7 июля скончался царевич Алексей Петрович (Алексей Петрович Романов;
28 февраля 1690, Преображенское — 7 июля 1718, Санкт-Петербург) — наследник российского престола, старший сын Петра I и его первой жены Евдокии Лопухиной.
๑۩۩๑ ═════════════════════════════════════════════════ ๑۩۩๑
Алексей Петрович родился 28 февраля 1690 года в подмосковной царской резиденции – селе Преображенском. Он сын Петра I от первого брака с Евдокией Лопухиной.
Алексей воспитывался в среде, враждебной Петру. Духовенство и бояре, окружавшие его, настраивали царевича против отца. Петр же угрожал Алексею лишить его наследства и заточить в монастырь, если он не порвет со своим окружением.
В 1716 году Алексей, боясь гнева отца, бежал за границу – сначала в Вену, потом в Неаполь. Угрозами и обещаниями Петр вернул сына в Россию, заставил отречься от престола. В обмен на отречение и признание вины Петр дал сыну слово не наказывать его за бегство.
Но отречение не помогло, и желание Алексея уйти в сторону от политических бурь не сбылось. Петр велел провести следствие по делу сына. Алексей простодушно рассказал обо всем, что знал и замышлял. Многих лиц из окружения Алексея пытали и казнили. Не избежал пыток и царевич. В июне 1718 года он был посажен в Петропавловскую крепость, где вскоре его подвергли пыткам.
Под пытками, в которых, по некоторым источникам, принимал участие и сам царь, Алексей признался в замысле свергнуть власть Петра, поднять по всей стране восстание, поскольку народ, по его мнению, стоял за старые верования и обычаи, против отцовских реформ. Правда, некоторые историки считают, что часть показаний могла быть фальсифицирована допрашивавшими лицами в угоду царю. К тому же, как свидетельствуют современники, Алексей в это время уже страдал психическим расстройством.
Развязка была короткой. 5 июля Алексея снова пытали, и в этот же день верховный суд приговорил царевича к смертной казни.
7 июля 1718 года, как записано в книгах канцелярии гарнизона Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, Алексей Петрович преставился. Петр I опубликовал официальное извещение, где говорилось, что, выслушав смертный приговор, царевич пришел в ужас, потребовал к себе отца, просил у него прощения и скончался по-христиански – в полном раскаянии от содеянного.
Мнения об истинной причине смерти Алексея расходятся. Одни историки считают, что он умер от пережитых волнений, другие приходят к мысли, что царевич был задушен по прямому указанию Петра, чтобы избежать публичной казни.
На другой день была годовщина Полтавской битвы, и Петр устроил празднование – сытно пировал, веселился.
Хоронили Алексея 11 июля. Петр I присутствовал на похоронах вместе с женой, мачехой царевича. Траура не было.
Алексей воспитывался в среде, враждебной Петру. Духовенство и бояре, окружавшие его, настраивали царевича против отца. Петр же угрожал Алексею лишить его наследства и заточить в монастырь, если он не порвет со своим окружением.
В 1716 году Алексей, боясь гнева отца, бежал за границу – сначала в Вену, потом в Неаполь. Угрозами и обещаниями Петр вернул сына в Россию, заставил отречься от престола. В обмен на отречение и признание вины Петр дал сыну слово не наказывать его за бегство.
Но отречение не помогло, и желание Алексея уйти в сторону от политических бурь не сбылось. Петр велел провести следствие по делу сына. Алексей простодушно рассказал обо всем, что знал и замышлял. Многих лиц из окружения Алексея пытали и казнили. Не избежал пыток и царевич. В июне 1718 года он был посажен в Петропавловскую крепость, где вскоре его подвергли пыткам.
Под пытками, в которых, по некоторым источникам, принимал участие и сам царь, Алексей признался в замысле свергнуть власть Петра, поднять по всей стране восстание, поскольку народ, по его мнению, стоял за старые верования и обычаи, против отцовских реформ. Правда, некоторые историки считают, что часть показаний могла быть фальсифицирована допрашивавшими лицами в угоду царю. К тому же, как свидетельствуют современники, Алексей в это время уже страдал психическим расстройством.
Развязка была короткой. 5 июля Алексея снова пытали, и в этот же день верховный суд приговорил царевича к смертной казни.
7 июля 1718 года, как записано в книгах канцелярии гарнизона Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, Алексей Петрович преставился. Петр I опубликовал официальное извещение, где говорилось, что, выслушав смертный приговор, царевич пришел в ужас, потребовал к себе отца, просил у него прощения и скончался по-христиански – в полном раскаянии от содеянного.
Мнения об истинной причине смерти Алексея расходятся. Одни историки считают, что он умер от пережитых волнений, другие приходят к мысли, что царевич был задушен по прямому указанию Петра, чтобы избежать публичной казни.
На другой день была годовщина Полтавской битвы, и Петр устроил празднование – сытно пировал, веселился.
Хоронили Алексея 11 июля. Петр I присутствовал на похоронах вместе с женой, мачехой царевича. Траура не было.
Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. Н. Н. Ге, 1871
#ЭтотДеньВИстории
#ЭтотДеньВИстории
И вот в таком звании он предстаёт перед грозным отцом.
Кто может сейчас сказать, что чувствовали оба в момент, изображённый на картине? Об этом можно только догадываться. Одно ясно: изображена трагедия. Трагедия историческая, которая была характерна для всей России: тяжело было Петру I ломать старину и буквально на крови строить новое государство. И нужен был ему помощник, самый близкий человек – сын. Но, к сожалению, наследника-реформатора в лице сына он потерял. И здесь уже начинается личная трагедия: в таком случае он потерял сына навсегда, потому что сохранять только семейные отношения с идеологическим врагом для энергичного, с железной волей и ненасытной жаждой деятельности отца было невозможно.
На картине Н. Ге всё исторически достоверно, вплоть до композиции. Хотя можно только представить себе сомнения художника в том, как правильно изобразить сцену, на чём сделать акцент. Ведь многие тогда были уверены в вине «царя-сыноубийцы», и сам царевич объявлялся жертвой вероломного отца. Но в этом вопросе художнику помог историк Н.И. Костомаров, который считал, что царевич Алексей поступил по отношению к отцу неприглядно и что его казнь была закономерной расплатой. Но сам художник сомневался в том, что общественные интересы могут быть выше отцовских чувств.