Золотой Звездой его наградили через 21 год после смерти: летчик-истребитель Владимир Бобров

Золотой Звездой его наградили через 21 год после смерти: летчик-истребитель Владимир Бобров
Бобров Владимир Иванович
Владимир Бобров - один из лучших советских летчиков - истребителей, сбивший в двух войнах более 60 вражеских самолетов, но по непонятным причинам так и не ставший при жизни Героем Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны он воевал на 6 фронтах, командовал двумя Гвардейскими полками. Сбив неприятельский истребитель в небе Прибалтики ранним утром 22 июня 1941 года, последнюю победу одержал над Прагой 9 мая 1945 года в 12 часов 40 минут, но при жизни так и не получил неоднократно заслуженного звания Герой Советского Союза.
Владимир Иванович Бобров родился 11 июля 1915 года в городе Луганске, в семье рабочего. В 1930 году окончил 10 классов, в 1932 году школу ФЗУ, работал бригадиром слесарей на паровозоремонтном заводе в Луганске. В 1934 году призван в Красную Армию, в ноябре 1936 года окончил Луганскую военную авиационную школу летчиков и служил в звании лейтенанта младшим летчиком 57-й истребительной авиационной эскадрильи 142-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
Свое боевое крещение Владимир Бобров получил в небе Испании, под псевдонимом «Вольдемар Борисовский» участвовал в гражданской войне в составе испанской республиканской армии с 26 марта по 13 августа 1938 года. Летал на истребителе И-16, совершил 78 боевых вылетов, налет боевой 97 часов, по данным одних источников в 8 воздушных боях сбил 4 самолета лично и 13 в группе, по другим источникам - 13 лично и 4 в составе группы.
Золотой Звездой его наградили через 21 год после смерти: летчик-истребитель Владимир Бобров
Истребитель И-16. На таком самолете воевал в Испании Владимир Бобров
Тогда не существовало единой системы учета боевых результатов, поэтому данные разных источников о количестве побед отличаются. Основными противниками наших летчиков в тех воздушных боях были устаревшие истребители ФИАТ и Хейнкель, однако 13 июня 1938 года Владимир Бобров сбил в бою новейший немецкий истребитель Мессершмитт Ме-109. Эта победа была подтверждена наземными частями республиканской армии.
После возвращения Владимиру Боброву присвоено звание капитан, 22 февраля 1939 года он награжден орденом Красного Знамени.
Вот тут нужно первый раз задать вопрос - почему один из самых результативных советских летчиков - истребителей в Испании Владимир Бобров не получил звания Герой Советского Союза, когда Золотые Звезды получали многие летчики, имевшие гораздо более скромные результаты. Внятного ответа нет.
Можно задать еще один вопрос - почему большинство награжденных за Испанию летчиков - истребителей при этом имели головокружительный рост званий и должностей по возвращении в СССР. После старшего лейтенанта получали майора, а то и полковника (звание подполковник появилось позднее), рост должностей был еще стремительней. У Владимира Боброва ничего похожего не было.
С августа по сентябрь 1939 года Владимир Бобров был командиром звена 4-го истребительного авиационного полка Западного военного округа, затем командовал звеном в 10-м истребительном авиационном полку, там же с октября 1939 года по декабрь 1940 года служил помощником командира эскадрильи. В составе этого полка участвовал в Советско - Финской войне, совершил 48 боевых вылетов. С декабря 1940 года по июнь 1941 года был слушателем Липецких высших авиационных курсов командиров. После окончания курсов был назначен командиром эскадрильи 237-го истребительного авиационного полка Прибалтийского военного округа.
Великая Отечественная война застала Владимира Боброва на Западной границе. Его 237-й истребительный авиационный полк был одним из первых в Советских ВВС, вооруженный новейшими истребителями Як-1. 22 июня 1941 года в 4 часа 30 минут командир эскадрильи Владимир Бобров поднял по тревоге свой истребитель в воздух, и через 10 минут на самолете Як-1 одержал свою первую победу в этой войне - сбил немецкий бомбардировщик Хейнкель Не-111. В одном из последующих вылетов его истребитель был подбит, Владимир Бобров был ранен, обожжен и попал в госпиталь.
Осенью 1941 года в боях под Москвой Владимир Бобров одержал в воздушном бою победу довольно редким способом - сбил Мессершмитт Ме-109 залпом подкрыльевых РС. Вот как вспоминал об этом участник этого боя летчик - истребитель Герой Советского Союза А. Я Баклан: «... Появилось в полку и еще одно новшество - реактивные снаряды, подвешиваемые под крыльями» Яков «. Как - то летели мы в паре с комэском... и повстречали тоже пару Ме-109. Мы имели преимущество, находясь выше противника и на солнечной стороне. Бобров выпустил РС и надо же: попал точно по» Мессеру «. Тот, конечно, сразу развалился на куски».
С апреля по октябрь 1942 года Бобров командовал 521-м истребительным авиационным полком. С ноября по декабрь 1942 года командовал 21-м истребительным авиационным полком, а с 19 декабря 1942 года по февраль 1943 года 161-м истребительным авиационным полком. Во время воздушного боя 23 января 1943 года был сбит и получил ранение, некоторое время не летал. 4 апреля 1943 года майор В. И. Бобров был назначен командиром 27-го истребительного авиационного полка, где воевали такие выдающиеся асы, как Николай Гулаев, Федор Архипенко, Евгений Мариинский и многие другие.
Говоря о Владимире Боброве как о командире истребительного авиационного полка, стоит отметить одну его особенность - он был, как говорят летчики, летающий «батя». В ходе боев многие командиры полков сами на задания вылетали весьма редко, в основном находясь на командном пункте и управляя боем с земли. Бобров часто сам водил полк в атаку, поэтому и имел значительное количество сбитых самолетов противника.
Летчики 27-го истребительного авиационного полка особенно отличились в битве на Курской Дуге, за период с 5 июля по 5 августа 1943 года сбили в воздушных боях 88 самолетов противника (19 из них - 5 июля). 6 июля 1943 года, прикрывая наземные войска, сражавшиеся на Курской Дуге, 10 советских истребителей, возглавляемых командиром 27-го истребительного авиационного полка В. И. Бобровым, вступили в бой с 27 бомбардировщиками Ju-87 и 12 истребителями Ме-109. Каждый наш летчик в этом бою сбил по вражескому самолету. Выполнив задачу, группа без потерь возвратилась на свой аэродром.
За успехи в воздушных боях 8 октября 1943 года 27-му истребительному авиационному полку было присвоено звание 129-го Гвардейского. Несомненно, в этом большая заслуга командира полка Владимира Боброва. В честь этого торжественного события, 20 октября Владимир Бобров сбил в одном бою сразу 2 пикировщика Ju-87.
По февраль 1944 года Владимир Бобров командовал полком, участвовал в боях за освобождение Украины, воевал на 2-м Украинском фронте. Затем был отстранен от занимаемой должности и назначен инспектором - летчиком по технике пилотирования 190-й истребительной авиационной дивизии. Личная неприязнь и конфликты с некоторыми крупными военными чинами долгое время преследовали Боброва.
В начале 1944 года он без достаточных оснований был снят с командования полка и с апреля по май 1944 года находился в резерве отдела кадров 5-й Воздушной армии, в мае 1944 года он был исключен из членов ВКП (б) с весьма неприятной формулировкой «за недостойное поведение в быту и нарушение партийной этики». Лишь в марте 1945 года, за большие боевые успехи, его восстановили в партии с сохранением прежнего стажа. Выручил Боброва А. И. Покрышкин - пригласил Боброва в 9-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию.
С мая по сентябрь 1944 года Владимир Бобров командовал эскадрильей в 104-м Гвардейском истребительном авиационном полку, затем до конца войны был командиром этого полка. Воевал в Крыму и Молдавии, участвовал в Ясско - Кишиневской и Сандомирской операции, освобождал Польшу. Участвовал в боях над Германией и Чехословакией. Его ведомым долгое время был Михаил Девятаев, сбивший 9 самолетов противника и улетевший из плена на немецком бомбардировщике He-111. А. И. Покрышкин, первый Трижды Герой Советского Союза, сам в свое время по надуманной причине, из-за личной неприязни, был отстранен от полетов, исключен из партии и едва не угодил под трибунал.
Владимир Иванович Бобров показал себя не только грамотным командиром, но и умелым и бесстрашным воздушным бойцом. Несколько раз он сбивал в бою по два вражеских самолета, а в сентябре 1944 года в паре с Павлом Крюковым они сбили в одном бою по три бомбардировщика Хейнкель Не-111. Большую часть своих побед Владимир Бобров одержал на истребителе Р-39 «Аэрокобра», которым он владел в совершенстве.
Золотой Звездой его наградили через 21 год после смерти: летчик-истребитель Владимир Бобров
Истребитель Р-39 "Аэрокобра". На таком самолете воевал Владимир Бобров
11 августа 1944 года командир 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии полковник А. И. Покрышкин представил В. И. Боброва к званию Героя Советского Союза за 24 лично сбитых самолета и 18 в составе группы, однако главные Маршалы авиации Новиков и Вершинин «от представления воздерживались». К концу Великой Отечественной войны Гвардии подполковник В. И. Бобров совершил 451 успешный боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 30 и в составе группы 20 самолетов противника. Только за эти достижения уже можно было наградить двумя Золотыми Звездами, однако этого не произошло. Всего же, в его боевой судьбе с учетом Испании, было 577 боевых вылетов, 159 воздушных боев, 43 личные и 24 групповые победы. Этого точно хватало на звание Дважды Героя Советского Союза, но единственная Звезда была присвоена ему лишь в 1991 году, 20 лет спустя после смерти.
За участие в Великой Отечественной войне Владимир Иванович Бобров был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».
После войны Владимир Иванович продолжал служить в ВВС. 26 января 1948 года получил очередное воинское звание - полковник. С декабря 1951 года по сентябрь 1952 года учился на курсах усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий. За нарушения по службе в 1953 году он был понижен в звании до майора. 10 февраля 1956 года снова получил звание подполковника, а 19 февраля 1958 года ему вернули звание полковника.
30 июля 1960 года Владимир Иванович Бобров вышел в отставку. Окончив юридический институт, работал заместителем директора Харьковского института «Гипрокомунстрой». Умер 28 февраля 1970 года.
При жизни неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, однако главные Маршалы авиации «от представления воздерживались». Лишь 20 марта 1991 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Комментарии

  • 22 ноя 2022 14:41
    Очень странно.
  • 22 ноя 2022 16:06
    Он оценил награду....
  • 23 ноя 2022 17:36
    d3640876dc
  • 24 ноя 2022 17:12
    Вот так и гнобили нормальных служак !
  • 26 ноя 2022 09:41
    Достоин почета и уважение. Видать не любил "кланяться" начальству, любил "правду.
  • 4 мая 2023 19:15
    "Служака"-серое,плохое слово.Он-Герой,даже дважды.Я знал таких немало,даже дружил с ними,даже видел их в Колымских лагерях(лишённых наград),где я врачевал.Тут,видимо,в том числе и некая ревность тыловых чинуш к таким Героям,хотя порой для своих и себя не стеснялись,тоже знал.Много было неправости всякого рода.Может и ССР поэтому канул?Ладно хоть ч/з 20 лет "награда нашла Героя".(есть у меня стишок на эту тему на"Стихах"
  • 4 мая 2023 19:34
    А Девятаева сколько гнобили!-угнал из плена новый бомбёр с секретного острова,спас 10 товарищей,привёз бесценную информуху о ракетном заводе и пр.Лишь Королёв С.П.(Тот Самый)-спас его от лагерей,и всёж судьбу сломали.Мой отец был с ним знаком,тот не кичился своим геройством,был скромен,хоть и выступал с рассказами о своём подвиге по городам.Дошло до Властей,что такими гордиться надо,а не прессовать"по недоверию".А он ещё и самолётов немало сбил до плена.Но Героя получил,вроде при жизни.
  • 4 мая 2023 21:11
    Самолётов сбил 10.И,благодаря "оттепели",С.П.Королёву,журналистам-в1957 получил заслуженного Героя и жизнь стала-таки налаживаться.А его командир получил Героя лишь ч/з 21 год после смерти,хоть и сбил самолётов не меньше Покрышкина,(который вернул их в авиацию).Чудны дела твои,Господи!-в нашей самой справедливой ст..Ладно хоть пожить им дал.Но-слишком много тех,чьи подвиги оценили более чем поздно.
  • 4 мая 2023 21:19
    Совершил бы невероятный побег на вражьем самолёте из плена американец-ч/з неделю бы стал Нац.героем,а Голливуд бы снял о нём цветной и широкоформатный..А у нас и ч/з полвека ничего,но,правда, пытались.