Вот ОЧЕНЬ интересный исторический материал А.

Соболева "За завесой двух веков" о деревне Ченебечиха, о теперешнем Шахунском районе и вообще Ветлужском крае с 1644 до 1917 года.
Прочитайте, у кого есть желание:
За завесой двух веков.
В 1644 году непоседливые и предприимчивые монахи Тихон, Паисий, Козьма да Панфутий появились на реке Большой Какше, построили землянку-келью и назвали это место пустыней Ченебечихой. Вскоре к ним присоединился монашеский поп Корнилий.
Десять лет старцы приглядывались к окрестностям, оценивали почвы, леса и речки. Понравились им эти места красотой и климатом, разнообразием и богатством лесов, диких животных и зверей, птиц, ягод и грибов. Реки и озера кишели рыбой, в Большой и Малой Какшах вылавливали судаков и стерлядей, а по весне попадались осетры и белая рыбица. Большими колониями по речкам селились бобры и выдры.
Находили старцы в лесах и пустоши — так назывались залежи когда-то возделываемой земли, а потом оставленные и заросшие мелколесьем, сочной травой или ягодниками земляники, малины, смородины. На одной пустоши они были поражены зарослями хмеля и назвали ее Хмелевицей, а в двух верстах по реке Шаре обнаружили пустошь, густо заросшую ивняком. Среди ив они нашли развалины церкви и надгробные камни — следы давнишних русских поселений.
Встречали старцы на лесных тропах и беглых людей, укрывшихся от преследования царских властей в глухом Заветлужьи, но нигде не встретили хозяев богатых земель, никто о них и слыхом не слыхивал. Тогда монахи обратились к царю Михаилу Федоровичу с челобитной, в которой писали, что живут они на пустыне Ченебечихе, приискали много пустошек и по речке Малой Какшице и пустошку Ивняжную на речке Шаре, «а на той пустошке Ивняжной знать была церковь божия и оклад церковной знать и каменье на могилах есть».
Монахи доносили что земли за рекой Ветлугой свободные, никем не заняты, а до марийцев «от тех пустошей дикого лесу верст сто и больше, а вдоль по реке Ветлуге дикого лесу на тысячу и больше». Они просили царя, чтобы он позволил на пустыне Ченебечихе построить церковь и отдал бы им во владение земли с облюбованными пустошами.
Царские сановники в 1654 году приказали Галическому воеводе доподлинно узнать "«про пустошь Ченебечиху и про иные пустоши... не дворцовые ли, не поместные ли, и не вотчинные ли, и кому не отданы ли, и буде скажут, что оне... лежат в порозжих землях, то тем старцам велеть ими владеть».
Расследование показало, что земли по рекам Большой и Малой Какшам никому не принадлежали, и тогда царь разрешил монахам построить церковь и отдал им во владение пустоши Жеребчиху. Колдиху, Болото, Кахчуриху. Ивняжную, Свечку, Нечаиху, Яникитиху, Микитиху, Хмелевицу, Высокую, Семенкову, Целегородку. Анцыриху, Альбурдиху, Покаляйку, что у Кумышева озера.
Высланный «межевщик» Своитий Шишкин в 1657 году определил земельные владения новых церковных феодалов и в документе зафиксировал: «...поверстно до реки Ветлуги и рекою Ветлугою до устья речки Нейки на сорок верст и в том поверстном лесу озеро Кумышево, озеро Черное. озеро Юрьево, озеро Изерчино, озеро Мартыново, и с малыми озерками и с черными речки и в Ветлуге реке рыбная ловля и сенные покосы. А поперег поверстного лесу от Ветлуги реки по верхотину Малыя Какши пятьдесят верст...» В этом лесу были починки Холкин и Панин, а в них «крестьянин Якунка Симанов с детьми с Савкою да с Ивашкою да с Феткою да с Панфилом да с Демкою да с Васкою. Мартынко да Фетка Меркурьевы. Ульянко Емельянов с сыном с Трифонком».
Тогда владению были отбиты и межи: «...от устья реки Нейки на сосне грань, возле сосны яма... От той сосны и от ямы прямо на большую реку Вахтану, а от Вахтаны реки прямо на верхотину Малые реки Какши: а от тое верхотины прямо на старую Еранскую дорогу, и на Крутой враг —на елях грани и ямы покопаны по обе стороны Еранской дороги. И с того врага прямо на Темтей ручей и у тое Темты реки на елях грани и ямы вы-копаны и с тое Темты реки прямо на Кумышевские прости.,, до реки до Ветлуги и тою рекою Ветлугою вверх по устье ж речки Нейки и до тое ж сосны и до ямы» Всего было отписано и отмежевано пяти монахам пустыни Ченебечихи два жилых починка Холкин и Панин, в них 15 дворов, 43 жителя «крестьянских и бобыльских» людей, 16 пустошей и около 2000 квадратных километров лесных, земельных и водных угодий.
Владеть такой большой вотчиной монахам оказалось не под силу. Их одолевали поборами и налогами беглые люди и чиновники Ветлужской волости. Старцы вновь обратились к царю и просили свою вотчину приписать к Макариево-Унженскому монастырю. В 1661 году царь присоединил эту вотчину к монастырю и повелел всем крестьянам, которые живут в Ченебечихе, в починках Холкине и Панине, и «на пустошах учнут жити», слушаться игуменов и монахов, «пашню на них пахать и доход монастырский платить».
Стремясь скорее заселить полученные земли и иметь с них доходы, монахи принимали беглых, сманивали к себе и помещичьих крестьян. Игумен Макарьевского монастыря в 1662 году писал назидание старцу Тихону: «А про то нам ведомо, что ты без дела по деревням бродишь недели по две и по три, и ты так делаешь не гораздо. Впредь бы тебе так не делать, жить в монастыре. А бобылей бы тебе прохожих, которые нам не прочны, отнюдь часу не держать, высылать вон и вновь не принимать».
Дошли вести до Галического воеводы, что в Холкине Ветлужской волости «Якушка Исаков самовольно живет, и там женился и делает кузнечное дело». Игумен отрицал это: «Исаков жил в Новоуспенском по отпускной в бобылех и трудниках, а не беглый». Однако в конце концов Якушка был отправлен под охраной к Галическому воеводе для сопровождения помещику. Прошло три года, и к царю пришла жалоба от начальства Царево-Кокшайского уезда Казанской губернии. В ней говорилось, что монастырь захватил земли ясашных, то есть плативших в казну дань, марийцев и что заселение охотничьих угодий, захват рыбных и бобровых мест по Ветлуге и Какшам привел к тому, что марийцы будто бы стали уходить дальше в леса, «многие ясачные дворы запустели и врозь разошлись». Челобитчики просили царя «те пустыни и крестьянские деревни и починки, которые строены, досмотреть и с тех пустынь старцев и крестьян свести за Ветлугу реку по-прежнему, где кто жил».
Игумен монастыря в свою очередь писал царю, что царевококшайцы доносят ложно и хотят разорить пустынь Ченебечиху, «крестьян с тое земли сбить и тою землею завладеть напрасно,так как та земля порозжа и никто ею не владеет».
В 1666 году на место выехали чиновники на этот раз из Казани. Оказалось, что прошло уже несколько лет, как из Ченебечихи старцы переселились на речку Малую Какшу и там основали пустынь Нечаиху, и на этой пустыне построено шесть келий, часовня, заложена церковь, а около Нечаихи основались три починка и в них девять дворов. Землями же около Ченебечихи завладел окольничий князь Данило Великогагин. Спор между монастырем и царевококшайцами разрешили мировой в том же 1666 году. В конце 1680-х годов игумен монастыря переселил за реку Ветлугу многих крестьян из Тимошина, Заречья, Поломы и других деревень, расположенных вблизи монастыря. Надо полагать, что тогда-то и появились починки Хмелевица и Красногорка на Малой Какше, а по старой Еранской дороге Никитиха, Полома, Караваиха и Мирониха.
Царь Петр I заменил подворный налог подушным и ввел рекрутчину для укомплектования армии. Потребовалось учесть все мужское население. В 1719 году в Воскресенском стане Ветлужской волости Унженского уезда Галической провинции Архангелогородской губернии проводилась первая перепись мужчин, а в 1722 году — проверка правильности учета или ревизия. Списки мужского населения назывались ревизскими сказками, а внесенные в них — ревизскими душами.
Из документов ревизии, хранящихся в архивах до наших дней, видно, что двести пятьдесят лет назад в деревнях Хмелевице проживало 109 душ, в Красногорке — 34, в Никитихе — 63, в Миронихе - 39, в Поломе - 35, Короваихе —27 и в починках Дыхалихе — 32 и Мураеве — 21 ревизская душа. Всего же за рекой Ветлугой в вотчине монастыря имелось 22 поселения, в них проживало 834 ревизских души. Многие из тогдашних деревень вблизи Новоуспенского ныне входят в Ветлужский район.
Наступил спад в заселении земель Заветлужья. Это объясняется тем, что Макарьевский монастырь имел всего 3428 душ и был не в состоянии освоить огромные вотчины по реке Унже и за рекой Ветлугой, и в то же время его права на землю не допускали посторонних поселенцев. Монастырь стал преградой в освоении земель в бассейнах Большой и Малой Какш.
В глухих заболоченных лесах по Малой Какше и ее притокам селились и беглые крестьяне, даже из того же Макарьевского монастыря. Такие починки не попадали в сказки и списки. Но проходило время, власти о них узнавали и записывали в «подушный оклад». «Вновь поселенный починок Хмелевка в 1754 году оказавшийся оного монастыря беглые и прописные крестьяне...» впервые попал в ревизские сказки только в 1762 году.
«Село Хмелевицкое, которое во второй ревизии (в 1747 году) записано деревней Хмелевицею» при ревизии в 1762 году имело 530 жителей, из них 249 мужчин. Тогда же учтены и «в подушной оклад положены» в деревне Лаптеве 7 душ, в Красногорке — 99, в починках Дыхалихе—73 и в Мураеве—27. Впервые упоминается починок Скородумов. В нем было 20 ревизских душ, приехавших из Понизовской волости Унженского уезда, из деревень Хмелевки, Марковки, Могилева, Катабанихи, Ефина и села Тимошина.
Численность населения в селе Хмелевицком возросла за счет переселения крестьян из Новоуспенского стола (так называлась низшая административная единица в монастырских вотчинах). Например, из деревни Щекина (ныне Стешиха) переведено 6 семей, из Крутцов — 3 и из разных деревень — еще 8 семей.
Реформа 1764 года упразднила право монастырей владеть вотчинами, и все управление бывшими монастырскими и церковными землями с проживавшими на них крестьянами перешло в коллегию экономии, а позднее — в ведомство государственных имуществ. С этого времени наши предки стали называться не монастырскими, а государственными крестьянами.
Началось более интенсивное заселение нынешнего Шахунского района. Перепись 1795 года (5-я ревизия) дает нам сведения, что в бассейне Малой Какши и между этой речкой и Большой Какшей, приписанных к селу Хмелевицкому, было уже 16 деревень и 46 починков. Среди них упомянем две Тулумбаихи, которые нынче на-зываются Андрианово и Тумбалиха, Высоковку, Валявино, Обаниху, Большую и Малую Свечу, Ломы, Большое Широково, Фадеево. Родиху, Вахтану-Рачки и деревни помещика Салтыкова — Голицыне, Ботаниху и Вахтану нынешнего Верховского сельсовета..
Восточнее Извала до речки Ошмы были непролазные, заболоченные леса, в которых редко- редко встречались поселения марийцев, появившиеся здесь в последней четверти XVIII века. Там была Романчинская волость, центром которой являлась деревня Ромачи. В этой волости было 14 поселений, среди них Тоншаево, Ширта. Куверба, Ошкаты. Во всех деревнях насчитывалось 96 дворов, и в них проживало 558 «государственных новокрещеных ясашных крестьян».
Территория нынешнего Черновского сельсовета вначале заселялась со стороны Уренщины. В 1747 году появился «новопоселяющийся починок» Пристань на реке Вае, В нем тогда проживал 61 человек, из них 40 мужчин. Новоселы переехали из разных деревень Уренщины, чтобы уединиться в нетронутых лесах верховья реки Ваи, где можно было свободно свершать церковные службы по книгам старого письма, кре-ститься двумя перстами и держаться древних обрядов.
В 1762 году году возникли новые поселения: починки Пристань, что на ручье Отломке, Березники и Курдома. Пристань на Отломке основана переселенцами из деревень Горева и Ваи. Все четыре семьи на Уренщину приехали из Олонецкого уезда. На починок Березники две семьи выехали из деревни Пристани (на Вае).
В этом же году на небольшом ручье поселялся новый починок Черный Ручей – нынешнее Село Черное. В него переехали две семьи из деревни Ваи и семья из починка Горева.
За последующие 40 лет возникли мелкие починки Высокий (Высоковка), Решетиха, Рыбков, Отломи и Одинцово.
Старая «еранская» дорога из села Верхнего Воскресенья ( позднее город Ветлуга) пролегала через Новоуспенское, Родиху, Полому, Никитиху, починок Широково, за крутым оврагом поворачивала на восток и дальше шла где-то по водоразделу притоков Ваи и Малой Какши. В конце 18 века был проложен «большой торговый тракт» город Ветлуга – Казань.
Немало труда было потрачено при прокладке этого тракта. На заболоченных местах возводились гати, укладывались фашины, а через пойму и реку Ваю был поставлен на сваях мост длиною в 560 саженей (1180 метров) «и вслед за ним другой, устроенный на сваях же через болота в 192 сажени длины» мост. Это была единственная дорога, по которой наши предки могли выходить «в свет».
Северную часть бывшей вотчины Макариева-на-Унже монастыря, всего 89428 десятин, во второй половине XVIII века император пожаловал князьям Долгоруковым, Голицыным и Салтыкову. Все селения на этой территории принадлежали Салтыкову. В ведении управления государственных экономий в бассейне Малой Какши осталось 116625 десятин, из которых только около 20 тысяч были более или менее исследованы и обжиты по берегам реки, а распахано всего лишь 8600 десятин, или 7,5 процента.
«Селы Новоуспенское и Хмелевицкое с деревнями» в начале прошлого века входили в одну волость с центром в Новоуспенском, где находился и полицейский стан (низшая полицейская инстанция) от коллегии государственных экономий.
Дальнейшее заселение происходило по левым притокам и вверх по Малой Какше, а также в стороны от дороги Ветлуга — Яранск. Сюда были переведены крестьяне из перенаселенных мест, видимо, государственных владений Костромской губернии. Такие предположения основываются на том, что в старинных обычаях, бытовых укладах, пра-здничных и свадебных обрядах в деревнях центра района большой разницы не было и нет. В официальном издании министерства внутренних дел об этой волне переселенцев говорится весьма неопределенно: «Юго-восточная сторона Ветлужского уезда стала заселяться с 30-х годов, когда сюда были переведены из других мест, из каких именно — неизвестно, государственные крестьяне».
В это же время территория Черновского сельсовета продолжала заселяться со стороны Уренщины, а на север района, в нынешний Верховский и Новошоринский сельсоветы, переводились единичные семьи помещичьих крестьян с правобережья Ветлуги.
Возникли новые починки: Алексеевка, Малая Малиновка (Момзино), Макарово, Фомино, Петрово, Щекотилово, Новая Речка, Гришино, Студеная, Ломы, Павлово, Рыбаково, Полдневая (Чернухино), Лазарево, Симоново, Туманино, Крупин, Ермаки. Полетайки, Петухи и другие.
После отмены крепостного права в 1861 году поток переселенцев возрос. Значительно повысился и естественный прирост населения. Если за шестьдесят лет начала и середины века численность населения по губернии увеличивалась в среднем на 0,3 процента, в год, то за последние 40 лет минувшего века — на 60 процентов. В 1860-х годах были образованы Хмелевицкая и Широковская волости.
Широково и Черная с 1861 года стали селами. Священника официальной церкви в Черной и окружающих деревнях старообрядцы приняли холодно, отчужденно. Вот что в 1863 году по этому вопросу писала газета «Костромские губернские ведомости»: «На крестных ходах... можно видеть одного или двух наезжих чиновников и двух-трех крестьян; церкви во время богослужения всегда пусты». И далее газета сообщала как досадный факт, что черновский поп живет в лачуге, а раскольники не хотят помочь ему поставить дом.
Селения были мелкими. В Хмелевинкой и Широковской волостях, например, в трех починках имелось только по одному двору, в двадцати одном — но два-три, еще в двадцати одном — по четыре- пять дворов. В среднем на одно селение приходилось в Хмелевицкой волости по 7 дворов и в Широковской - почти по 12 дворов.
С увеличением количества мелких починков как бы замирали в своем развитии старые деревни, а некоторые даже уменьшались, выделяя переселенцев на новые починки. Так, в Хмелевицах в 1719 году было 109 ревизских, т, е мужских душ, в 1762 году — 249 душ, в 1783 году—182 души и в 1872 году—178 человек обоего пола. Соответ-ственно указанным годам было: Красногор—34. 99. 79 и 133; Дыхалиха 32, 73, 52 и 181.
Жители новых починков чаще всего своим селениям присваивали названия тех деревень, откуда выехали. Появились «Малые» Красногор. Извал, Березовка, Белолуги, Малиновка, Шара, Свеча, Сальма, Рыбаково, Пронос, Полдневая, Петрово, Павлово, Обаниха, Молодники, Марки, Красное и другие «малые».
Если центр нынешенго Шахунского арйона, как уже видели в первом очерке, заселялся костромичами, то на его восточные окраины ехали переселенцы из Вятской губернии. Из района слободы Кукарки (Советск) крестьяне селились в нынешнем Акатовском сельсовете, из района Юмы – в нынешних Верховском и Новошоринском сельсоветах.
Быт, обычаи, праздничные ритуалы и выговор костромичей и выходцев из Вятской губернии в некоторой степени разнятся. Да это и вполне естественно. Костромичи – преемники культуры Суздальской Руси, а вятичи – Новгородской. Пожалуй, что нет в Российской Федерации другого такого уголка, где бы носители этих древних славянских культур сошлись бы бок о бок всего лишь около века тому назад.
Летописцы и документы говорят, что в 1170-х годах новгородцы появились на Каме и Вятке, а в начала 1180-х годов основали города Хлынов (ныне Киров) и Никулицын. Занимаясь землепашеством, вятчане вели бойкую торговлю с соседними народами, с предками коми, удмуртов, марийцев, а позднее и с казанскими татарами, а также под-держивали торговые связи с Великим НОВГОРОДОМ и Московскими княжествами. ШИРОКО пошла слава о Хлынове, и к нему стали стекаться новгородские люди от Великого Устюга, что обострило отношения между новгородцами и хлыновцами.
Новгородцы стали клеветать русским князьям, что хлыновцы—беглые, разбойники, что они разоряют княжеские вотчины. Много раз русские князья посылали свои войска, чтобы разделаться с вольным Хлыновым, но «токмо за отдалением, за лесами и болотными к ним проходами, оные их войска возвращались назад, ничего им не зделав».
Иногда мирные отношения вятчан с соседями омрачались, тем и другим приходилось браться за оружие. Уж такова была эпоха складывания Великой Руси, когда рязанские князья воевали с московскими, новгородцы с тверцами и костромичами, предки удмуртов с предками марийцев. Многое пришлось претерпеть и хлыновцам от нашествий татар, новгородцев, русских князей, нередко плечом к плечу вставать в боевой строй с марийцами и удмуртами.
Конечно же, многовековое взаимодействие с народностями Заволжья и Северного Приуралья наложило известный отпечаток на культуру потомков гордых и свободолюбивых выходцев из «Господина Великого Новгорода», в какой-то степени обогатило её и сделало более колоритной.
Таковы вкратце страницы древней истории вятчан Юмского и Кукарского уездов, принесших элементы древне-новгородской культуры. Надо только из этого наследия отобрать лучшее, наиболее характерное, восстановить детали, потом свято хранить как реликвию прошлого народа нашего. Неизмеримый вклад в поиски старины могут дать коллективы художественной самодеятельности, ученики и историки школ разных сельсоветов. Ново-Шоринский дал бы старину обычаев, костюмов, выговора и преданий, вынесенных из Юмы, Актовский – из слободы Кукарки, Черновский – из древних уездов центра империи (Дмитровский, Балахонский, Пошехонский и другие) и остальные сельсоветы – старину костромичей.
Прошли ещё годы. Статистические сведения 1904 года говорят, что численность населения в тех же Хмелевицкой и Широковской волостях возросла более чем в два с половиной раза (с 7403 чел. в 1872 году до 19577 чел. в 1904 году), а число селений только на 23 единицы, или менее чем на 15 процентов.
В этот период наблюдалось укрупнение деревень и сел. В Широковской волости на одно поселение приходилось уже по 23-24 двора, а в Хмелевицкой - по 17-18 дворов. Процесс заселения Хмелевицкой волости ещё продолжался, там в лесах восточной и южной окраин имелось много неосвоенных земель.
Рост сели деревень можно проследить по следующим данным. В 1872 году Акаты (Окаты) насчитывали 13 дворов и 105 жителей, а в 1916 году 45 дворов и 276 жителей; Дыхалиха соответственно по этим годам насчитывала 24 двора и 181 жителя, 58 дворов и 348 жителей; Зубанья 1 и 9, 18и 107; Извал – 15 и 60,73 и 366; Хмелевицы – 36 и 178, 114 и 639; Харламовское (Малиновского сельсовета) – 8 и 33, 27 и188; Широкое Большое – 31 и 209, 86 и 471; Черное (Черный ручей) – 36 и 231, 152 и 724; Гусельники – 18 и 138, 62 и 364; Жеребчиха – 10 и 46, 21 и 139; Верхняя Каменка ( Кожата) – 4 и 25, 31 и 186; Вахтана (Верховского сельсовета) – 6 и 53,22 и 140. Были и такие поселения, которые по числу жителей не только укрупнялись, но уменьшались или же исчезали. Недалеко отХмелевиц в сторону Малой Музи (её тогда не было) поселился посинок Лаптев. В 1750-х годах в нем проживало всего 7 ревизских душ. Позднее из него 3 мужицкие души (семья Евсея Никитина) перееехала в село Хмелевицкое. Последний раз этот починок упоминается при «межевании» в 1790-х годах.
Многие селения с 1872 года по 1904 год бурно росли, затем «топтались на месте» или же сокращались.
Причинами «топтания на месте» являлись переезды части крестьян на починки и в другие селения в связи с малоземельем,
В начале последней четверти минувшего века земли Широковской волости были полностью закреплены за селениями. Выезд на починки без вторжения в территориальные интересы других поселений стал невозможным. Иллюстрацией этого является «приземление» Широковского починка.
Две-три семьи села Широкова решили поселиться в глухом лесу на границе Широковской и Хмелевицкой волостей на ручье Харламовке. Далекие, чуть доносившиеся крики петухов позволяли новоселам сделать вывод, что других селений поблизости нет. Однако в действительности оказалось, что «зачистка» — первоначальная раскорчевка — Широковского починка совсем близко отстояла от починка Харламовского да напрямую недалеко и от Малой Полдневой.
Харламовцы и малополдневцы, возмущенные вклиниванием между ними еще одного селения, что в дальнейшем грозило бы им малоземельем, приняли необходимые меры к тому, чтобы выжить починок Широковский. В ход были пущены все средства, и «Клин», оставив на ручье Харламовке свою «зачистку», обосновался на речке Полдневой, на территории Хмелевицкой волости. Первоначальное Название «Широковский» вскоре было позабыто, а «прозвище» Клин стало являться официальным.
Как уже упоминалось, север Шахунского района после отмены крепостного права входил в Подгороднюю волость. Заселение этой территории тормозилось тем, что земли являлись частновладельческими, хозяева которых считали для себя выгоднее держать земли под лесом.
Из документов «межевальной» конторы известно, что в 1790-х годах были только деревни Ботаниха, Вахтана, Голицыно и в них имелось пять дворов, а проживало 28 человек. К 1872 году появились Крюково, Уткино. Савино, Берестянка, Доронкино и Лямиха. Всего в девяти селениях было 47 дворов, 492 жителя.
К переписи 1897 года возникли село Верховское, починок Верховский, Девятерики, Крупинский, Лапушинский, Левашов, Репинский, Старое и Новое Шорино, К этому времени в Вахтане было 22 двора, 140 жителей, в Голицыне—25 дворов и 156 жителей, а в Крюкове—только 2 двора и 21 житель.
Село Черное и деревни вокруг его до 1851 года входили в Уренский удельный приказ, с 1851 года — в Тонкинский приказ. Приказом тогда назывался административный пункт в вотчинах дворцовых, а позднее удельных владений царской фамилии — самых крупных помещиков в России. С 1860-х годов Черное входило в Тонкинскую волость. В конце прошлого столетия была образована Черновская волость, входившая в Уренский полицейский стан Варнавинского уезда. В этой волости было около 50 селений, из них 20 деревень, остальные починки от 5 до 10 хозяйств в каждом. В 1897 году в волости насчитывалось 58 селений. 6222 жителя, это же количество селений осталось и к 1916 году, но население возросло до 7541 человека...
Наши предки вели жестокую борьбу с лесами, вынуждая их тесниться, уступать места для пашни, для посева. И предки побеждали. В 1904 году в Хмелевицкой и Широковской волостях под пашней было уже 35159 десятин, под лугами —4866, под усадьбами—1685 десятин. Однако еще в каждом селении оставался участок леса в среднем по 32,6 десятины, а всего в двух волостях — 5252 десятины.
«Зеленый друг», как правило, оставался там, где недостаточно плодородна земля, по оврагам, бедным травами, и где требовался заслон от студеных северных ветров.
Старые селения ещё XIX века испытывали недостаток пашни. на свободных местах в лесах, на удалении до 10-12 верст от своих деревень, крестьяне расчищали значительные кулиги, сеяли на них несколько раз зерновые, не внося удобрений, а когда земля «вырождалась», ей давали несколько отдыха. такие земли находились, в частности, между Харламовским (Малиновским), Малой Полдневой, Малым Красногором, Большой Речкой (Пяткино) и Шмаковым Прудом (Мишино).
Так происходило заселение нашего района от появления на Малой Какше первых селений в 1680-х годах до 1917 года.
А. Соболев.

Комментарии