🚘 Стоит, не едет: эксперты рассказали, как совершенствуют процесс эвакуации и утилизации автохлама
Чистота и порядок на улицах белорусских городов давно стали визитной карточкой страны. Вот только старые автомобили во дворах явно не вписываются в идеальную картину показательного благоустройства. В Минске этот вопрос особенно актуален. 🔺 Операция «эвакуация» Рабочий день водителя эвакуатора Павла расписан поминутно: список машин, которые нужно отвезти на штрафстоянку, известен заранее. В него попадают исключительно авто, занимающие место на стоянках минимум три месяца, но бывают и экземпляры, которые находятся на одном и том же месте несколько лет. Самое сложное в профессии, считает Павел, это даже не филигранная погрузка машины на плотно заставленной стоянке, а владельцы транспортных средств. Даже несмотря на то что человек не пользовался автомобилем долгое время и в будущем не собирается это делать, он все равно не хочет с ним расставаться. А ведь фактически бросил свою машину на произвол судьбы! Причем винят во всех своих бедах, как правило, именно водителя эвакуатора, говорит Павел: — Была ситуация, когда меня не хотели пускать за шлагбаум, причем с ведома председателя товарищества собственников. С трудом удалось объяснить, что это решение администрации района и оно будет все равно выполнено. А в случае конфликта я просто вызову милицию, и она мне поможет. Все действия водителя эвакуатора проходят в соответствии с буквой закона, и никто просто так не приедет забирать чужой автомобиль, даже если он не трогается с места несколько лет. Сначала специалисты, которые проводят эвакуацию, узнают, кому принадлежит машина. Затем делают запрос в «Белгостехосмотр», который сообщает, когда авто приезжало на диагностическую линию в последний раз. Это обстоятельство чаще всего и становится доказательством того, что транспортное средство не только в плохом техническом состоянии, но и никуда не ездило длительное время. 🔺 Стоит, не едет Спущенные и вросшие в асфальт колеса, разбитые стекла и фары, ржавчина — свидетельство того, что средство передвижения является бесхозным автохламом, отмечает главный специалист администрации Московского района Минска Ольга Белесова: — И уже после этого, когда собственник установлен, ему направляется извещение, в котором предписывается в течение 30 календарных дней с момента его получения принять меры по приведению авто в надлежащее состояние либо его перемещению на охраняемую стоянку. Если собственник ничего не сделал, автомобиль принудительно перемещается на штрафстоянку. Такая проблема в Московском районе актуальна, как, думаю, и в любом другом районе города. За первые месяцы 2025-го выявлено свыше сотни авто на нашей территории. Десять из них утилизированы из-за непринятия собственниками мер. В этих случаях было вынесено решение суда о признании транспортного средства бесхозным. После эвакуации собственнику направляется уведомление о том, что его машина будет находиться на штрафстоянке три месяца. За это время человек может забрать авто, оплатив работу эвакуатора. Сегодня это 180 рублей. Помимо этого, раскошелиться придется и на штрафстоянку. Как правило, ее стоимость 1—1,5 рубля за сутки. Почти 90 % эвакуированных автомобилей владельцы возвращают, а оставшиеся 10 % после решения суда утилизируются. Весь процесс может занимать от трех месяцев до полугода, а в некоторых случаях это и вовсе невозможно сделать. При этом, как уже отмечалось, владелец утилизированного автохлама обязан возместить затраты, связанные с перемещением авто на штрафстоянку и его хранением. Если не добровольно, то в судебном порядке. Бывают случаи, когда у автомобиля нет регистрационных знаков, а значит, выяснить, кто владелец, невозможно. Вскрывать машину специалисты не имеют права, поскольку на это нужно специальное предписание. Сегодня в таких случаях у заинтересованных связаны руки. Автохлам может находиться на одном и том же месте годами. И решение проблемы в законодательстве, к сожалению, пока не предусмотрено. 🔺 Непроходные дворы Проведенная Комитетом госконтроля горячая линия показала, что проблема автохлама волнует многих жителей столицы и регионов. В ведомство поступили сотни сообщений, в которых люди присылали фотографии и адреса, где находятся брошенные машины. После вмешательства КГК работа по их эвакуации активизировалась. Сотни автомобилей перемещаются на штрафстоянки, но из-за сложности и длительности процедуры специалисты пока не могут выйти на темпы работы, которые необходимы. Чаще всего автохлам владельцы оставляют в своих же дворах. Сдать на металлолом? Жалко. Отвезти на платную стоянку? Дорого. А тут и машина под присмотром, и платить ничего не нужно. Вот только, к сожалению, эти люди забывают, что в столице, где каждое парковочное место на вес золота, это непозволительная роскошь. Начальник отдела городского хозяйства администрации Фрунзенского района Минска Елена Прохорова подтверждает: — Большая часть брошенных машин действительно сосредоточена во дворах. Достаточно много людей оставляют свои транспортные средства под окном на зимний период и эксплуатируют авто только летом. Но даже в таком случае машина должна поддерживаться в надлежащем состоянии, а владельцы обязаны очищать парковочное место от снега и листьев. Главой государства 2025-й объявлен Годом благоустройства. Он дает старт пятилетке качества и предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание и поддержание удобной, безопасной, современной и эстетической инфраструктуры в стране. Много чего уже сделано для наведения порядка, и речь идет не только про масштабные проекты. На контроле каждый сквер, парк и двор, а захламление территории недопустимо. Об этом не раз говорил Президент, и наведение порядка во дворах не менее важно. Несмотря на большую работу, которая проводится в стране по эвакуации и утилизации автохлама, работать еще есть над чем. Самая главная и большая проблема — растянутые сроки процедуры и сложность установления владельцев брошенных машин. Также остается открытым вопрос об автомобилях с иностранными номерами — в таком случае найти хозяина невозможно, суд тоже не может признать авто бесхозным. В итоге машины зависают на штрафстоянках. Невзирая на все усилия государства и специализированных организаций, полная победа над автохламом возможна только при активном участии его владельцев, которые должны с уважением относиться не только к верно служившим им машинам, но и к заслуженной репутации чистой и благоустроенной страны. 🔺 Маршрут в одну сторону Все минские машины, признанные автохламом, утилизируются на предприятии «Белвторчермет». Перед этим каждое авто должно пройти подготовку и предварительную разборку. Тщательно сверяются документы — все для того, чтобы минимизировать риски. Только в прошлом году на площадку организации поступило почти 120 тонн такого лома, а в этом — уже около 30 тонн. Это примерно 230 автомобилей. После переработки металл отправляется на металлургические предприятия страны для переплавки. Дмитрий ШАМКО
Беларусь Сегодня
🚘 Стоит, не едет: эксперты рассказали, как совершенствуют процесс эвакуации и утилизации автохлама
Чистота и порядок на улицах белорусских городов давно стали визитной карточкой страны. Вот только старые автомобили во дворах явно не вписываются в идеальную картину показательного благоустройства. В Минске этот вопрос особенно актуален.
🔺 Операция «эвакуация»
Рабочий день водителя эвакуатора Павла расписан поминутно: список машин, которые нужно отвезти на штрафстоянку, известен заранее. В него попадают исключительно авто, занимающие место на стоянках минимум три месяца, но бывают и экземпляры, которые находятся на одном и том же месте несколько лет. Самое сложное в профессии, считает Павел, это даже не филигранная погрузка машины на плотно заставленной стоянке, а владельцы транспортных средств. Даже несмотря на то что человек не пользовался автомобилем долгое время и в будущем не собирается это делать, он все равно не хочет с ним расставаться. А ведь фактически бросил свою машину на произвол судьбы! Причем винят во всех своих бедах, как правило, именно водителя эвакуатора, говорит Павел:
— Была ситуация, когда меня не хотели пускать за шлагбаум, причем с ведома председателя товарищества собственников. С трудом удалось объяснить, что это решение администрации района и оно будет все равно выполнено. А в случае конфликта я просто вызову милицию, и она мне поможет.
Все действия водителя эвакуатора проходят в соответствии с буквой закона, и никто просто так не приедет забирать чужой автомобиль, даже если он не трогается с места несколько лет. Сначала специалисты, которые проводят эвакуацию, узнают, кому принадлежит машина. Затем делают запрос в «Белгостехосмотр», который сообщает, когда авто приезжало на диагностическую линию в последний раз. Это обстоятельство чаще всего и становится доказательством того, что транспортное средство не только в плохом техническом состоянии, но и никуда не ездило длительное время.
🔺 Стоит, не едет
Спущенные и вросшие в асфальт колеса, разбитые стекла и фары, ржавчина — свидетельство того, что средство передвижения является бесхозным автохламом, отмечает главный специалист администрации Московского района Минска Ольга Белесова:
— И уже после этого, когда собственник установлен, ему направляется извещение, в котором предписывается в течение 30 календарных дней с момента его получения принять меры по приведению авто в надлежащее состояние либо его перемещению на охраняемую стоянку. Если собственник ничего не сделал, автомобиль принудительно перемещается на штрафстоянку. Такая проблема в Московском районе актуальна, как, думаю, и в любом другом районе города. За первые месяцы 2025-го выявлено свыше сотни авто на нашей территории. Десять из них утилизированы из-за непринятия собственниками мер. В этих случаях было вынесено решение суда о признании транспортного средства бесхозным.
После эвакуации собственнику направляется уведомление о том, что его машина будет находиться на штрафстоянке три месяца. За это время человек может забрать авто, оплатив работу эвакуатора. Сегодня это 180 рублей. Помимо этого, раскошелиться придется и на штрафстоянку. Как правило, ее стоимость 1—1,5 рубля за сутки. Почти 90 % эвакуированных автомобилей владельцы возвращают, а оставшиеся 10 % после решения суда утилизируются. Весь процесс может занимать от трех месяцев до полугода, а в некоторых случаях это и вовсе невозможно сделать. При этом, как уже отмечалось, владелец утилизированного автохлама обязан возместить затраты, связанные с перемещением авто на штрафстоянку и его хранением. Если не добровольно, то в судебном порядке.
Бывают случаи, когда у автомобиля нет регистрационных знаков, а значит, выяснить, кто владелец, невозможно. Вскрывать машину специалисты не имеют права, поскольку на это нужно специальное предписание. Сегодня в таких случаях у заинтересованных связаны руки. Автохлам может находиться на одном и том же месте годами. И решение проблемы в законодательстве, к сожалению, пока не предусмотрено.
🔺 Непроходные дворы
Проведенная Комитетом госконтроля горячая линия показала, что проблема автохлама волнует многих жителей столицы и регионов. В ведомство поступили сотни сообщений, в которых люди присылали фотографии и адреса, где находятся брошенные машины. После вмешательства КГК работа по их эвакуации активизировалась. Сотни автомобилей перемещаются на штрафстоянки, но из-за сложности и длительности процедуры специалисты пока не могут выйти на темпы работы, которые необходимы.
Чаще всего автохлам владельцы оставляют в своих же дворах. Сдать на металлолом? Жалко. Отвезти на платную стоянку? Дорого. А тут и машина под присмотром, и платить ничего не нужно. Вот только, к сожалению, эти люди забывают, что в столице, где каждое парковочное место на вес золота, это непозволительная роскошь. Начальник отдела городского хозяйства администрации Фрунзенского района Минска Елена Прохорова подтверждает:
— Большая часть брошенных машин действительно сосредоточена во дворах. Достаточно много людей оставляют свои транспортные средства под окном на зимний период и эксплуатируют авто только летом. Но даже в таком случае машина должна поддерживаться в надлежащем состоянии, а владельцы обязаны очищать парковочное место от снега и листьев.
Главой государства 2025-й объявлен Годом благоустройства. Он дает старт пятилетке качества и предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание и поддержание удобной, безопасной, современной и эстетической инфраструктуры в стране. Много чего уже сделано для наведения порядка, и речь идет не только про масштабные проекты. На контроле каждый сквер, парк и двор, а захламление территории недопустимо. Об этом не раз говорил Президент, и наведение порядка во дворах не менее важно.
Несмотря на большую работу, которая проводится в стране по эвакуации и утилизации автохлама, работать еще есть над чем. Самая главная и большая проблема — растянутые сроки процедуры и сложность установления владельцев брошенных машин. Также остается открытым вопрос об автомобилях с иностранными номерами — в таком случае найти хозяина невозможно, суд тоже не может признать авто бесхозным. В итоге машины зависают на штрафстоянках.
Невзирая на все усилия государства и специализированных организаций, полная победа над автохламом возможна только при активном участии его владельцев, которые должны с уважением относиться не только к верно служившим им машинам, но и к заслуженной репутации чистой и благоустроенной страны.
🔺 Маршрут в одну сторону
Все минские машины, признанные автохламом, утилизируются на предприятии «Белвторчермет». Перед этим каждое авто должно пройти подготовку и предварительную разборку. Тщательно сверяются документы — все для того, чтобы минимизировать риски. Только в прошлом году на площадку организации поступило почти 120 тонн такого лома, а в этом — уже около 30 тонн. Это примерно 230 автомобилей. После переработки металл отправляется на металлургические предприятия страны для переплавки.
Дмитрий ШАМКО