СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ с курсом первичной медицинской помощи Задача № 18
Пациентка 45 лет поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом гипертоническая болезнь II стадии.
Пациентка предъявляет жалобы на периодические, сильные головные боли в затылочной области, слабость, плохой сон. Болеет около 5 лет, ухудшение состояния последние 2 месяца, после стрессовой ситуации. Назначенные врачом лекарства принимает нерегулярно, в основном, когда плохо себя чувствует. Диету не соблюдает, злоупотребляет острой, соленой пищей, много пьет жидкости, особенно любит растворимый кофе. Не умеет самостоятельно измерять себе артериальное давление, но хотела бы научиться. Отмечает, что в последний год стало хуже, но старается не обращать внимания на болезнь и жить, как раньше.
Пациентка избыточного питания, рост - 162 см, вес - 87 кг. ЧДД - 20 в минуту, пульс - 80 ударов в минуту, ритмичный, напряжен, АД - 180/100 мм рт. ст.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните, как правильно собрать мочу на анализ по Зимницкому.
3. Продемонстрируйте на статисте измерение артериального давления.
Эталон ответа
1. Проблемы пациентки:
Настоящие: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни; не представляет, как правильно питаться при артериальной гипертензии; не понимает необходимости ограничения соли и жидкости, пьёт много кофе; не умеет измерять себе артериальное давление; не понимает, что важно регулярно принимать предписанные врачом лекарства; плохо спит
Потенциальные: риск развития гипертонического криза, инфаркта миокарда, инсульта.
Приоритетная проблема пациентки: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни.
Цель: пациентка продемонстрирует знания о правильном образе жизни при гипертонической болезни к концу недели.
План
Мотивация
1. Беседа о необходимость соблюдения диеты № 10
С целью ограничения соли и жидкости для снижения АД
2. Беседа с пациенткой и родственниками об устранении факторов риска.
С целью нормализации АД
3. Беседу с пациенткой и родственниками о необходимости постоянного приема лекарственных препаратов
С целью поддержания АД на нормальных цифрах и профилактики осложнений
4. Обучение пациентки правилам измерения артериального давления.
Для постоянного самоконтролироля АД
6. Взвешивание пациентки и контроль суточного водного баланса.
С целью выявления задержки жидкости и контроля за массой тела.
Оценка: пациентка демонстрирует знания о диете, борьбе с факторами риска, необходимости постоянного приема лекарственных препаратов. Цель достигнута.
2. Студент доступно и грамотно объясняет пациентке правила сбора мочи по Зимницкому.
3. Студент демонстрирует на статисте измерение артериального давления.
Задача № 19
Пациент 60 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом ИБС, постинфарктный кардиосклероз, сердечная недостаточность.
Жалобы на отеки нижних конечностей, значительное увеличение в размере живота, сердцебиение, слабость, незначительную одышку в покое. Одышка усиливается в горизонтальном положении, из-за чего плохо спит. Почти ничего не ест, страдает от необходимости ограничения жидкости, иногда пьёт воду «взахлёб». Считает себя обезображенным из-за больших размеров живота. Тревожен, на контакт идет с трудом. Боится предстоящей абдоминальной пункции.
Положение в постели вынужденное - ортопноэ. Кожные покровы цианотичные. Пациент неопрятен. Отеки стоп и голеней, ЧДД - 22 в минуту, пульс - 92 удара в минуту, ритмичный, удовлетворительных качеств, АД - 140/90 мм рт. ст. Живот увеличен в объеме.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Обучите пациента правилам определения водного баланса.
3. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии через носовую канюлю.
Эталон ответа
1.Проблемы пациента:
Настоящие: не понимает необходимости ограничения жидкости; не может спать в горизонтальном положении из-за асцита и усиления одышки; волнуется из-за предстоящей абдоминальной пункции; тяжело переживает изменение внешнего облика из-за асцита; не справляется с мероприятиями личной гигиены.
Потенциальные: риск развития пролежней; трофических язв в области нижних конечностей, острой сердечной недостаточности.
Приоритетная проблема пациента: не понимает необходимости ограничения жидкости.
Цель: пациент понимает необходимость и ограничивает прием жидкости.
План
Мотивация
1. Беседа с пациентом и его родственниками о необходимости соблюдения диеты, ограничения жидкости. Предоставление для ознакомления литературы о заболевание.
Для предупреждения ухудшения состояния пациента и возникновения осложнений; снижения уровня тревоги.
2. Обеспечить строгое соблюдение диеты № 10 с ограничением соли и жидкости (суточный диурез + 400 мл), усилением белкового и витаминизированного питания. При жажде полоскать полость рта подкислёнными растворами, съесть ломтик лимона.
Для уменьшения отеков, восполнения потери белков и витаминов.
3. Обеспечить возвышенное положение в постели, используя функциональную кровать и упор для стоп; обеспечит постельный комфорт.
Облегчение дыхания и улучшение сна.
4. Обеспечить доступ свежего воздуха путем проветривания палаты по 20 минут 3 раза в день.
Для обогащения воздуха кислородом
5. Обеспечить взвешивание пациента 1 раз в 3 дня.
Для контроля уменьшения задержки жидкости в организме
6. Определение суточного водного баланса.
Для контроля отрицательного водного баланса
7. Обеспечить уход за кожей и слизистыми.
Для профилактики пролежней и появления трофических язв
8. Контроль состояния пациента в динамике (цвет кожных покровов, показатели гемодинамики)
Для контроля за состоянием пациента и предупреждения возможных осложнений.
Оценка: пациент понимает необходимость и ограничивает прием жидкости, демонстрирует знания о принципах образа жизни при его заболевании. Цель достигнута.
2.Студент доступно и грамотно обучает пациента правилам определения водного баланса
3. Студент демонстрирует оксигенотерапию через носовую канюлю в соответствии с алгоритмом.
Задача № 20
Пациент 28 лет поступает на стационарное лечение в эндокринологическое отделение с диагнозом: сахарный диабет 1 типа впервые выявленный. Предъявляет жалобы на сухость во рту, жажду (выпивает до 5 литров в сутки), частое обильное мочеиспускание, слабость. Заболел недавно, но знает, что при диабете, ни при каких обстоятельствах, нельзя есть сладкое. Волнуется, что, возможно, придётся «жить на уколах».
Сознание ясное. Рост -178 см, вес - 75 кг. Кожные покровы бледные, сухие. На слизистой оболочке нижней губы трещина. Пульс - 88 ударов в 1 минуту, удовлетворительного наполнения, АД - 120/80 мм рт. ст., частота дыхания - 18 в 1 минуту.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Обучите пациента принципам диеты N 9
3. Продемонстрируйте на муляже технику п/к введения 12 ЕД инсулина.
Эталон ответа
1.Проблемы пациента:
Настоящие: дефицит знаний о заболевании, дискомфорт из-за жажды; не знает, как правильно питаться при сахарном диабете; беспокоится о своём состоянии.
Потенциальные: риск развития кетоацидотической комы, гипогликемии; риск развития диабетической стопы; риск развития ретинопатии.
Приоритетная проблема: дефицит знаний о заболевании.
Цель: пациент будет иметь полную о своем заболевании.
План
Мотивация
1. Обеспечить питание согласно диете №9.
Для нормализации углеводного обмена.
2. Обеспечить пациенту лечебно-охранительный режим.
Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы.
3. Провести беседу с пациентом о сути его болезни.
Для активного участия пациента в лечении.
4. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче.
Для коррекции дозы инсулина.
5. Обеспечить гигиенический уход за кожными покровами.
Для предупреждения присоединения инфекций.
6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина.
Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе.
7. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания).
Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии.
8. Провести беседу с пациентом и его родственниками о питании в соответствии с диетой № 9.
Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений.
9. Обеспечить психологическую поддержку пациенту.
Для комфортного состояния и уверенности в положительном исходе лечения.
Оценка эффективности: пациент отмечает отсутствие жажды и улучшение самочувствия; демонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель достигнута.
2. Студент демонстрирует доступный уровень общения с пациентом, объясняет ему принципы диеты № 9.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.
Задача № 21
Пациентка 36 лет поступила в эндокринологическое отделение с диагнозом сахарный диабет 1 типа, средней тяжести. Предъявляет жалобы на повышенный аппетит, жажду, полиурию, сильный кожный зуд, который не дает заснуть ночью. Знает принципы диетического питания при диабете, но часто нарушает диету, так как «не может удержаться».
Поведение беспокойное, раздражительное из-за кожного зуда. Кожные покровы обычного цвета, сухие с многочисленными следами расчесов, ногти в неопрятном состоянии, отросшие. Пульс 78 - ударов в 1 минуту, ритмичный, АД - 120/80 мм рт. ст., частота дыхания - 18 в 1 минуту, температура тела - 36,8 С. Рост - 168 см, масса тела - 60 кг.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните, как собрать мочу на сахар, оформите направление.
3. Продемонстрируйте на муляже технику подкожного введения 10 ЕД инсулина.
Эталон ответа
1. Проблемы пациента:
Настоящие: не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда; допускает погрешности в диете.
Потенциальные: риск инфицирования кожи из-за расчесов, риск развития гипо- и кетоацидотической ком; риск развития поздних осложнений.
Приоритетная проблема: не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда.
Цель: пациентка отметит улучшение сна к концу 1-ой недели.
План
Мотивация
1. Обеспечить физический и психический покой пациентке, постельный комфорт.
Для улучшения общего состояния
2. Контроль соблюдения диеты N 9.
Для нормализации углеводного обмена
3. Беседа с родственниками о характере передач
Для исключения нарушений углеводного обмена
4. Обеспечить гигиену кожи пациентки (обтирание, душ, ванна, уход за ногтями).
Для уменьшения кожного зуда и профилактики инфицирования расчесов
5. Уход за промежностью, используя растворы антисептиков по назначению врача
Профилактика возможного инфицирования
6. Обеспечить смену хлопчатобумажного нательного и постельного белья по мере загрязнения
Для улучшения комфортного состояния
7. Обеспечить доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течение 30 минут перед сном
Обогащение воздуха кислородом, нормализация сна.
8. Выполнение врачебных назначений (инсулинотерапия)
Для нормализации углеводного обмена, профилактики осложнений.
9. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания).
Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии.
10. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче.
Для нормализации углеводного обмена.
Оценка: пациентка отмечает улучшение сна, уменьшение зуда. Цель достигнута.
2. Студент доступно объяснит пациентке, как собрать мочу на сахар.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.
Задача № 22
Пациентка 48 лет, находится в эндокринологическом отделении с диагнозом: гипотиреоз.
Предъявляет жалобы на сонливость, слабость, апатию. Болеет несколько лет, но рассказать о своём заболевании не может («в организме мало йода или каких-то гормонов, от этого слабость»). Пациентка отмечает снижение памяти, рассеянность, часто забывает принимать лекарства. Из-за плохого настроения не может смотреть телевизор, читать, в основном лежит, бездумно глядя перед собой, или дремлет. Волосы и ногти находятся в неопрятном состоянии, при разговоре отмечается неприятный запах изо рта, но пациентка говорит, что «это ей всё равно».
Положение в постели активное. Рост - 164 см, вес - 88 кг. На вопросы отвечает правильно, но медленно. Кожные покровы бледные, сухие, кисти и стопы холодные. Затруднено дыхание через нос из-за вазомоторного ринита. Пульс – 56 ударов в минуту, ритмичен, слабого наполнения и напряжения, АД - 110/70 мм рт. ст., ЧДД - 16 в 1 минуту, температура тела - 36,2 С.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Обучите пациентку принципам рационального питания при данной патологии.
3. Продемонстрируйте технику взятия крови на гормоны щитовидной железы.
Эталон ответа
1. Проблемы пациентки:
Настоящие: угнетенность и апатия, связанная с дефицитом знаний о своём заболевании; сонливость; забывает принимать назначенные врачом лекарства; не уделяет достаточно внимания вопросам личной гигиены, затруднено носовое дыхание из-за вазомоторного ринита.
Потенциальные: риск развития осложнений (миокардиодистрофия, снижение интеллекта, памяти)
Приоритетная проблема: угнетенность и апатия, связанная с характером заболевания и дефицитом знаний о нём.
Цель: пациентка отметит некоторое улучшение настроения, станет более активной к концу недели.
План
Мотивация
1. Обеспечить физический и психический покой, постельный комфорт
Для комфортного состояния пациентки
2. Обеспечить доступ свежего воздуха по 30 минут 2 раза в день
Для обогащения воздуха кислородом путем проветривания палаты по 30 минут
3. Обеспечить соблюдение диеты с ограничением холестерина и дополнительным содержанием витаминов А, Е
Нормализация обменных процессов, повышение защитных сил организма
4. Обеспечить пациентку популярной литературой по данному заболеванию
Для улучшения общего самочувствия пациентки
5. Познакомить пациентку с человеком, больным гипотиреозом, но адаптированным к своему заболеванию
Для психологической поддержки, уверенности в благоприятном исходе.
6. Обеспечить поддержку со стороны семьи, попытается организовать интересный досуг пациентки.
Для психологической поддержки.
7. Контроль приёма лекарств пациенткой
Обеспечение выполнения назначений врача
8. Стимулирование и контроль соблюдения личной гигиены пациентки
Улучшение настроения, попытка активизировать пациентку
Оценка: пациентка активно обсуждает проблемы, связанные с качеством своей будущей жизни, выражает решимость продолжать жить. Цель достигнута.
2. Студент обучает пациентку принципам рационального питания при данной патологии.
3. Студент демонстрирует технику взятия крови из вены на гормоны щитовидной железы.
Задача № 23
Пациентка 38 лет, находится в эндокринологическом отделении с диагнозом диффузно-токсический зоб. Предъявляет жалобы на общую слабость, потливость, плохой сон, изменение глаз и увеличение шеи в объеме. На вопросы отвечает быстро и правильно, серьезно обеспокоена «безобразной внешностью». Говорит, что в последнее время без видимой причины участились конфликты в семье и на работе, стала очень раздражительной. Из-за последней ссоры муж отказывается навещать её в больнице. Взрослая дочь живёт в другом городе.
Сознание ясное, положение активное. Кожные покровы влажные, теплые. По передней поверхности шеи зоб. ЧДД - 21 в 1 минуту, Пульс – 100 ударов в 1 минуту, АД - 140/80 мм рт. ст., температура тела - 36,9 С.
Задания
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Объясните пациентке, как подготовиться к УЗИ щитовидной железы
Продемонстрируйте технику внутримышечного введения витамина 1мл 6% витамина В1.
Эталон ответа
1.Проблемы пациентки:
Настоящие: испытывает тревогу, напряжение и беспокойство в связи с изменением внешнего облика (пучеглазие, увеличение шеи); испытывает дефицит семейной поддержки; плохо спит.
Потенциальные: риск развития осложнений (нарушений ритма сердца, сердечной недостаточности, риск истощения).
Приоритетная проблема: испытывает тревогу, напряжение и беспокойство в связи с изменением внешнего облика (пучеглазие, увеличение шеи).
Цель: пациентка менее тревожна и подтверждает это к концу недели.
План
Мотивация
1. Обеспечить физический и психический покой
Для комфортного состояния пациентки
2. Беседа с пациенткой о заболевании, характерных изменениях поведения больных ДТЗ.
Для психологической поддержки, устранения дефицита знаний пациентки о заболевании.
3. Познакомить пациентку с другим больным, имеющим аналогичное заболевание, но адаптированным к своему заболеванию
Для психологической поддержки
4. Беседа с мужем о заболевании жены и необходимости её поддержки.
Для психологической поддержки пациентки
5. Обеспечить популярной литературой по данному заболеванию
Для улучшения общего самочувствия
Оценка: пациентка активно обсуждает проблемы, связанные с качеством жизни, выражает уверенность в благополучном исходе. Цель достигнута.
2. Студент доступно объяснит пациентке, как подготовиться к УЗИ щитовидной железы.
3. Студент демонстрирует технику в/м инъекции на муляже в соответствии с алгоритмом данной манипуляции.
Задача № 24
Пациентка 54 лет поступила в нефрологическое отделение с диагнозом хронический пиелонефрит. Предъявляет жалобы на тупые боли в поясничной области, болезненное и частое мочеиспускание, головную боль, общую слабость, плохой аппетит, беспокойный сон. Иногда не удерживает мочу при напряжении (кашле и другом усилии), в последнее время отмечает императивные позывы на мочеиспускание (может сделать 10-20 шагов после появления позыва, «не успевает добежать до туалета»). Из-за этого очень угнетена, расстроена.
Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы бледные, чистые, ЧДД -20 в минуту, пульс – 92 удара в минуту, удовлетворительных качеств, АД – 140/90 мм рт. ст., температура тела 37,6 С.
Задания
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Расскажите, как собрать мочу по методу Нечипоренко.
Продемонстрируйте технику внутримышечного введения 1 г ампициллина.
Эталон ответа
1. Проблемы пациентки:
Настоящие: дискомфорт из-за недержания мочи при напряжении и кашле, императивных позывах; плохо спит из-за частых позывов на мочеиспускание; отмечает снижение аппетита.
Потенциальные: риск развития опрелостей в области промежности; риск развития ХПН.
Приоритетная проблема: дискомфорт из-за недержания мочи.
Цель: у пациентки уменьшится дискомфорт из-за недержания мочи.
План
Мотивация
1. Обеспечить постельный режим в теплой палате
Для профилактики переохлаждения, уменьшения болей
2. Обеспечить соблюдение диеты № 7
Для повышения защитных сил организма, уменьшения нагрузки на систему мочевыделения
3. Обеспечить питьем по назначению врача в виде минеральной воды, клюквенного морса, соков, компотов.
Совет по уменьшению потребление жидкости во второй половине дня.
Для купирования воспалительного процесса.
Урежение позывов на мочеиспускание в ночное время и улучшение сна
4. Обеспечить гигиеническое содержание промежности пациентки (подмывание, смена нательного белья ежедневно)
Для профилактики вторичной инфекции, опрелостей.
5. Обеспечить пациентку мочеприемником, поставить ширму в палате.
Даст совет опорожнять мочевой пузырь каждые два часа.
Для обеспечения комфортного состояния
Профилактика и лечение недержания
Рекомендовать родственникам приобрести подгузники для взрослых, впитывающие одноразовые пелёнки, впитывающие прокладки, а также лечебные косметические средства для защиты кожи от появления опрелостей.
Профилактика опрелостей
7. Беседы с пациенткой и её родственниками о необходимости соблюдения диеты, личной гигиены, необходимости избегать переохлаждения
Обучение мерам профилактики обострений и развития осложнений.
Оценка: пациентка отмечает уменьшение дискомфорта из-за недержания мочи при напряжении и кашле, пациентка имеет возможность осуществлять, при необходимости, физиологические отправления в судно в палате, позывы на мочеиспускание стали реже и менее болезненны. Нет опрелостей в области промежности. Цель достигнута.
2. Студент доступно объясняет пациентке, как подготовиться к сбору мочи по Нечипоренко.
3. Студент демонстрирует технику выполнения внутримышечной инъекции согласно алгоритму.
Ситуационная задача:
В неврологическом отделении стационара на лечении находится пациентка 74 лет с диагнозом: Левосторонний ишемический инсульт. Первичная оценка состояния пациента: ЧСС – 100 в минуту, ЧДД – 22 в минуту, АД – 170/120 мм рт. ст., Тт – 36,70С. Кожные покровы бледные, конечности холодные. Масса тела 65 кг, рост – 175.
Пациентка не может перемещаться в постели и осуществлять самоуход. С пациенткой постоянно находится ее дочь, которая ухаживает за ней. Оценка по шкале Ватерлоу 18 баллов. Назначена лечебная гимнастика для предупреждения застойной пневмонии. Аппетит нормальный. Водный баланс не определялся. Алкоголь не употребляет. Зубы имеются полностью. Мочеиспускание и дефекацию контролирует. Предметами ухода и одеждой обеспечена. Трудностей в понимании нет.
Задания:
1. Выявите нарушенные потребности, действительные и потенциальные проблемы пациента.
2. Сформулируйте цели сестринского вмешательства.
3. Составьте план сестринского ухода.