БОБАТ-ТЕРАПИЯ

Основоположниками Бобат-терапии являются Берта и Карел Бобат, которые начали разрабатывать свой подход, базирующийся на их собственных клинических наблюдениях, ещё в 40-х годах XX столетия. Работа этих докторов была построена на точном функциональном анализе способностей человека выдерживать статические и динамические нагрузки и учитывала этапы онтогенетического развития.
Бобат-терапия (нейро-развивающая терапия) – признанный вид терапии для пациентов с врожденными пороками развития мозга и другими заболеваниями центральной нервной системы (ЦНС). Используется для восстановления больных после инсультов, черепно-мозговых травм, в случаях утраты контроля над своим телом, при явлениях паралича, спазматических симптомах, утрате осязания. Также применяется к маленьким детям с отставанием в развитии и церебральными нарушениями.
Основа Бобат-терапии - взаимодействие тела и психики, то есть лечится не рука или нога отдельно, а человек в целом, преобразовывая через движение высший центр - головной мозг.
Бобат-терапии – целостная терапия, направленная на:
подавление патологических двигательных моделей;
стимулирование более правильных «нормальных движений»;
нормализацию мышечного тонуса;
стимулирование восприятия собственного тела.
Бобат-терапия - это не набор упражнений или способов вмешательств, наоборот, она уходит от стандартов, поддерживая новаторство и индивидуальный подход в лечении отдельно взятого пациента. Карел Бобат: «Бобат - это то, что пациенту нужно сегодня, сейчас, в данный момент для максимального улучшения качества жизни». К примеру, при работе с детьми, больными детским церебральным параличом раннего возраста (ДЦП), базовой является «поза эмбриона», т.к. в согнутом положении снижается мышечный тонус и увеличивается подвижность в суставах и конечностях.

Нейро-развивающая терапия (Бобат-терапия)
Значительный вклад в развитие методов реабилитации ДЦП внесли Берта и Карел Бобат. Еще в 40-х годах XX века они начали разрабатывать свой подход, который базировался на клинических наблюдениях Берты Бобат. Их взгляды находились под влиянием существующей в то время теории рефлекторного и иерархического созревания нервной системы. Благодаря своим публикациям, лекциям и курсам, которые интенсивно проводили как они лично, так и их ученики, Бобат-концепция, известная также как «Нейро-развивающая терапия» (Neuro Developmental Treatment, NDT) широко распространилась по всему миру и оказала существенное влияние на общее развитие принципов реабилитации детей с ДЦП после второй мировой войны.

Согласно Бобат, моторные проблемы при церебральных параличах возникают вследствие поражения центральной нервной системы. При этом нарушается развитие постуральних антигравитационных механизмов, замедляется и искажается нормальное моторное развитие ребенка.

Целью восстановительного лечения этих детей является стимуляция нормального моторного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций.

Нейро-развивающий подход Бобатов был направлен на сенсомоторные компоненты мышечного тонуса, рефлексов, патологических двигательных моделей, постурального контроля, органов чувств, восприятия и памяти – то есть на те компоненты, которые наиболее вероятно нарушаются при поражении центральной нервной системы.

Основой подхода было применение специальных положений тела ребенка, приемов ухода за ним, которые контролировали сенсорные стимулы к нервной системе. Они использовались как для снижения спастики мышц, патологических рефлексов и патологических двигательных моделей, так и для создания нормального мышечного тонуса, реакций равновесия и правильных двигательных моделей. Ребенок был сравнительно пассивным реципиентом нейро-развивающего лечения. Нормальная последовательность моторного развития считалась одним из основных теоретических постулатов.

Со временем, благодаря своему личному опыту, а также благодаря новым достижениям нейрофизиологии, Бобаты несколько изменили свой подход и сместили акценты на другие аспекты лечения. В своей последней публикации в 1984 году они описали, как изменялись основные теоретические основы их концепции.

Сначала они отстаивали необходимость ставить ребенка в специальные «положения, подавляющие патологические рефлексы». Хотя пребывание ребенка в этих положениях и приводило к снижению спастики, но Бобаты впоследствии пришли к выводу, что это снижение тонуса временное и не сохраняется при выполнении ребенком других движений.

В дальнейшем они подчеркивали важность влияния на «ключевые точки контроля». При этом влияние физиотерапевта проводилось во время двигательной активности ребенка и было направлено на подавление патологических двигательных моделей и стимулирование развития более правильных движений.

В своей последней публикации авторы пришли к выводу, что они слишком много внимания уделяли развитию автоматических реакций выпрямления, придерживаясь неправильного предположения, что ребенок сможет спонтанно перенести этот опыт (навык) на сознательно контролируемые движения. После этого они начали больше развивать у ребенка возможности самому руководить своими движениями и особенно равновесием. Они также пришли к выводу, что было ошибочным содействовать двигательному развитию ребенка, жестко соблюдая нормальную последовательность моторного развития.

Источник информации:
http://www.dcp.org.ua/rus/parents/reabil/bobat.html

Комментарии

Комментариев нет.