😍Директор музея «Бездежскі фартушок» — о лучшей профессии и роли народных традиций в воспитании
Одним из самых атмосферных музеев страны — «Бездежскiм фартушком» — Мария Михайловна Остапович руководит 17‑й год. Она из тех людей, кто своей жаждой деятельности и внутренней энергией заряжает всех вокруг и побуждает двигаться вперед. Под ее руководством коллектив музея удостоен специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства. Лауреат звания «Человек года» Дрогичинского района, победительница VIII Республиканского конкурса «Женщина года». А недавно награждена нагрудным знаком Минкульта за значительный вклад в развитие белорусской культуры и искусства. Приехали поздравить Марию Михайловну с наградой и поговорить по душам — мы давно и хорошо знакомы. — В наши школьные годы в библиотеки ходили все, а книга была лучшим подарком! Любила читать, поэтому и выбрала профессию библиотечного работника, — рассказывает Мария Остапович за чаем. — До сих пор помню слова своей тети Марии Александровны Капитан, которая работала библиотекарем в моей родной деревне Завершье Дрогичинского района: «Лiпшой работы ў сiлi для жэншчыны нiгде не найдеш. Будеш грамотна, начытана, уважаема, бо ты — iнтелiгенцыя». А я, выросшая с книгами, ни про что другое и не думала. Поступила в Могилевское культпросветучилище на библиотекаря, потом окончила Белорусский государственный университет культуры по этой же специальности. Через некоторое время сменила родственницу в Завершской библиотеке на посту заведующей. Так что в системе культуры я с 1987‑го. — Мария, ты сделала библиотеку в Завершье одной из лучших в Брестской области — так считают в управлении культуры облисполкома. Благодаря чему удалось? — Когда пришла на работу, вскоре у нас появилось новое здание Дома культуры — большое, просторное, с залом, где можно было посидеть, полистать газеты, журналы. В 1990 — 2000‑х люди очень много читали. Пользовались спросом журналы с выкройками, со схемами для вязания. В очередь за ними записывались! Мы проводили столько мероприятий. Еще смолоду считала: нужно все время работать, будешь работать — и тебе воздастся. — С предложением стать директором музея в Бездеже согласилась сразу? — О, это отдельная история. (Смеется.) Выходной день, я гребу сено для коровы. Звонит начальник отдела культуры райисполкома Леонид Куровский и говорит приехать к нему. Приехала, сижу в кабинете, а он: «Пиши заявление на увольнение». У меня слезы потекли — я была потрясена и, признаться, потом долго отходила. Что противиться? Написала. Потом Леонид Степанович велит мне писать еще одно заявление — о приеме директором музея народного творчества «Бездежскi фартушок». Как выяснилось позже, предложение только для меня стало неожиданностью — мою кандидатуру вокруг уже вовсю обсуждали. С 1 ноября 2008‑го и назначили. — На чем делала акцент в первый год в должности директора? — Музей я знала, бывала здесь не раз, дружила с прежним руководителем, и коллектив принял меня хорошо. Понимала, что музею нужна раскрутка. В 2009‑м 600‑летие заповедности праздновал нацпарк «Беловежская пуща», в Кобрине проходили республиканские «Дажынкi». И мы повезли туда свои выставки. Наши фартушки и ручники для людей, можно сказать, стали сенсацией, и музей стали приглашать на мероприятия различного уровня. Сегодня в коллекции около 400 фартушков — и ни один узор не повторяется! Гордимся самым старым экспонатом, который в 1880 году соткала мастерица Тодора Муха. В 2024‑м наш музей принял более 22 тысяч туристов. — Были сомнения, стоит ли пробовать, когда готовили документы на соискание спецпремии Президента? — Из отдела культуры пришла бумага с предложением подать документы. И я посчитала, что мы своим маленьким коллективом за год немало сделали, поэтому достойны участвовать. В итоге стали лауреатом специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства за создание уникальной коллекции аутентичных узоров народного творчества, значимый вклад в сохранение и популяризацию местных ремесел, обрядов и диалектов. Радости не было предела! И с того момента жизнь у музея пошла совсем другая. — Другая? — Премия — не только признание, но и деньги. Собрались и коллективно решили, как будем их использовать. Закупили экспонаты, компьютер и… заброшенную столетнюю крестьянскую хатку. Отремонтировали ее и обустроили по всем сельским канонам: на кухне — печь, на окнах «фіранкі» и горшки с геранью, на стенах — старые фотографии, в углу — икона. Поблизости построили хлев, купили лошадь, козу, кроликов и кур. В пруд, который выкопали на месте свалки, запустили рыбу. Посадили ель, сирень и черноплодную рябину. Кусочек земли выделили под огород, где летом у нас растут лен, огурцы и бульба, чтобы туристам показать. Так в 2012‑м при музее открылось крестьянское подворье «Каля Плэса». Плэсой на бездежском диалекте речка наша зовется. На картах обозначена как Плёса. Сегодня она больше похожа на ручей. — На музейном подворье можно не только посмотреть, как жили крестьяне в прошлом веке, но и попробовать настоящей деревенской еды — даже гуся с яблоками на Коляды. Откуда продукты? — Сало и мясо закупаем у надежных людей из местных, огурцы и капусту квасим сами, фрукты тоже свои. Как приправа — макуха из льняного семени. Надо бы ее в список нашего наследия внести, ведь такой традиции ни у кого больше нет. Сейчас мечтаю построить на подворье мини-пекарню. Хлеб для организованных групп туристов выпекаем в русской печи. Но желающих купить буханку-другую так много, что печь просто не справляется. А ведь, по преданию, с хлебом связано и название агрогородка Бездеж. Местные жители были бедными, у них даже не было кадушек для замешивания хлеба. Вот и говорили в соседних селах про них — «без деж», «бездежцы». — А в передачу «Поле чудес» на российском телеканале как попала? — Сам Леонид Якубович пригласил. Под Новый год, 2019‑й, передача выходила. Знаменитый телеведущий побывал у нас в Дрогичинском районе. Его приезд организовал уроженец деревни Белинок, начальник Минского аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский. Помню, прилетели они на вертолете, приземлились на стадионе. В музее мы провели для гостей экскурсию, они впечатлились и сделали запись в книге отзывов. А потом позвали гостей за стол. Чем можно было удивить Якубовича, который видел весь мир? Да ничем! Но у нас получилось. Ему очень понравилась картофельная бабка с молоком. — Подарки в Москву везла? — Подарила Леониду Аркадьевичу сорочку-вышиванку — он не снимал ее почти до конца передачи. А в музей «Поля чудес» привезла деревенскую «разувалку» — специальный деревянный предмет, с помощью которого сельчане когда-то снимали обувь. Позже Леонид Якубович передал эту «штуку» игрокам «Что? Где? Когда?», чтобы они угадали, для чего она предназначена. Так не угадали же! Мы ходим по музею — сейчас главное здание на капитальном ремонте, поэтому экспозиция переместилась в фондохранилище. В это время открывается дверь и заходит дочь Марии — семиклассница София. По нашей просьбе она наряжается в народный костюм и надевает свадебный головной убор — венок бездежской невесты «паву». — Согласись, с таким венком девушка-невеста к жениху как пава идет! — смеется Мария, поправляя на дочери ленточки. София хмурится: — Мама, ну вы скажете! Рано мне еще замуж! — Сегодня такое редко встретишь, дочь обращается к маме на вы, — замечаю. — Во многих деревенских семьях так было принято. Нас у родителей было трое — две сестры и брат. Родителей мы называли только на «вы». Уважительно. Мама соблюдала все церковные праздники, была молитвенницей и нас учила вслух читать молитвы. Всю жизнь работала на ферме. Папа был строителем, много чего в наших краях с его участием построено. Конечно, и они ссорились, как во всякой семье бывает, но так, чтобы мы не слышали, не в нашем присутствии. — Ведь ты в достаточно позднем возрасте рожала. Как отважилась? — Да, стала матерью в 44 года. Я не планировала роды. Заезжаю в Дрогичин к гинекологу на прием и узнаю, что беременна. Шок! У ровесниц в таком возрасте уже внуки, а у меня первая беременность. Врач отправила на консультацию в Брест. Там сделали УЗИ, сказали, что все в порядке. У меня даже токсикоза не было, я продолжала строительство крестьянского подворья и летала как бабочка. Считаю, что это Божья благодать — забеременеть в таком возрасте. Даже рожать сама хотела, но врачи не разрешили. Меня «кесарили» в Брестском областном роддоме. Анестезия была спинальной, и я наблюдала за операцией в зеркало. Рассказывала врачам про музей. Когда достали мою кроху, попросила, чтобы поднесли, и поцеловала ее. Все меня тогда поддерживали! Помогали мама, родственники, соседи. Крестины делала в столовой местного хозяйства, больше сотни людей собралось, музыкантов приглашала. Конечно, мне было непросто — возраст, силы не те, что у молодых. В декрете побыла всего полгода, причем и в этот период приезжала в музей вести экскурсии. — Софья наверняка пойдет по твоим стопам? — Не Софья и не Соня, Сонька — только София! И всем родным говорю так ее называть. Сомневаюсь, что дочь в культуру пойдет. Говорит, уже всему в музее научилась: ткать, прясть, выпекать хлеб. София увлекается борьбой, выступает на соревнованиях и мечтает работать в МЧС. А еще очень любит готовить. На Пасху вместе испекли хлеб и пасочку из сдобного теста, запекли индюка, поставили на стол самодельный хрен. Словом, накрыли стол так, как у нас заведено испокон веков, как когда-то было у моих родителей. Мы с Софией навестили их в день поминовения усопших — он в наших краях выпадает на четверг в послепасхальную неделю и называется «Наўскi Вялiкдзень». Мне думается, чем больше у тебя за спиной родственников, чем больше корней, о которых ты помнишь, тем больше ты защищен от невзгод. Фартушки в Западном Полесье долгое время были украшением для девушек и женщин — Фартушки вышивали только тогда, когда на душе было спокойно: дети и муж сытые, скотина накормлена, в доме порядок, — говорит Мария Остапович. — На бездежских фартушках вы не найдете орнаментов, наши женщины предпочитали цветочные мотивы. Природную красоту переносили на ткань. Ткались фартушки только из тех ниток, которые, собранные 300 штук вместе, могли пройти через обручальное кольцо. Автор: Валентина КОЗЛОВИЧ Фото: Павел БОГУШ
Беларусь Сегодня
😍Директор музея «Бездежскі фартушок» — о лучшей профессии и роли народных традиций в воспитании
Одним из самых атмосферных музеев страны — «Бездежскiм фартушком» — Мария Михайловна Остапович руководит 17‑й год. Она из тех людей, кто своей жаждой деятельности и внутренней энергией заряжает всех вокруг и побуждает двигаться вперед. Под ее руководством коллектив музея удостоен специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства. Лауреат звания «Человек года» Дрогичинского района, победительница VIII Республиканского конкурса «Женщина года». А недавно награждена нагрудным знаком Минкульта за значительный вклад в развитие белорусской культуры и искусства. Приехали поздравить Марию Михайловну с наградой и поговорить по душам — мы давно и хорошо знакомы.
— В наши школьные годы в библиотеки ходили все, а книга была лучшим подарком! Любила читать, поэтому и выбрала профессию библиотечного работника, — рассказывает Мария Остапович за чаем. — До сих пор помню слова своей тети Марии Александровны Капитан, которая работала библиотекарем в моей родной деревне Завершье Дрогичинского района: «Лiпшой работы ў сiлi для жэншчыны нiгде не найдеш. Будеш грамотна, начытана, уважаема, бо ты — iнтелiгенцыя». А я, выросшая с книгами, ни про что другое и не думала. Поступила в Могилевское культпросветучилище на библиотекаря, потом окончила Белорусский государственный университет культуры по этой же специальности. Через некоторое время сменила родственницу в Завершской библиотеке на посту заведующей. Так что в системе культуры я с 1987‑го.
— Мария, ты сделала библиотеку в Завершье одной из лучших в Брестской области — так считают в управлении культуры облисполкома. Благодаря чему удалось?
— Когда пришла на работу, вскоре у нас появилось новое здание Дома культуры — большое, просторное, с залом, где можно было посидеть, полистать газеты, журналы. В 1990 — 2000‑х люди очень много читали. Пользовались спросом журналы с выкройками, со схемами для вязания. В очередь за ними записывались! Мы проводили столько мероприятий. Еще смолоду считала: нужно все время работать, будешь работать — и тебе воздастся.
— С предложением стать директором музея в Бездеже согласилась сразу?
— О, это отдельная история. (Смеется.) Выходной день, я гребу сено для коровы. Звонит начальник отдела культуры райисполкома Леонид Куровский и говорит приехать к нему. Приехала, сижу в кабинете, а он: «Пиши заявление на увольнение». У меня слезы потекли — я была потрясена и, признаться, потом долго отходила. Что противиться? Написала. Потом Леонид Степанович велит мне писать еще одно заявление — о приеме директором музея народного творчества «Бездежскi фартушок». Как выяснилось позже, предложение только для меня стало неожиданностью — мою кандидатуру вокруг уже вовсю обсуждали. С 1 ноября 2008‑го и назначили.
— На чем делала акцент в первый год в должности директора?
— Музей я знала, бывала здесь не раз, дружила с прежним руководителем, и коллектив принял меня хорошо. Понимала, что музею нужна раскрутка. В 2009‑м 600‑летие заповедности праздновал нацпарк «Беловежская пуща», в Кобрине проходили республиканские «Дажынкi». И мы повезли туда свои выставки. Наши фартушки и ручники для людей, можно сказать, стали сенсацией, и музей стали приглашать на мероприятия различного уровня. Сегодня в коллекции около 400 фартушков — и ни один узор не повторяется! Гордимся самым старым экспонатом, который в 1880 году соткала мастерица Тодора Муха. В 2024‑м наш музей принял более 22 тысяч туристов.
— Были сомнения, стоит ли пробовать, когда готовили документы на соискание спецпремии Президента?
— Из отдела культуры пришла бумага с предложением подать документы. И я посчитала, что мы своим маленьким коллективом за год немало сделали, поэтому достойны участвовать. В итоге стали лауреатом специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства за создание уникальной коллекции аутентичных узоров народного творчества, значимый вклад в сохранение и популяризацию местных ремесел, обрядов и диалектов. Радости не было предела! И с того момента жизнь у музея пошла совсем другая.
— Другая?
— Премия — не только признание, но и деньги. Собрались и коллективно решили, как будем их использовать. Закупили экспонаты, компьютер и… заброшенную столетнюю крестьянскую хатку. Отремонтировали ее и обустроили по всем сельским канонам: на кухне — печь, на окнах «фіранкі» и горшки с геранью, на стенах — старые фотографии, в углу — икона. Поблизости построили хлев, купили лошадь, козу, кроликов и кур. В пруд, который выкопали на месте свалки, запустили рыбу. Посадили ель, сирень и черноплодную рябину. Кусочек земли выделили под огород, где летом у нас растут лен, огурцы и бульба, чтобы туристам показать. Так в 2012‑м при музее открылось крестьянское подворье «Каля Плэса». Плэсой на бездежском диалекте речка наша зовется. На картах обозначена как Плёса. Сегодня она больше похожа на ручей.
— На музейном подворье можно не только посмотреть, как жили крестьяне в прошлом веке, но и попробовать настоящей деревенской еды — даже гуся с яблоками на Коляды. Откуда продукты?
— Сало и мясо закупаем у надежных людей из местных, огурцы и капусту квасим сами, фрукты тоже свои. Как приправа — макуха из льняного семени. Надо бы ее в список нашего наследия внести, ведь такой традиции ни у кого больше нет.
Сейчас мечтаю построить на подворье мини-пекарню. Хлеб для организованных групп туристов выпекаем в русской печи. Но желающих купить буханку-другую так много, что печь просто не справляется. А ведь, по преданию, с хлебом связано и название агрогородка Бездеж. Местные жители были бедными, у них даже не было кадушек для замешивания хлеба. Вот и говорили в соседних селах про них — «без деж», «бездежцы».
— А в передачу «Поле чудес» на российском телеканале как попала?
— Сам Леонид Якубович пригласил. Под Новый год, 2019‑й, передача выходила. Знаменитый телеведущий побывал у нас в Дрогичинском районе. Его приезд организовал уроженец деревни Белинок, начальник Минского аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский. Помню, прилетели они на вертолете, приземлились на стадионе. В музее мы провели для гостей экскурсию, они впечатлились и сделали запись в книге отзывов. А потом позвали гостей за стол. Чем можно было удивить Якубовича, который видел весь мир? Да ничем! Но у нас получилось. Ему очень понравилась картофельная бабка с молоком.
— Подарки в Москву везла?
— Подарила Леониду Аркадьевичу сорочку-вышиванку — он не снимал ее почти до конца передачи. А в музей «Поля чудес» привезла деревенскую «разувалку» — специальный деревянный предмет, с помощью которого сельчане когда-то снимали обувь. Позже Леонид Якубович передал эту «штуку» игрокам «Что? Где? Когда?», чтобы они угадали, для чего она предназначена. Так не угадали же!
Мы ходим по музею — сейчас главное здание на капитальном ремонте, поэтому экспозиция переместилась в фондохранилище. В это время открывается дверь и заходит дочь Марии — семиклассница София. По нашей просьбе она наряжается в народный костюм и надевает свадебный головной убор — венок бездежской невесты «паву».
— Согласись, с таким венком девушка-невеста к жениху как пава идет! — смеется Мария, поправляя на дочери ленточки.
София хмурится:
— Мама, ну вы скажете! Рано мне еще замуж!
— Сегодня такое редко встретишь, дочь обращается к маме на вы, — замечаю.
— Во многих деревенских семьях так было принято. Нас у родителей было трое — две сестры и брат. Родителей мы называли только на «вы». Уважительно. Мама соблюдала все церковные праздники, была молитвенницей и нас учила вслух читать молитвы. Всю жизнь работала на ферме. Папа был строителем, много чего в наших краях с его участием построено. Конечно, и они ссорились, как во всякой семье бывает, но так, чтобы мы не слышали, не в нашем присутствии.
— Ведь ты в достаточно позднем возрасте рожала. Как отважилась?
— Да, стала матерью в 44 года. Я не планировала роды. Заезжаю в Дрогичин к гинекологу на прием и узнаю, что беременна. Шок! У ровесниц в таком возрасте уже внуки, а у меня первая беременность. Врач отправила на консультацию в Брест. Там сделали УЗИ, сказали, что все в порядке. У меня даже токсикоза не было, я продолжала строительство крестьянского подворья и летала как бабочка. Считаю, что это Божья благодать — забеременеть в таком возрасте. Даже рожать сама хотела, но врачи не разрешили. Меня «кесарили» в Брестском областном роддоме. Анестезия была спинальной, и я наблюдала за операцией в зеркало. Рассказывала врачам про музей. Когда достали мою кроху, попросила, чтобы поднесли, и поцеловала ее. Все меня тогда поддерживали! Помогали мама, родственники, соседи. Крестины делала в столовой местного хозяйства, больше сотни людей собралось, музыкантов приглашала. Конечно, мне было непросто — возраст, силы не те, что у молодых. В декрете побыла всего полгода, причем и в этот период приезжала в музей вести экскурсии.
— Софья наверняка пойдет по твоим стопам?
— Не Софья и не Соня, Сонька — только София! И всем родным говорю так ее называть. Сомневаюсь, что дочь в культуру пойдет. Говорит, уже всему в музее научилась: ткать, прясть, выпекать хлеб. София увлекается борьбой, выступает на соревнованиях и мечтает работать в МЧС. А еще очень любит готовить. На Пасху вместе испекли хлеб и пасочку из сдобного теста, запекли индюка, поставили на стол самодельный хрен. Словом, накрыли стол так, как у нас заведено испокон веков, как когда-то было у моих родителей. Мы с Софией навестили их в день поминовения усопших — он в наших краях выпадает на четверг в послепасхальную неделю и называется «Наўскi Вялiкдзень». Мне думается, чем больше у тебя за спиной родственников, чем больше корней, о которых ты помнишь, тем больше ты защищен от невзгод.
Фартушки в Западном Полесье долгое время были украшением для девушек и женщин
— Фартушки вышивали только тогда, когда на душе было спокойно: дети и муж сытые, скотина накормлена, в доме порядок, — говорит Мария Остапович. — На бездежских фартушках вы не найдете орнаментов, наши женщины предпочитали цветочные мотивы. Природную красоту переносили на ткань. Ткались фартушки только из тех ниток, которые, собранные 300 штук вместе, могли пройти через обручальное кольцо.
Автор: Валентина КОЗЛОВИЧ
Фото: Павел БОГУШ