СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ с курсом первичной медицинской помощи Задача № 18

Пациентка 45 лет поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом гипертоническая болезнь II стадии.
Пациентка предъявляет жалобы на периодические, сильные головные боли в затылоч­ной области, слабость, плохой сон. Болеет около 5 лет, ухудшение состояния последние 2 месяца, после стрессовой ситуации. Назначенные врачом лекарства принимает нерегу­лярно, в основном, когда плохо себя чувствует. Диету не соблюдает, злоупотребляет ост­рой, соленой пищей, много пьет жидкости, особенно любит растворимый кофе. Не умеет самостоятельно измерять себе артериальное давление, но хотела бы научиться. Отмечает, что в последний год стало хуже, но старается не обращать внимания на болезнь и жить, как раньше.
Пациентка избыточного питания, рост - 162 см, вес - 87 кг. ЧДД - 20 в минуту, пульс - 80 ударов в минуту, ритмичный, напряжен, АД - 180/100 мм рт. ст.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства.
2. Объясните, как правильно собрать мочу на анализ по Зимницкому.
3. Продемонстрируйте на статисте измерение артериального давления.
Эталон ответа
1. Проблемы пациентки:
Настоящие: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни; не представляет, как правильно питаться при артериальной гипертензии; не понимает необходимости ограничения соли и жидкости, пьёт много кофе; не умеет из­мерять себе артериальное давление; не понимает, что важно регулярно принимать предписанные врачом лекарства; плохо спит
Потенциальные: риск развития гипертонического криза, инфаркта миокарда, ин­сульта.
Приоритетная проблема пациентки: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни.
Цель: пациентка продемонстрирует знания о правильном образе жизни при гиперто­нической болезни к концу недели.
План
Мотивация
1. Беседа о необходимость соблюдения диеты № 10
С целью ограничения соли и жидкости для снижения АД
2. Беседа с пациенткой и родственниками об устранении факторов риска.
С целью нормализации АД
3. Беседу с пациенткой и родственниками о необходимости постоянного приема ле­карственных препаратов
С целью поддержания АД на нормаль­ных цифрах и профилактики осложне­ний
4. Обучение пациентки правилам измерения артериального давления.
Для постоянного самоконтролироля АД
6. Взвешивание пациентки и контроль суточ­ного водного баланса.
С целью выявления задержки жидкости и контроля за массой тела.
Оценка: пациентка демонстрирует знания о диете, борьбе с факторами риска, необхо­димости постоянного приема лекарственных препаратов. Цель достигнута.
2. Студент доступно и грамотно объясняет пациентке правила сбора мочи по Зимниц­кому.
3. Студент демонстрирует на статисте измерение артериального давления.
Задача № 19
Пациент 60 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом ИБС, постинфарктный кардиосклероз, сердечная недостаточность.
Жалобы на отеки нижних конечностей, значительное увеличение в размере живота, сердцебиение, слабость, незначительную одышку в покое. Одышка усиливается в гори­зонтальном положении, из-за чего плохо спит. Почти ничего не ест, страдает от необхо­димости ограничения жидкости, иногда пьёт воду «взахлёб». Считает себя обезображен­ным из-за больших размеров живота. Тревожен, на контакт идет с трудом. Боится пред­стоящей абдоминальной пункции.
Положение в постели вынужденное - ортопноэ. Кожные покровы цианотичные. Паци­ент неопрятен. Отеки стоп и голеней, ЧДД - 22 в минуту, пульс - 92 удара в минуту, ритмичный, удовлетворительных качеств, АД - 140/90 мм рт. ст. Живот увеличен в объеме.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства.
2. Обучите пациента правилам определения водного баланса.
3. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии через носовую канюлю.
Эталон ответа
1.Проблемы пациента:
Настоящие: не понимает необходимости ограничения жидкости; не может спать в горизонтальном положении из-за асцита и усиления одышки; волнуется из-за пред­стоящей абдоминальной пункции; тяжело переживает изменение внешнего облика из-за асцита; не справляется с мероприятиями личной гигиены.
Потенциальные: риск развития пролежней; трофических язв в области нижних ко­нечностей, острой сердечной недостаточности.
Приоритетная проблема пациента: не понимает необходимости ограничения жидко­сти.
Цель: пациент понимает необходимость и ограничивает прием жидкости.
План
Мотивация
1. Беседа с пациентом и его родственниками о необходимости соблюдения диеты, ограни­чения жидкости. Предоставление для озна­комления литературы о заболевание.
Для предупреждения ухудшения состояния пациента и возникнове­ния осложнений; снижения уровня тревоги.
2. Обеспечить строгое соблюдение диеты № 10 с ограничением соли и жидкости (суточ­ный диурез + 400 мл), усилением белкового и витаминизированного питания. При жажде полоскать полость рта подкислёнными рас­творами, съесть ломтик лимона.
Для уменьшения отеков, восполне­ния потери белков и витаминов.
3. Обеспечить возвышенное положение в по­стели, используя функциональную кровать и упор для стоп; обеспечит постельный ком­форт.
Облегчение дыхания и улучшение сна.
4. Обеспечить доступ свежего воздуха путем проветривания палаты по 20 минут 3 раза в день.
Для обогащения воздуха кислоро­дом
5. Обеспечить взвешивание пациента 1 раз в 3 дня.
Для контроля уменьшения задержки жидкости в организме
6. Определение суточного водного баланса.
Для контроля отрицательного вод­ного баланса
7. Обеспечить уход за кожей и слизистыми.
Для профилактики пролежней и по­явления трофических язв
8. Контроль состояния пациента в динамике (цвет кожных покровов, показатели гемоди­намики)
Для контроля за состоянием паци­ента и предупреждения возможных осложнений.
Оценка: пациент понимает необходимость и ограничивает прием жидкости, демонст­рирует знания о принципах образа жизни при его заболевании. Цель достигнута.
2.Студент доступно и грамотно обучает пациента правилам определения водного ба­ланса
3. Студент демонстрирует оксигенотерапию через носовую канюлю в соответствии с алгоритмом.
Задача № 20
Пациент 28 лет поступает на стационарное лечение в эндокринологическое отделение с диагнозом: сахарный диабет 1 типа впервые выявленный. Предъявляет жалобы на су­хость во рту, жажду (выпивает до 5 литров в сутки), частое обильное мочеиспускание, слабость. Заболел недавно, но знает, что при диабете, ни при каких обстоятельствах, нельзя есть сладкое. Волнуется, что, возможно, придётся «жить на уколах».
Сознание ясное. Рост -178 см, вес - 75 кг. Кожные покровы бледные, сухие. На слизи­стой оболочке нижней губы трещина. Пульс - 88 ударов в 1 минуту, удовлетворительного наполнения, АД - 120/80 мм рт. ст., частота дыхания - 18 в 1 минуту.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства.
2. Обучите пациента принципам диеты N 9
3. Продемонстрируйте на муляже технику п/к введения 12 ЕД инсулина.
Эталон ответа
1.Проблемы пациента:
Настоящие: дефицит знаний о заболевании, дискомфорт из-за жажды; не знает, как пра­вильно питаться при сахарном диабете; беспокоится о своём состоянии.
Потенциальные: риск развития кетоацидотической комы, гипогликемии; риск развития диабе­тической стопы; риск развития ретинопатии.
Приоритетная проблема: дефицит знаний о заболевании.
Цель: пациент будет иметь полную о своем заболевании.
План
Мотивация
1. Обеспечить питание согласно диете №9.
Для нормализации углеводного обмена.
2. Обеспечить пациенту лечебно-охрани­тельный режим.
Для снятия психоэмоционального напря­жения, тревоги, своевременной самодиаг­ностики прекомы.
3. Провести беседу с пациентом о сути его болезни.
Для активного участия пациента в лече­нии.
4. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче.
Для коррекции дозы инсулина.
5. Обеспечить гигиенический уход за кож­ными покровами.
Для предупреждения присоединения ин­фекций.
6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина.
Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе.
7. Осуществлять наблюдение за состоя­нием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания).
Для своевременного выявления осложне­ний и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии.
8. Провести беседу с пациентом и его род­ственниками о питании в соответствии с диетой № 9.
Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений.
9. Обеспечить психологическую под­держку пациенту.
Для комфортного состояния и уверенно­сти в положительном исходе лечения.
Оценка эффективности: пациент отмечает отсутствие жажды и улучшение самочув­ствия; демонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель дос­тигнута.
2. Студент демонстрирует доступный уровень общения с пациентом, объясняет ему принципы диеты № 9.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соот­ветствии с алгоритмом действия.
Задача № 21
Пациентка 36 лет поступила в эндокринологическое отделение с диагнозом сахарный диабет 1 типа, средней тяжести. Предъявляет жалобы на повышенный аппетит, жажду, полиурию, сильный кожный зуд, который не дает заснуть ночью. Знает принципы диети­ческого питания при диабете, но часто нарушает диету, так как «не может удержаться».
Поведение беспокойное, раздражительное из-за кожного зуда. Кожные покровы обычного цвета, сухие с многочисленными следами расчесов, ногти в неопрятном состоя­нии, отросшие. Пульс 78 - ударов в 1 минуту, ритмичный, АД - 120/80 мм рт. ст., частота ды­хания - 18 в 1 минуту, температура тела - 36,8 С. Рост - 168 см, масса тела - 60 кг.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства.
2. Объясните, как собрать мочу на сахар, оформите направление.
3. Продемонстрируйте на муляже технику подкожного введения 10 ЕД инсулина.
Эталон ответа
1. Проблемы пациента:
Настоящие: не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда; допускает по­грешности в диете.
Потенциальные: риск инфицирования кожи из-за расчесов, риск развития гипо- и кетоацидотической ком; риск развития поздних осложнений.
Приоритетная проблема: не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда.
Цель: пациентка отметит улучшение сна к концу 1-ой недели.
План
Мотивация
1. Обеспечить физический и психический покой пациентке, постельный комфорт.
Для улучшения общего состояния
2. Контроль соблюдения диеты N 9.
Для нормализации углеводного об­мена
3. Беседа с родственниками о характере пе­редач
Для исключения нарушений углевод­ного обмена
4. Обеспечить гигиену кожи пациентки (об­тирание, душ, ванна, уход за ногтями).
Для уменьшения кожного зуда и про­филактики инфицирования расчесов
5. Уход за промежностью, используя рас­творы антисептиков по назначению врача
Профилактика возможного инфициро­вания
6. Обеспечить смену хлопчатобумажного на­тельного и постельного белья по мере за­грязнения
Для улучшения комфортного состоя­ния
7. Обеспечить доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течение 30 минут перед сном
Обогащение воздуха кислородом, нормализация сна.
8. Выполнение врачебных назначений (инсу­линотерапия)
Для нормализации углеводного об­мена, профилактики осложнений.
9. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания).
Для своевременного выявления ос­ложнений и оказания неотложной по­мощи при прекоматозном состоянии.
10. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче.
Для нормализации углеводного об­мена.
Оценка: пациентка отмечает улучшение сна, уменьшение зуда. Цель достигнута.
2. Студент доступно объяснит пациентке, как собрать мочу на сахар.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соот­ветствии с алгоритмом действия.
Задача № 22
Пациентка 48 лет, находится в эндокринологическом отделении с диагнозом: гипоти­реоз.
Предъявляет жалобы на сонливость, слабость, апатию. Болеет несколько лет, но рас­сказать о своём заболевании не может («в организме мало йода или каких-то гормонов, от этого слабость»). Пациентка отмечает снижение памяти, рассеянность, часто забывает принимать лекарства. Из-за плохого настроения не может смотреть телевизор, читать, в основном лежит, бездумно глядя перед собой, или дремлет. Волосы и ногти находятся в неопрятном состоянии, при разговоре отмечается неприятный запах изо рта, но пациентка говорит, что «это ей всё равно».
Положение в постели активное. Рост - 164 см, вес - 88 кг. На вопросы отвечает пра­вильно, но медленно. Кожные покровы бледные, сухие, кисти и стопы холодные. Затруд­нено дыхание через нос из-за вазомоторного ринита. Пульс – 56 ударов в минуту, ритми­чен, слабого наполнения и напряжения, АД - 110/70 мм рт. ст., ЧДД - 16 в 1 минуту, темпе­ратура тела - 36,2 С.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства.
2. Обучите пациентку принципам рационального питания при данной патологии.
3. Продемонстрируйте технику взятия крови на гормоны щитовидной железы.
Эталон ответа
1. Проблемы пациентки:
Настоящие: угнетенность и апатия, связанная с дефицитом знаний о своём забо­левании; сонливость; забывает принимать назначенные врачом лекарства; не уде­ляет достаточно внимания вопросам личной гигиены, затруднено носовое дыха­ние из-за вазомоторного ринита.
Потенциальные: риск развития осложнений (миокардиодистрофия, снижение интел­лекта, памяти)
Приоритетная проблема: угнетенность и апатия, связанная с характером заболевания и дефицитом знаний о нём.
Цель: пациентка отметит некоторое улучшение настроения, станет более активной к концу недели.
План
Мотивация
1. Обеспечить физический и психический покой, постельный комфорт
Для комфортного состояния пациентки
2. Обеспечить доступ свежего воздуха по 30 минут 2 раза в день
Для обогащения воздуха кислородом пу­тем проветривания палаты по 30 минут
3. Обеспечить соблюдение диеты с огра­ничением холестерина и дополнитель­ным содержанием витаминов А, Е
Нормализация обменных процессов, повышение защитных сил организма
4. Обеспечить пациентку популярной ли­тературой по данному заболеванию
Для улучшения общего самочувствия па­циентки
5. Познакомить пациентку с человеком, больным гипотиреозом, но адаптиро­ванным к своему заболеванию
Для психологической поддержки, уве­ренности в благоприятном исходе.
6. Обеспечить поддержку со стороны се­мьи, попытается организовать интерес­ный досуг пациентки.
Для психологической поддержки.
7. Контроль приёма лекарств пациенткой
Обеспечение выполнения назначений врача
8. Стимулирование и контроль соблюде­ния личной гигиены пациентки
Улучшение настроения, попытка активи­зировать пациентку
Оценка: пациентка активно обсуждает проблемы, связанные с качеством своей буду­щей жизни, выражает решимость продолжать жить. Цель достигнута.
2. Студент обучает пациентку принципам рационального питания при данной патоло­гии.
3. Студент демонстрирует технику взятия крови из вены на гормоны щитовидной же­лезы.
Задача № 23
Пациентка 38 лет, находится в эндокринологическом отделении с диагнозом диф­фузно-токсический зоб. Предъявляет жалобы на общую слабость, потливость, плохой сон, изменение глаз и увеличение шеи в объеме. На вопросы отвечает быстро и пра­вильно, серьезно обеспокоена «безобразной внешностью». Говорит, что в последнее время без видимой причины участились конфликты в семье и на работе, стала очень раздражи­тельной. Из-за последней ссоры муж отказывается навещать её в больнице. Взрослая дочь живёт в другом городе.
Сознание ясное, положение активное. Кожные покровы влажные, теплые. По перед­ней поверхности шеи зоб. ЧДД - 21 в 1 минуту, Пульс – 100 ударов в 1 минуту, АД - 140/80 мм рт. ст., температура тела - 36,9 С.
Задания
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства.
Объясните пациентке, как подготовиться к УЗИ щитовидной железы
Продемонстрируйте технику внутримышечного введения витамина 1мл 6% витамина В1.
Эталон ответа
1.Проблемы пациентки:
Настоящие: испытывает тревогу, напряжение и беспокойство в связи с изменением внеш­него облика (пучеглазие, увеличение шеи); испытывает дефицит семейной поддержки; плохо спит.
Потенциальные: риск развития осложнений (нарушений ритма сердца, сердечной недостаточности, риск истощения).
Приоритетная проблема: испытывает тревогу, напряжение и беспокойство в связи с изменением внешнего облика (пучеглазие, увеличение шеи).
Цель: пациентка менее тревожна и подтверждает это к концу недели.
План
Мотивация
1. Обеспечить физический и психический покой
Для комфортного состояния паци­ентки
2. Беседа с пациенткой о заболе­вании, характерных изменениях поведения больных ДТЗ.
Для психологической поддержки, устранения дефицита знаний пациентки о заболевании.
3. Познакомить пациентку с другим боль­ным, имеющим аналогичное заболевание, но адаптированным к своему заболеванию
Для психологической поддержки
4. Беседа с мужем о заболевании жены и необходимости её поддержки.
Для психологической поддержки па­циентки
5. Обеспечить популярной литературой по данному заболеванию
Для улучшения общего самочувствия
Оценка: пациентка активно обсуждает проблемы, связанные с качеством жизни, вы­ражает уверенность в благополучном исходе. Цель достигнута.
2. Студент доступно объяснит пациентке, как подготовиться к УЗИ щитовидной железы.
3. Студент демонстрирует технику в/м инъекции на муляже в соответствии с алгорит­мом данной манипуляции.
Задача № 24
Пациентка 54 лет поступила в нефрологическое отделение с диагнозом хронический пиелонефрит. Предъявляет жалобы на тупые боли в поясничной области, болезненное и частое мочеиспускание, головную боль, общую слабость, плохой аппетит, беспокойный сон. Иногда не удерживает мочу при напряжении (кашле и другом усилии), в последнее время отмечает императивные позывы на мочеиспускание (может сделать 10-20 шагов по­сле появления позыва, «не успевает добежать до туалета»). Из-за этого очень угнетена, расстроена.
Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы бледные, чистые, ЧДД -20 в минуту, пульс – 92 удара в минуту, удовлетворительных качеств, АД – 140/90 мм рт. ст., температура тела 37,6 С.
Задания
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства.
Расскажите, как собрать мочу по методу Нечипоренко.
Продемонстрируйте технику внутримышечного введения 1 г ампициллина.
Эталон ответа
1. Проблемы пациентки:
Настоящие: дискомфорт из-за недержания мочи при напряжении и кашле, императивных позывах; плохо спит из-за частых позывов на мочеиспускание; отмечает снижение аппетита.
Потенциальные: риск развития опрелостей в области промежности; риск развития ХПН.
Приоритетная проблема: дискомфорт из-за недержания мочи.
Цель: у пациентки уменьшится дискомфорт из-за недержания мочи.
План
Мотивация
1. Обеспечить постельный режим в теплой палате
Для профилактики переохлаждения, уменьшения болей
2. Обеспечить соблюдение диеты № 7
Для повышения защитных сил орга­низма, уменьшения нагрузки на сис­тему мочевыделения
3. Обеспечить питьем по назначению врача в виде минеральной воды, клюквен­ного морса, соков, компотов.
Совет по уменьшению потребление жид­кости во второй половине дня.
Для купирования вос­палительного процесса.
Урежение позывов на мочеиспускание в ночное время и улучшение сна
4. Обеспечить гигиеническое содержание промежности пациентки (подмывание, смена нательного белья ежедневно)
Для профилактики вторичной инфек­ции, опрелостей.
5. Обеспечить пациентку мочеприемни­ком, поставить ширму в палате.
Даст совет опорожнять мочевой пузырь каждые два часа.
Для обеспечения комфортного состоя­ния
Профилактика и лечение недержания
Рекомендовать родственникам приобрести подгуз­ники для взрослых, впитывающие однора­зовые пелёнки, впитывающие прокладки, а также лечебные косметические средства для защиты кожи от появления опрело­стей.
Профилактика опрелостей
7. Беседы с пациенткой и её родственниками о необходимости соблю­дения диеты, личной гигиены, необходи­мости избегать переохлаждения
Обучение мерам профилактики обострений и развития осложнений.
Оценка: пациентка отмечает уменьшение дискомфорта из-за недержания мочи при напряжении и кашле, пациентка имеет возможность осуществлять, при необходимости, физиологические отправления в судно в палате, позывы на мочеиспускание стали реже и менее болезненны. Нет опрело­стей в области промежности. Цель достигнута.
2. Студент доступно объясняет пациентке, как подготовиться к сбору мочи по Нечипо­ренко.
3. Студент демонстрирует технику выполнения внутримышечной инъекции согласно алгоритму.

Комментарии

  • 5 июн 2020 15:48
    Помогите пожалуйста
    Ситуационная задача:

    В неврологическом отделении стационара на лечении находится пациентка 74 лет с диагнозом: Левосторонний ишемический инсульт. Первичная оценка состояния пациента: ЧСС – 100 в минуту, ЧДД – 22 в минуту, АД – 170/120 мм рт. ст., Тт – 36,70С. Кожные покровы бледные, конечности холодные. Масса тела 65 кг, рост – 175.

    Пациентка не может перемещаться в постели и осуществлять самоуход. С пациенткой постоянно находится ее дочь, которая ухаживает за ней. Оценка по шкале Ватерлоу 18 баллов. Назначена лечебная гимнастика для предупреждения застойной пневмонии. Аппетит нормальный. Водный баланс не определялся. Алкоголь не употребляет. Зубы имеются полностью. Мочеиспускание и дефекацию контролирует. Предметами ухода и одеждой обеспечена. Трудностей в понимании нет.

    Задания:

    1. Выявите нарушенные потребности, действительные и потенциальные проблемы пациента.

    2. Сформулируйте цели сестринского вмешательства.

    3. Составьте план сестринского ухода.