Рецензия читателя на роман "Красный крест" Саши Филипенко

Артем Полин
"Красный
Крест" - это очень небольшая по объему книга, но по количеству боли,
страданий и персонального ада двух главных героев новый роман Саши Филипенко
приближается к прозе Варлама Шаламова или Примо Леви. "Красный Крест"
- это очень тяжелое чтение, при том, что автор Филипенко прекрасный: слог
ясный, логика и темп повествования идут по нарастающей, но параллельно
читательские чувства подвергаются немыслимым перегрузкам, когда в первой
половине романа перед нами проходит биография молодого человека Саши,
футбольного арбитра, находящегося в тяжелой депрессии после семейной трагедии.
А во второй - судьба Татьяны Алексеевны, его соседки 91 года от роду, прошедшей
через ГУЛАГ и неописуемые мучения и унижения. Сближение абсолютно разных героев
через первоначальное отталкивание - этот приём Филипенко использует, когда
истории жизни персонажей пересекаются в маленькой минской кухне очень старой
женщины: Татьяна Алексеевна рассказывает Саше про свою работу в НКИД СССР
(сейчас это называется МИД) Через нее, рядовом в те годы клерке НКИД, шла
переписка между МККК (Красный Крест) и руководством СССР о судьбе советских
военнопленных: родившись и прожив некоторую часть жизни в Лондоне, Татьяна
Алексеевна в совершенстве владела многими иностранными языками. За её столом в
одном из кабинетов НКИД и начинается её крестный путь, когда предстоит сделать
выбор между жизнью мужа и совсем неизвестного ей солдата: шокирующий катарсис
Филипенко оставляет, как настоящий мастер, на самую концовку романа, когда
последний шаг за Татьяну Алексеевну Павкову делает Саша. Разумеется, будут
много говорить о подлинных документах НКИД времен Второй мировой войны,
включенных в роман, особенно о письмах из Швейцарии, из бюро Красного Креста со
списками военнопленных, на которых Молотов или Вышинский ставили свои
резолюции: "Не отвечать". Вот выходит на акцию "Бессмертный
полк" внук Молотова с портретом своего деда-упыря: десятки тысяч русских
солдат, погибших в плену государств - стран Оси, на совести наркома иностранных
дел Молотова, бросившего их на произвол и злую волю врагов. Читая роман, я
ловил себя на мысли: что страшнее - настоящие и безнадежные просьбы Красного
Креста на протяжении первых двух лет войны или невосполнимые личные потери
главных героев романа? Несмотря на то, что сюжет книги отнесен к 2001 году,
абсолютно ясно, что "Красный Крест" - это роман о сегодняшнем дне,
где атомизация общества, злоба и взаимная ярость достигли, кажется, пика: если
в книге Филипенко сталинисты только отчим героя и ещё один, важнейший для философии
романа, персонаж, то сейчас Сталин фактически реабилитирован на государственном
уровне в РФ и Беларуси. О новом человеке, выведенном в ГУЛАГе, много размышляет
Татьяна Алексеевна и мы понимаем, что жрущие тухлое мясо с лопаты где-то на
лесоповале голодные зэчки - это бабушки тех, кто добровольно хавает блины с той
же вертухаевской лопаты уже в наши дни. "Красный Крест" - роман
страшный, очень натуралистичный и здесь Филипенко наследует лучшим белорусским
писателям - Адамовичу и Алексиевич - у которых художественный вымысел и
документальная проза сплетены виртуозно и эмоционально мощно. "Красный
Крест" не заберёт у читателя много времени, но чувства и мозги включить
придётся: хорошая литература редко бывает лёгкой.

Комментарии

Комментариев нет.