Задачи на категорию по оказанию доврачебной помощи
при неотложных состояниях в терапии с эталонами ответов. Задача № 1 После инъекции инсулина пациент, страдающий сахарным диабетом, пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь. Задания 1. Определите и обоснуйте состояние пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры. 3. Продемонстрируйте введение 20 мл 40% глюкозы в/в на муляже. Эталон ответа 1. У пациента развилось гипогликемическое состояние после введения инсулина: возможно, в результате передозировки инсулина или если больной не поел после инъекции. Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние: резкая слабость; чувство голода; потливость; дрожь. 2. Алгоритм действий медсестры: вызвать врача, так как состояние больного при гипогликемии может быстро и резко ухудшиться; срочно дать больному 2-3 кусочка сахара или сладкий чай, конфету для повышения уровня глюкозы в крови; при потере сознания срочно струйно ввести по назначению врача 40-80 мл 40% р-ра глюкозы в/в; осуществлять контроль за состоянием пациента: пульс, АД, ЧДД; обеспечить сбор анализов для контроля уровня глюкозы в крови и моче; выполнить назначения врача. 3. Студент демонстрирует технику в/в введения глюкозы на муляже. Медсестру вызвали к соседу, которого ужалила пчела. Пострадавший отмечает боль, жжение на месте укуса, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, отечность лица, повышение температуры. Объективно: Состояние средней степени тяжести. Лицо лунообразное за счет нарастающих плотных, белых отеков. Глазные щели узкие. Температура 38º С, пульс 96 уд/мин, ритмичный, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 22 в мин. Задание 1. Определите и обоснуйте состояние пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры. 3. Перечислите все необходимое для противошокового набора. Эталон ответа У пациента развилась аллергическая реакция – отек Квинке. Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние: укус пчелы; жжение в месте укуса пчелы; затрудненное дыхание; отёчность лица; узкие глазные щели; лихорадка; слабость; 2. Алгоритм действий медсестры: вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи усадить пациента обнаружить жало и удалить его вместе с ядовитым мешочком с целью уменьшения распространения яда в тканях приложить холод на место укуса (мера, препятствующая распространению яда в ткани, обеспечить доступ свежего воздуха закапать в нос сосудосуживающие капли (галазолин, нафтизин) следить за состоянием пациента, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой, ЧДД, диурезом выполнить назначения врача. 3. Студент демонстрирует знания и применения противошокового набора. Задача № 3 В терапевтическом отделении пациент, страдающий гипертонической болезнью, пожаловался медсестре на то, что у него появилась одышка, чувство “нехватки воздуха”, кашель с выделением розовой пенистой мокроты. При осмотре: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, цианотичные. Дыхание шумное, клокочущее, изо рта выделяется розовая пенистая мокрота, ЧДД 35 в мин. Тоны сердца глухие, пульс 120 в мин., АД 210/110 мм рт. ст. Задания 1. Определите и обоснуйте состояние пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры. 3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода с пеногасителем. Эталон ответа 1. У пациента на фоне гипертонического криза (АД 210/110) развилась острая левожелудочковая недостаточность - отёк легких. Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние: одышка; шумное клокочущее дыхание; кашель с розовой пенистой мокротой. 2. Алгоритм действий медсестры: вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи; обеспечить положение сидя, с опущенными ногами для уменьшения притока венозной крови к сердцу, создать абсолютный покой, освободить от стесняющей одежды для улучшения условий дыхания; очистить ротовую полость от пены и слизи, с целью удаления механических препятствий прохождению воздуха; дать одну дозу нитроглицерина под язык; обеспечить ингаляцию кислорода, увлажненного пеногасителем (этиловый спирт) с целью улучшения условий оксигенации и профилактики пенообразования; наложение венозных жгутов на конечности с целью депонирования крови; обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД); приготовить к приходу врача: гипотензивные препараты, мочегонные средства; выполнить назначения врача. 3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода с пеногасителем. Задача № 4 В терапевтическом отделении пациент 42 лет, страдающий бронхиальной астмой, предъявляет жалобы на внезапный приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД - 28 в минуту. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы. Задания 1. Определите и обоснуйте состояние пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры. 3. Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингалятора. Эталон ответа 1. У пациента приступ бронхиальной астмы. Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние: характерное положение ортопноэ; экспираторная одышка; учащенное дыхание; сухие свистящие хрипы. 2. Алгоритм действий медсестры: вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи; расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха; при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора обеспечить прием препарата (1-2 доз) сальбутамола, беротека, новодрина, бекотида, бекломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов (с учётом предыдущих приёмов, но не более 3-4 раз в сутки); приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи бронходилятаторы: 2,4% р-р эуфиллина, 0,1% р-р адреналина, преднизолон, гидрокортизон, изотонический раствор хлорида натрия; выполнить назначения врача. Студент демонстрирует правила пользования карманным дозированным ингалятором. Задача № 5 В процедурном кабинете во время внутримышечного введения пенициллина, пациент пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. АД 80/40 мм рт. ст., пульс - 120 ударов в минуту, слабого наполнения и напряжения. Задания 1. Определите и обоснуйте состояние пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры. 3. Собрать систему для внутривенного введения 0,9% р-ра хлорида натрия 400мл. Эталон ответа 1. У пациента в ответ на введение пенициллина развился анафилактический шок. Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние: беспокойство, слабость, чувство стеснения в груди, тошнота, снижение АД, тахикардия. 2. Алгоритм действий медсестры: прекратить введение пенициллина, предварительно потянув поршень на себя, с целью уменьшения введённой дозы; срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи; уложить пациента с приподнятыми ногами с целью притока крови к головному мозгу; расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха; положить на место инъекции пузырь со льдом, обколоть место инъекции 0,1% р-ром адреналина в разведении физиологическим раствором 1:10 с целью снижения скорости всасывания аллергена; осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс); выполнить назначения врача. Студент демонстрирует сбор системы для внутривенного введения. Задача № 6 К пациенту, находящемуся на стационарном лечении по поводу ИБС, ночью была вызвана медсестра. Пациента беспокоили боли в области сердца сжимающего характера и отдающие в левую руку, чувство стеснения в груди. Задания 1. Определите и обоснуйте состояние пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры. 3. Продемонстрируйте технику постановки горчичников. Эталон ответа 1. У пациента, страдающего ИБС, возник приступ стенокардии Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние: боль сжимающего характера с иррадиацией в левую руку, чувство стеснения в груди. 2. Алгоритм действий медсестры: вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи; усадить, успокоить пациента, с целью снятия нервного напряжения для создания комфорта; расстегнуть стесняющую одежду; дать таблетку нитроглицерина под язык с целью уменьшения потребности миокарда в кислороде за счет периферической вазодилятации под контролем АД; дать таблетку аспирина 0,25 с целью уменьшения агрегации тромбоцитов; обеспечить доступ свежего воздуха для улучшения оксигенации; поставить горчичники на область сердца с отвлекающей целью; обеспечить контроль за состоянием пациента в динамике (АД, пульс, ЧДД); выполнить назначения врача. 3. Студент демонстрирует технику постановки горчичников. Задача № 7 У пациента, госпитализированного сутки назад с диагнозом обострение язвенной болезни желудка, внезапно возникла резкая слабость, рвота “кофейной гущей”. Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, влажные, дыхание везикулярное, тоны сердца ритмичные, пульс – 100 ударов в минуту, малого наполнения и напряжения, АД - 100/60 мм рт. ст. Задания 1. Определите и обоснуйте состояние пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры. 3. Продемонстрируйте применение пузыря со льдом. Эталон ответа Желудочное кровотечение. Информация, позволяющая медсестре распознать неотложное состояние: рвота “кофейной гущей”; резкая слабость; кожные покровы бледные, влажные; снижение АД; тахикардия; обострение язвенной болезни желудка в анамнезе. 2. Алгоритм действий медсестры: вызвать дежурного врача-терапевта и врача-хирурга для оказания экстренной помощи (вызов возможен с помощью третьего лица); пациента уложить на спину, повернув голову набок, для предупреждения аспирации рвотных масс; на эпигастральную область положить пузырь со льдом для уменьшения интенсивности кровотечения; запретить пациенту двигаться, разговаривать, принимать что-либо внутрь для предупреждения увеличения интенсивности кровотечения; наблюдать за пациентом, периодически определять пульс и АД до прихода врача с целью контроля состояния; приготовить кровоостанавливающие средства: 5% раствор -аминокапроновой кислоты, 10 мл 10%р-ра кальция хлорида, дицинон 12,5%, викасол 1%. 3. Демонстрация применения пузыря со льдом на эпигастральную область проводится по алгоритму данной манипуляции. Задача № 8 Медицинскую сестру ночью вызвали в палату к пациентке, находящейся на лечении по поводу бронхиальной астмы. Пациентку беспокоит чувство нехватки воздуха, удушье, непродуктивный кашель. Объективно: состояние тяжелое, пациентка сидит на кровати, наклонившись вперед и опираясь на руки. Выражение лица страдальческое, кожные покровы бледные. Дыхание затруднено на выдохе, сухие свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД - 26 в минуту, пульс - 90 в минуту, АД - 140/90 мм рт. ст. Задания 1. Определите и обоснуйте состояние пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры. 3. Продемонстрируйте на муляже внутривенное введение 10 мл 2,4% р-ра эуфиллина. Эталон ответа У пациентки развился приступ удушья. Информация, позволяющая сестре заподозрить неотложное состояние: чувство нехватки воздуха с затрудненным выдохом; непродуктивный кашель; положение ортопноэ (пациентки с наклоном вперед и упором на руки); обилие сухих свистящих хрипов слышных на расстоянии. Алгоритм действий медсестры: вызов врача для оказания квалифицированной медицинской помощи. помочь принять пациентке положение с наклоном вперед и упором на руки для улучшения работы вспомогательной дыхательной мускулатуры. применить карманный ингалятор с бронхолитиками (астмопент, беротек) не более 1-2-х доз с учетом предыдущих приемов, для снятия спазма бронхов и облегчения дыхания. обеспечить пациентке доступ свежего воздуха; обеспечить пациентку горячим щелочным питьём для лучшего отхождения мокроты; наблюдение за состоянием пациентки (пульс. АД, ЧДД, цвет кожных покровов); введение бронхолитиков парентерально (по назначению врача). 3. Студент демонстрирует технику внутривенной инъекции р-ра эуфиллина 2,4% (10 мл) в соответствии с алгоритмом манипуляции. Задача № 9 Медсестра посещает на дому пациента 70 лет с диагнозом: рак легкого IV степени для введения обезболивающих средств. Внезапно у пациента во время сильного приступа кашля у пациента начала выделяться изо рта алая пенистая кровь. Объективно: состояние тяжелое, пациент истощен, кожные покровы землистого цвета. При кашле выделяется алая пенистая кровь. ЧДД - 26 в минуту, пульс - 98 в минуту, слабый, АД - 100/70 мм рт. ст. Задания 1. Определите и обоснуйте состояние пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры. 3. Продемонстрируйте на муляже технику внутривенного капельного введения 100 мл 5% аминокапроновой кислоты. Эталон ответа 1. У пациента с раком легкого началось легочное кровотечение. Информация, позволяющая заподозрить легочное кровотечение: выделяется изо рта алая пенистая кровь во время кашля; у пациента определяется тахикардия и снижение артериального давления. 2. Алгоритм действий медсестры: обеспечить немедленный вызов бригады скорой помощи для оказания неотложной медицинской помощи; обеспечить полный физический, психологический и речевой покой для успокоения пациента; придать пациенту высокое положение Фаулера; дать ёмкость для сбора выделяющейся крови; холод на грудную клетку для уменьшения кровотечения; вести наблюдение за состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД); приготовить кровоостанавливающие средства; выполнить назначения врача. 3. Студент демонстрирует технику внутривенного капельного введения аминокапроновой кислоты согласно алгоритму манипуляции. Задача № 10 В процедурном кабинете во время взятия крови на биохимический анализ пациент 18 лет внезапно потерял сознание. Объективно: кожные покровы бледные, влажные, пульс - 86 ударов в минуту, ритмичный, слабого наполнения. АД - 90/60 мм рт. ст. Задания 1. Определите и обоснуйте состояние пациента. 2. Составьте алгоритм действий медсестры. 3. Продемонстрируйте технику подкожного введения 2 мл кордиамина. Эталон ответа 1. Обморок. Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние: внезапная потеря сознания; пульс 86 ударов в минуту, АД – 90/60 мм рт.ст.; бледные кожные покровы. 2. Алгоритм действий медсестры: вызвать врача с целью оказания квалифицированной помощи; уложить с приподнятыми ногами с целью улучшения притока крови к головному мозгу; обеспечить доступ свежего воздуха с целью уменьшения гипоксии мозга; обеспечить воздействие паров нашатырного спирта (рефлекторное действие на кору головного мозга); обеспечить контроль ЧДД, пульса, АД; по назначению врача ввести кордиамин, кофеин с целью улучшения гемодинамики и возбуждения коры головного мозга. 3. Техника подкожного введения кордиамина согласно алгоритму манипуляции.
Сестринское образование.
Задачи на категорию по оказанию доврачебной помощи
при неотложных состояниях в терапии с эталонами ответов.
Задача № 1
После инъекции инсулина пациент, страдающий сахарным диабетом, пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте введение 20 мл 40% глюкозы в/в на муляже.
Эталон ответа
1. У пациента развилось гипогликемическое состояние после введения инсулина: возможно, в результате передозировки инсулина или если больной не поел после инъекции.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
резкая слабость;
чувство голода;
потливость;
дрожь.
2. Алгоритм действий медсестры:
вызвать врача, так как состояние больного при гипогликемии может быстро и резко ухудшиться;
срочно дать больному 2-3 кусочка сахара или сладкий чай, конфету для повышения уровня глюкозы в крови;
при потере сознания срочно струйно ввести по назначению врача 40-80 мл 40% р-ра глюкозы в/в;
осуществлять контроль за состоянием пациента: пульс, АД, ЧДД;
обеспечить сбор анализов для контроля уровня глюкозы в крови и моче;
выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику в/в введения глюкозы на муляже.
Медсестру вызвали к соседу, которого ужалила пчела. Пострадавший отмечает боль, жжение на месте укуса, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, отечность лица, повышение температуры.
Объективно: Состояние средней степени тяжести. Лицо лунообразное за счет нарастающих плотных, белых отеков. Глазные щели узкие. Температура 38º С, пульс 96 уд/мин, ритмичный, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 22 в мин.
Задание
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Перечислите все необходимое для противошокового набора.
Эталон ответа
У пациента развилась аллергическая реакция – отек Квинке.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
укус пчелы;
жжение в месте укуса пчелы;
затрудненное дыхание;
отёчность лица;
узкие глазные щели;
лихорадка;
слабость;
2. Алгоритм действий медсестры:
вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи
усадить пациента
обнаружить жало и удалить его вместе с ядовитым мешочком с целью уменьшения распространения яда в тканях
приложить холод на место укуса (мера, препятствующая распространению яда в ткани, обеспечить доступ свежего воздуха
закапать в нос сосудосуживающие капли (галазолин, нафтизин)
следить за состоянием пациента, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой, ЧДД, диурезом
выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует знания и применения противошокового набора.
Задача № 3
В терапевтическом отделении пациент, страдающий гипертонической болезнью, пожаловался медсестре на то, что у него появилась одышка, чувство “нехватки воздуха”, кашель с выделением розовой пенистой мокроты.
При осмотре: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, цианотичные. Дыхание шумное, клокочущее, изо рта выделяется розовая пенистая мокрота, ЧДД 35 в мин. Тоны сердца глухие, пульс 120 в мин., АД 210/110 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода с пеногасителем.
Эталон ответа
1. У пациента на фоне гипертонического криза (АД 210/110) развилась острая левожелудочковая недостаточность - отёк легких.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
одышка;
шумное клокочущее дыхание;
кашель с розовой пенистой мокротой.
2. Алгоритм действий медсестры:
вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
обеспечить положение сидя, с опущенными ногами для уменьшения притока венозной крови к сердцу, создать абсолютный покой, освободить от стесняющей одежды для улучшения условий дыхания;
очистить ротовую полость от пены и слизи, с целью удаления механических препятствий прохождению воздуха;
дать одну дозу нитроглицерина под язык;
обеспечить ингаляцию кислорода, увлажненного пеногасителем (этиловый спирт) с целью улучшения условий оксигенации и профилактики пенообразования;
наложение венозных жгутов на конечности с целью депонирования крови;
обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);
приготовить к приходу врача: гипотензивные препараты, мочегонные средства;
выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода с пеногасителем.
Задача № 4
В терапевтическом отделении пациент 42 лет, страдающий бронхиальной астмой, предъявляет жалобы на внезапный приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД - 28 в минуту. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингалятора.
Эталон ответа
1. У пациента приступ бронхиальной астмы.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
характерное положение ортопноэ;
экспираторная одышка;
учащенное дыхание;
сухие свистящие хрипы.
2. Алгоритм действий медсестры:
вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;
при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора обеспечить прием препарата (1-2 доз) сальбутамола, беротека, новодрина, бекотида, бекломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов (с учётом предыдущих приёмов, но не более 3-4 раз в сутки);
приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи бронходилятаторы: 2,4% р-р эуфиллина, 0,1% р-р адреналина, преднизолон, гидрокортизон, изотонический раствор хлорида натрия;
выполнить назначения врача.
Студент демонстрирует правила пользования карманным дозированным ингалятором.
Задача № 5
В процедурном кабинете во время внутримышечного введения пенициллина, пациент пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. АД 80/40 мм рт. ст., пульс - 120 ударов в минуту, слабого наполнения и напряжения.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Собрать систему для внутривенного введения 0,9% р-ра хлорида натрия 400мл.
Эталон ответа
1. У пациента в ответ на введение пенициллина развился анафилактический шок.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
беспокойство,
слабость,
чувство стеснения в груди,
тошнота,
снижение АД,
тахикардия.
2. Алгоритм действий медсестры:
прекратить введение пенициллина, предварительно потянув поршень на себя, с целью уменьшения введённой дозы;
срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
уложить пациента с приподнятыми ногами с целью притока крови к головному мозгу;
расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
положить на место инъекции пузырь со льдом, обколоть место инъекции 0,1% р-ром адреналина в разведении физиологическим раствором 1:10 с целью снижения скорости всасывания аллергена;
осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);
выполнить назначения врача.
Студент демонстрирует сбор системы для внутривенного введения.
Задача № 6
К пациенту, находящемуся на стационарном лечении по поводу ИБС, ночью была вызвана медсестра. Пациента беспокоили боли в области сердца сжимающего характера и отдающие в левую руку, чувство стеснения в груди.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте технику постановки горчичников.
Эталон ответа
1. У пациента, страдающего ИБС, возник приступ стенокардии
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
боль сжимающего характера с иррадиацией в левую руку,
чувство стеснения в груди.
2. Алгоритм действий медсестры:
вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
усадить, успокоить пациента, с целью снятия нервного напряжения для создания комфорта;
расстегнуть стесняющую одежду;
дать таблетку нитроглицерина под язык с целью уменьшения потребности миокарда в кислороде за счет периферической вазодилятации под контролем АД;
дать таблетку аспирина 0,25 с целью уменьшения агрегации тромбоцитов;
обеспечить доступ свежего воздуха для улучшения оксигенации;
поставить горчичники на область сердца с отвлекающей целью;
обеспечить контроль за состоянием пациента в динамике (АД, пульс, ЧДД);
выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику постановки горчичников.
Задача № 7
У пациента, госпитализированного сутки назад с диагнозом обострение язвенной болезни желудка, внезапно возникла резкая слабость, рвота “кофейной гущей”.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, влажные, дыхание везикулярное, тоны сердца ритмичные, пульс – 100 ударов в минуту, малого наполнения и напряжения, АД - 100/60 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте применение пузыря со льдом.
Эталон ответа
Желудочное кровотечение.
Информация, позволяющая медсестре распознать неотложное состояние:
рвота “кофейной гущей”;
резкая слабость;
кожные покровы бледные, влажные;
снижение АД;
тахикардия;
обострение язвенной болезни желудка в анамнезе.
2. Алгоритм действий медсестры:
вызвать дежурного врача-терапевта и врача-хирурга для оказания экстренной помощи (вызов возможен с помощью третьего лица);
пациента уложить на спину, повернув голову набок, для предупреждения аспирации рвотных масс;
на эпигастральную область положить пузырь со льдом для уменьшения интенсивности кровотечения;
запретить пациенту двигаться, разговаривать, принимать что-либо внутрь для предупреждения увеличения интенсивности кровотечения;
наблюдать за пациентом, периодически определять пульс и АД до прихода врача с целью контроля состояния;
приготовить кровоостанавливающие средства:
5% раствор -аминокапроновой кислоты, 10 мл 10%р-ра кальция хлорида, дицинон 12,5%, викасол 1%.
3. Демонстрация применения пузыря со льдом на эпигастральную область проводится по алгоритму данной манипуляции.
Задача № 8
Медицинскую сестру ночью вызвали в палату к пациентке, находящейся на лечении по поводу бронхиальной астмы.
Пациентку беспокоит чувство нехватки воздуха, удушье, непродуктивный кашель.
Объективно: состояние тяжелое, пациентка сидит на кровати, наклонившись вперед и опираясь на руки. Выражение лица страдальческое, кожные покровы бледные. Дыхание затруднено на выдохе, сухие свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД - 26 в минуту, пульс - 90 в минуту, АД - 140/90 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте на муляже внутривенное введение 10 мл 2,4% р-ра эуфиллина.
Эталон ответа
У пациентки развился приступ удушья.
Информация, позволяющая сестре заподозрить неотложное состояние:
чувство нехватки воздуха с затрудненным выдохом;
непродуктивный кашель;
положение ортопноэ (пациентки с наклоном вперед и упором на руки);
обилие сухих свистящих хрипов слышных на расстоянии.
Алгоритм действий медсестры:
вызов врача для оказания квалифицированной медицинской помощи.
помочь принять пациентке положение с наклоном вперед и упором на руки для улучшения работы вспомогательной дыхательной мускулатуры.
применить карманный ингалятор с бронхолитиками (астмопент, беротек) не более 1-2-х доз с учетом предыдущих приемов, для снятия спазма бронхов и облегчения дыхания.
обеспечить пациентке доступ свежего воздуха;
обеспечить пациентку горячим щелочным питьём для лучшего отхождения мокроты;
наблюдение за состоянием пациентки (пульс. АД, ЧДД, цвет кожных покровов);
введение бронхолитиков парентерально (по назначению врача).
3. Студент демонстрирует технику внутривенной инъекции р-ра эуфиллина 2,4% (10 мл) в соответствии с алгоритмом манипуляции.
Задача № 9
Медсестра посещает на дому пациента 70 лет с диагнозом: рак легкого IV степени для введения обезболивающих средств.
Внезапно у пациента во время сильного приступа кашля у пациента начала выделяться изо рта алая пенистая кровь.
Объективно: состояние тяжелое, пациент истощен, кожные покровы землистого цвета. При кашле выделяется алая пенистая кровь. ЧДД - 26 в минуту, пульс - 98 в минуту, слабый, АД - 100/70 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте на муляже технику внутривенного капельного введения 100 мл 5% аминокапроновой кислоты.
Эталон ответа
1. У пациента с раком легкого началось легочное кровотечение.
Информация, позволяющая заподозрить легочное кровотечение:
выделяется изо рта алая пенистая кровь во время кашля;
у пациента определяется тахикардия и снижение артериального давления.
2. Алгоритм действий медсестры:
обеспечить немедленный вызов бригады скорой помощи для оказания неотложной медицинской помощи;
обеспечить полный физический, психологический и речевой покой для успокоения пациента;
придать пациенту высокое положение Фаулера;
дать ёмкость для сбора выделяющейся крови;
холод на грудную клетку для уменьшения кровотечения;
вести наблюдение за состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД);
приготовить кровоостанавливающие средства;
выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику внутривенного капельного введения аминокапроновой кислоты согласно алгоритму манипуляции.
Задача № 10
В процедурном кабинете во время взятия крови на биохимический анализ пациент 18 лет внезапно потерял сознание.
Объективно: кожные покровы бледные, влажные, пульс - 86 ударов в минуту, ритмичный, слабого наполнения. АД - 90/60 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте технику подкожного введения 2 мл кордиамина.
Эталон ответа
1. Обморок.
Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:
внезапная потеря сознания;
пульс 86 ударов в минуту, АД – 90/60 мм рт.ст.;
бледные кожные покровы.
2. Алгоритм действий медсестры:
вызвать врача с целью оказания квалифицированной помощи;
уложить с приподнятыми ногами с целью улучшения притока крови к головному мозгу;
обеспечить доступ свежего воздуха с целью уменьшения гипоксии мозга;
обеспечить воздействие паров нашатырного спирта (рефлекторное действие на кору головного мозга);
обеспечить контроль ЧДД, пульса, АД;
по назначению врача ввести кордиамин, кофеин с целью улучшения гемодинамики и возбуждения коры головного мозга.
3. Техника подкожного введения кордиамина согласно алгоритму манипуляции.