ПРИТЧА О 10 ДЕВАХ.

(Печатный вариант стрима отца Олега Моленко от 13 апреля 2024 г.)
1:45 … Хорошо. Тогда, друзья, начнем.
Начнем читать Евангелие новыми глазами и новым сердцем. Евангелие от Матфея, 25 глава, которую Господь посвятил, в общем-то, описанию Царства Небесного и последнему Суду. Но мы начнем с первой части, так с называемой притчи, одной из притч, да, уподобления Царству Небесному о десяти девах.
Мф. гл.25:
Читаем:
“1 Тогда́ подо́бно бу́дет Ца́рство Небе́сное десяти́ де́вам, кото́рые, взяв свети́льники свои́, вы́шли навстре́чу жениху́.
2 Из них пять бы́ло му́дрых и пять неразу́мных.
3 Неразу́мные, взяв свети́льники свои́, не взя́ли с собо́ю ма́сла.”
То есть что мы узнаем? Что наш Господь уподобляет Царство Небесное десяти девам. Да, такое красивое сравнение, уподобление. Но потом по ходу выясняется, что что-то не совсем так. Значит, первое, они вместе взяли светильники и вышли навстречу Жениху, здесь все как бы нормально. Но вопрос: когда это происходит? Когда подобное будет, когда? То есть о чем речь идет? О каком Царстве Небесном идет речь? То есть это души, которые умерли и потом уже где-то там прорываются в Царство Небесное? Нет, это живые люди. Понятие девства приложимо только к человеку живому, к душе оно неприложимо, у души нет плоти, а девство — это элемент плоти, состояние плоти, так скажем.
Поэтому - это земная жизнь. То есть речь идет о ситуации в земной жизни, и девами названы добродетельные люди, которые верят в Жениха Христа, ждут Его, и когда узнают, что Он появляется где-то, да, они идут навстречу.
Тогда при чем здесь Царство Небесное? А притом, что Царство Небесное приходит на Землю. Как мы об этом молимся в молитве Господней “Отче наш”: “Да приидет Царствие Твое” - куда? К нам на Землю. “Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли”, - то есть такая, как на Небе, чтобы она была и на Земле. Значит, это тот период описывает Господь, когда Царство Небесное уже придет на Землю. И вот тогда вот для этого Царства Небесного, то есть еще не для всеобъемлющего, не то, что на Небесах, а вот то, что на Земле будет.
Вот для этого Царства Небесного, пришедшего в силе на Землю для земных людей, еще не умерших, и прописывается их отношение к этому Царству. То есть как оно возникает и кто туда попадает, кто с ним соединяется, а кто, как бы остается пока за бортом этого Царства, но не спасения там вечного, потому что никто не говорит, что эти пять немудрых дев, что они погибли, там пошли, вот такого нет.
Итак, из них пять было мудрых и пять неразумных, то есть мы должны будем понять в чем мудрость и в чем неразумие. И вот сразу идет пояснение: неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою елея, масла. А елей, да, это вещество, материал Духа Святаго. Если вино - это Христос, то елей - это Дух Святой, то есть Дух Святой или благодать, особая благодать Духа Святаго. Вот, и светильники вроде есть, то есть сосуды, которые могли бы иметь в себе Дух Святой, да, а, собственно, наполнения или нет, или недостаточно. И здесь мы должны понимать, что вот это наполнение, да, оно же для Царства Небесного, а Царство Небесное оно же для живых, входят только живые, а поскольку оно исторически перехлестывается с земной исторической жизнью, и определено на тысячу лет, вот первое, так сказать, вот это его появление на Земле, рассчитано на тысячу лет Богом еще до Страшного суда, когда произойдет уже полная гармонизация всего: и Неба, и Земли, и Рая - все единым станет.
А пока оно здесь проявляет себя особым образом так, что закрыто для остальных, не все могут туда попасть, оно есть, но не все могут попасть. Ну, представьте себе, если диапазон Царства этого тысячу лет, а человек живет сто лет, допустим, пусть даже сто пятьдесят, хотя сейчас мало кто может так жить, да, то это несоизмеримо. Так вот, мудрость дев была в том, что они добились через благодать Духа Святаго, через елей не умирания, не увядания, не тления, не старения, да, а наоборот, преображения, омоложения и вечной свежести. (~10:00) И поэтому для них и тысяча лет - ничего, и перспективы вечности - ничто, они уже готовы пребывать в Царстве на любое время. Пока говорим, что они готовы эти тысяч лет спокойно там быть, поэтому они мудрые.
Неразумные те, которые верят Христу и все делают, но вот не поверили в новое благовествование, не поверили, что человек может стать неумирающим еще здесь на Земле, пока он живой. В этом их неразумие, то есть они не поняли, не уразумели промысла Божьего, милости Божией. Вот. И поэтому идут в старом типе верования, которое было для смертных, где все умирали, где “со святыми упокой”, где панихиды, отпевания, гробы, могилы, склепы, кладбище, - они еще старой формации, они не поняли, что Бог хочет все это убрать, потому что в Царстве Небесном только живые нужны, воскресшие или неумирающие.
И вот:
“4 Му́дрые же, вме́сте со свети́льниками свои́ми, взя́ли ма́сла в сосу́дах свои́х.
5 И как жени́х заме́длил, то задрема́ли все и усну́ли.
6 Но в по́лночь разда́лся крик: «вот, жени́х идёт, выходи́те навстре́чу ему́».”
И вот это извещение, что Жених идет, они еще не видели Его, они двинулись навстречу, но Жених замедлил, то есть возможна пауза, то есть объявление, что Жених идет - это одно, а реальный приход Его - это другое, он всегда неожиданен. Поэтому, вроде как, вот пошли, а пока, ну, замедлил, не сказано, что “не идет” - “замедлил”. Да, вот это время Его прибытия, оно только у Него, в Его власти, мы не можем повлиять, никто не может повлиять, вот Он решил так - замедлить, и так люди устроены, что когда то, что они ожидают замедляется и, как бы откладывается на неопределенное для них время, то они как бы дремлют. Поэтому задремали все и уснули. То есть, как бы Царство Небесное вот оно: десять дев - это и есть Царство Небесное. И в то же время внутри разделения - одни готовы войти в него, другие не готовы: фифти-фифти, ровно 50 на 50, то есть половина не готовы. Ну, слава Богу, хоть половина готовы. Вот. И уснули. То есть не надо бояться вот этой дремы и уснувшести, если есть на это основание.
И вот неожиданно, как раз самый такой хороший сон начинается, в полночь, раздается крик: “Вот Жених идет, выходите навстречу!”, то есть будет конкретное объявление. Полночь - это состояние, когда во всем мире будет тьма, событийная такая, да, духовная. И вот тут: “и свет, - как говорится, - во тьме, Жених идет”.
Тогда все девы воспряли, встали и поправили светильники свои, то есть привели себя в порядок. Но оказалось, что у одних есть содержимое в этих светильниках, а у других нет или очень мало. И поэтому неразумные, которые увидели, что они-то со своим столетним максимум диапазоном не вписываются в тысячелетнее царство, они просят у мудрых, чтобы те отдали свое, то есть еще им добавили 900 лет, то есть какое-то качество, которое позволило им жить еще плюс 900 лет. Естественно, мудрые не могли этого сделать, потому что они сами не вписываются в диапазон этот. Поэтому мудрые отвечают: “Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас пойдите лучше к продающим и купите себе”, то есть они не в ад отсылаются, не в погибель, а еще купля продолжается: “Идите и сделайте то, как мы, то есть преобразитесь, стяжите неумирание, стяжите вечную молодость и тогда приходите”. То есть дельный совет, но просто на него нет времени. Все должно быть не только мудро, Богоугодно, полезно, благодатно, но и своевременно.
Когда же они пошли покупать, то есть заниматься тем, чем надо было раньше заниматься, то есть все правильно, как бы они стали делать, но тут пришел Жених. И готовые вошли с Ним на Брачный пир. Вот он начинается Брачный пир - с готовыми.
“7 Тогда́ вста́ли все де́вы те и попра́вили свети́льники свои́.
8 Неразу́мные же сказа́ли му́дрым: «да́йте нам ва́шего ма́сла, потому́ что свети́льники на́ши га́снут».
9 А му́дрые отвеча́ли: «что́бы не случи́лось недоста́тка и у нас и у вас, пойди́те лу́чше к продаю́щим и купи́те себе́».
10 Когда́ же пошли́ они́ покупа́ть, пришёл жени́х, и гото́вые вошли́ с ним на бра́чный пир, и две́ри затвори́лись;”
И неразумные девы не лишились спасения, Вечной Жизни там, они лишились участия в Брачном пире, просто по своей неготовности, потому что двери затворяются. Двери для этого затворяются, и Стан возлюбленных уже заполнен теми, кто был готов. После приходят и прочие девы. Они говорят: “Господи, Господи, отвори нам”, - после, то есть через какое-то время, когда уже все это запущено, пир уже идет, они к дверям подошли - такой образ рисует Господь, да. А Господь говорит им, они же к Богу обращаются, Он сказал уже им в ответ:
“11 по́сле прихо́дят и про́чие де́вы, и говоря́т: «Го́споди! Го́споди! отвори́ нам».
12 Он же сказа́л им в отве́т: «и́стинно говорю́ вам: не зна́ю вас».
13 Ита́к, бо́дрствуйте, потому́ что не зна́ете ни дня, ни ча́са, в кото́рый прии́дет Сын Челове́ческий.”
“Истинно, говорю вам, не знаю вас”, то есть речь не идет, что Он не знает их вообще, потому что Бог знает все и вся, и каждого, но “Не знаю вас, чтобы вы были среди вот этих готовых”. Итак, “бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын человеческий”. Придет, но не воскрешать, не судить, да, а вот ввести в Царство Небесное еще на Земле, в силе.
Вот об этом притча. И здесь остается выяснить вопрос: а почему, собственно, речь о девах и о девстве, получается? Почему Господь не употребил просто “какие-то люди” или “5 мужиков мудрых и 5 мужиков неразумных? Почему речь о девах? Дело в том, что девство принадлежит к категории нетленности. Это свидетельство нерастления, нетленности. И поэтому, если посмотрим на высший образец из возможностей, на Бога во плоти, Пресвятую ГоспожуДеву Богородицу, Приснодеву, то она была Девой: в зачатии Дева, никакого растления, и вот в миг Рождества Христа... и ведь можно же не познавши мужчину, разрушить девство рождением ребенка, например. А мы что поем? “В Рождестве девство сохранила еси”, в Рождестве Христа, рождшая Христа, сохранила еси, потому что Сила Вышнего нашла на Нее, Дух Святый, и сохранила Ее девство, переводя Ее в разряд нетленных.
Поскольку тогда речь о неумирании вообще не стояла, Господь, Сын Ее, пошел по варианту Своему пустил Ее, то есть умирает, но на короткое время и на третий день вскрывается гробница, и там уже тело не обретается, повторяется история как со Христом, только Она, как бы уснула, а не была замучена, как Христос. И вот почему так важно, чтобы Христос, Он же тоже как Человек был Девственник, чтобы Он недолго был в лоне смерти и во гробу.Потому что, когда долго, то человеческое тело начинает тлеть и становиться мощами, частично тлеть, частично становиться, то есть оно не остается в качестве естественном. А девство прямо связано с этим качеством, поэтому, если человек истлевает, остаются одни косточки, например, то его девство истлевается естественным путем, то есть просто исчезает вместе с плотью. Не через грех, а просто по естественному разложению, по косточкам нельзя определить девственный человек - недевственный. Нет, нечем измерять, убирается то, чем мерится. Нет. Поэтому не для Себя Господь этого не допустил, ибо сказано: “Плоть Его не узрит тления”, в то время, как у друга Его Лазаря началось тление, смрад пошел, да, он четыре дня, а Господь в третий день воскрес. И Матерь Божия Царица Неба и Приснодева в третий день воскресла в том числе и для сохранения девства. Девство указывает напрямую на нетление, а значит на неумирание. Поэтому именно для неумирающих больше всего подходит образ девства, девственника, девы, потому что само вот это наименование, оно говорит о том, что люди избрали неумирание, неувядание, недряхление, чтобы не лишиться девства путем естественным, не только путем греха, а и путем естественным. Это важно всем тем, кто хочет пойти путём неумирания. Здесь, как говорится, опора на целомудрие важнейшее дело.
Девство не все могут иметь такого реального своего, потому что семьи создавали, детей рождали, но это не помешает, потому что избирая преображение, человек преображается, и опять становятся девственным. Но чтобы опять стать девственником, надо отказаться в принципе от того, что другим людям разрешено и благословлено добровольно ради этого, ради неумирания, ради вечной молодости, которая наступает уже здесь на Земле на этот период, когда у других еще нет, то у нас уже может быть. Когда будет у всех, там все уже, после Всеобщего воскресения или когда начнется эпоха неумирания для всех, это уже все, это уже природа для всех перестроенная. А заслуга будет тогда, если мы это сделаем до того и пойдем на брачный пир.
Безсмертный Бог устраивает пир, в котором брачуется с неумирающими людьми, ибо Он Сам Человек, Богочеловек, то Он к Себе и приглашает человекобогов. Потому что, если человек перестал умирать, тлеть, то он уже как бог, он уподобился Богу: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный”, крепкие - нетлеющие, неразлагающиеся; безсмертные никаким образом не умирающие; и святые - все это благодатью Бога. Вот так надо сегодня видеть и понимать это место Евангелия от Матфея, притчу, сказанную Самим Господом для нас.
А вот уже, когда идет Второе пришествие, оно описано иначе: “Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей”, - тут не оговаривается “ночью” там, “замедлил”, такого не может быть, это о другом, да, - И все святые ангелы с Ним, когда сядет на Престоле славы Своей”. Вот разницу видно в одной главе одного Евангелия показана разница: один Его приход, приход, когда Он пришел и вот то, что называется Вторым пришествием славным и Страшный суд и так далее.

Комментарии

  • 15 апр 21:52
    Очень интересно рассказано о девстве. Я раньше многого не понимала в этой теме, как бы даже старалась обходить острые углы, рассуждения об этом, но это оказывается смыслово глубокая часть и имеет важное основание для нетления. Из уст святого человека - богослова воспринимается просто и благодатно с благодарением ко Господу.