мучительно сжимается сердце матери, давшей Ему жизнь, понятно только другой матери. Какие только козни не плелись в надежде покончить с Кришной? Сколько раз демоны пытались убить Раму? И сколько горьких слёз пролили Девакидеви и Каушальядеви? И разве не из этого же «списка» эпизод из детства Свами, когда Его пытались накормить отравленными вадами (лепёшками из гороховой муки)? Мало ли злых людей, что могут обидеть Свами и навредить Ему? Словом, у матери было достаточно причин для тревоги. Но разве уязвим для зла наш Бог богов, Саи Рама? Разве есть что то, не известное Ему?
Он явился именно для того, чтобы наказать злых, чтобы привлечь их на истинный путь, заставить измениться. Он должен быть среди них. Со страхом наблюдая, как Свами стрелой несётся в гущу преданных, она окликала Его «телохранителей» и, трепеща как раненый олень, умоляла их срывающимся голосом: «Аппа! Пожалуйста, не оставляй Его одного! Следи за Ним внимательно, Аппа! Не теряй Его из виду, не отставай от Него ни на шаг!» Когда Свами возвращался, она робко взывала к Нему, запинаясь от волнения: «Свами! Народу так много! Будь осторожен, Свами! Ты бросаешься прямо в толпу. Пожалуйста, не делай этого». Свами, прозвенев смехом, ласковым, как лунный свет, отвечал: «Чего ты боишься? Лекарство нужно прикладывать к больному месту. А Мне никто не может причинить вреда». Слёзы закипали у нас в глазах, когда мы смотрели, как Свами утешает её, взяв её руки в Свои, и избавляет от страха. Отделившись от толпы, Виджайя Саи (Победоносный Саи) направлялся к нам и говорил матери важно и гордо: «Ты знаешь, что произошло? Увидев меня, они, как змеи, лишённые ядовитых зубов, превратились в Моих слуг». Но в глубине души она всё же боялась за Него.
Однажды, когда мы все собрались вокруг Свами, Шри Рама Сарма спросил: «Свами! Ты появился в материнском лоне обычным путём или «снизошёл» в него?» Указывая на воплощение материнства – Ишварамму, сидящую перед Ним, Он сказал ей: «Расскажи им, что случилось после предсказания твоей свекрови». Она заговорила: «Сатьянараяна Свами явился моей свекрови со сне и изрёк пророчество: «Будь готова к любому чуду. Ничего не бойся». Позже, когда я доставала воду из колодца, Я вдруг увидела ослепительно голубой светящийся шар. Вращаясь, он приближался ко мне. Я почувствовала, что он вошёл в меня, и потеряла сознание». Так мы узнали, что рождение Свами – это «нисхождение». И даже самим Вишну, Шиве и Брахме не дано изведать природу неистового пламени материнской любви, что бушует за земной привязанностью обычной матери.
Накануне отъезда в Африку Свами, взглянув на Свою маму, спросил: «Что привезти тебе из Африки?» – «Свами, говорят, там очень дешёвое золото». Она ещё не договорила, а Он уже хохотал: «И кто это болтает такое? Ну что ж. Я привезу тебе целый золотой кирпич. Ты сможешь носить его на шее!» Она весело рассмеялась и сказала: «Счастливого тебе пути. Возвращайся скорей – этого мне достаточно». Господь Саи принял материнские благословения. Говорят: «Даже наваб Дели для своей матери – просто сын». Так и Свами, вездесущий Владыка мира, для Своей матери – просто родной сын.
/продолжение следует/

Комментарии

Комментариев нет.