Железо добывалось как в Туве, гак и на Алтае.

В Туве обнаружены следы горных выработок в центральных районах (территория Чаа-Хольского, Улуг-Хемского и Каа-Хемского районов). Плавка руды велась в глинобитных горнах. К местам добычи руды и выплавки железа прокладывались колесные дороги, так как руду возили на больших повозках. Следы таких дорог с сохранившейся колеей и кусками руды, терявшимися при перевозке, описаны археологами. Алтайские кузнецы делали из добываемого здесь железа разнообразное оружие и предметы сбруи. Они ковали мечи (однолезвийные и двухлезвийные), наконечники стрел (главным образом трехперые, треугольных очертаний, с круглым отверстием в нижней части). Многие из этих стрел снабжались свистунками — насаженными на черенок полыми костяными шариками с отверстиями. При полете такая стрела издавала свист, что оказывало психологическое воздействие на врага. Специфическим оружием для Алтая была сабля с массивным клинком, имеющим легкий изгиб. Характерным изделиемалтайских кузнецов этого времени были железные котлы, как круглые подвесные, так и стоящие на конусообразной ножке. Традиция изготовления котлов сохранилась на Алтае до XVII в., когда северным алтайцам приходилось платить ими дань джунгарским ханам. Из бытовых железных предметов следует упомянуть еще тесло-топор, которым можно было срубить дерево и изготовить разнообразные деревянные предметы. Это орудие под названием «керги» сохранялось у алтайцев еще в XIX в., а у тувинцев под названием «кержек» — До наших дней. В Туве местные железные изделия представлены более всего трехлопастными наконечниками стрел, среди которых часто попадаются и свистунки. Колчаны делались из бересты и имели железный крюк для подвешивания к поясу. Из оружия в курганах Тувы найдены сабли, кинжалы, а из доспехов воинов — железные пластинки от панцирей. Как и на Алтае, здесь делали железные котлы, но только с округлым дном.Для кочевой знати населения Южной Сибири местные кузнецы делали сосуды из серебра. На отдельных таких сосудах иногда имеются древнетюркские рунические надписи.Кузнецы, видимо, являлись одновременно и ювелирами, как это было до недавнего времени у современных тувинцев, алтайцев, хакасов. Изделия кыргызских, алтайских и тувинских ювелиров из золота и серебра, бронзы, выполненные различной техникой, представляют собой главным образом украшение поясов и конской сбруи. Характерной особенностью таких украшений — бляшек является их сложная фигурная форма, в некоторых образцах как бы имитирующая очертания частей растения (цветка, листа); причем встречаются бляшки, покрытые тонким гравированным рисунком, изобилующим растительным орнаментом, иногда изображением бабочек и пчел.22 Украшения из цветных металлов отливались в каменных и глиняных формах, а также выделывались штамповкой, при которой такой листок металла обрабатывался на болванке особым способом холодной инкрустации и даже горячим способом с применением амальгамы.Гончарство на Алтае и Туве было примитивным. Изделия гончаров представлены здесь грубыми лепными сосудами баночной формы.Наиболее распространенными видами домашнего производства были изготовление войлока, выделка кож и шкур домашних и диких животных и различные поделки из дерева. Войлок, остатки которого довольно часто встречаются при раскопках погребений VI—VIII вв. в южной Сибири, выделывали различных сортов, начиная от очень тонкого и плотного и кончая грубым и тяжелым. Он шел на покрытие юрт, из него шили одежду, делали постели. Тюкю делали грубую ткань из волокна какого-то растения, вероятно кендыря. Ткацкие станки у кочевников были маленькими и разборными, наподобие сохранившихся до нашего времени у алтайцев, бурят, шорцев. Ни одна из частей станка не превышает размером 70—80 см, и весь станок свободно укладывается в маленькую сумку и мешочек и привязывается к седлу. Алтайцы на таких станках еще в первой половине XX в. изготовляли грубую ткань в виде холста из волокон кендыря, а буряты — шерстяную ткань.Была развита обработка дерева для хозяйственных и домашних нужд. Из дерева делали деревянные части юрты, основу седла, повозки, различную крупную и мелкую утварь и, в частности, посуду, не говоря уже о древках стрел, черенках ножей и плетей, ножнах и разных украшениях для сбруи. В древнетюркских курганах в Туве обнаружены почти полностью сохранившиеся деревянные основы седел.22 С. В. Киселев. Древняя история Южной Сибири. М.—Л., 1949, гл. VIII.Универсальными орудиями для обработки дерева были тесло и нож. Кроме дерева, для предметов домашнего обихода употреблялась береста. Из бересты делали сосуды для жидкости, футляры для стрел, берестой обклеивали луки, покрывали жилища. Некоторые виды посуды шили из кожи. Из рога марала, лося, косули делали накладки для сложного лука шарики-свистунки для стрел, пряжки верховой сбруи, застежки для уз т и пут, псалии к удилам.Хозяйство племен Сибири, входивших в тюркский каганат, в основном было натуральным. Но товарные отношения частично его затронули, главным образом через торговлю. Верхушка каганата и предводители племен вели торговлю с Китаем, обменивая скот, преимущественно лошадей, частично и пушнину прежде всего на шелк и золото. Получаемый из Китая шелк в результате систематического обмена и в виде подарков, носивших обязательный характер, продавался в Среднюю Азию, Персию, Рим.Кочевой образ жизни наложил резкий отпечаток на быт и культуру скотоводческих племен тюкю и теле, в том числе и племен, населявших Южную Сибирь. Основным жилищем была разборная и легко перевозимая куполообразная юрта с решетчатым деревянным остовом из палок ивы, покрытая войлоком. Деревянные части юрты у богатых кочевников тюкю окрашивались (например, в голубой цвет). Для устойчивости в середине больших юрт ставился шест.23 Огонь разводился посередине на земляном полу. Дверь делалась из войлока. Она была ориентирована на восток. Но такая юрта не являлась, конечно, единственным видом жилища, особенно в лесных районах Алтая, Тувы и Минусинской котловины. Здесь были распространены крытые берестой или шкурами шалаши, о которых говорят письменные источники в сообщениях о дубо и кыргызах. Были, нужно думать, как и раньше, в пазырыкское время, рубленые жилища.Из раскопок в Туве выясняется, что здесь в VI—VIII вв. строили жилища, имеющие форму многогранника, основу которых составляли врытые в землю деревянные столбы. Из домашней утвари по раскопкам известна главным образом посуда, причем деревянная, ибо из кожаных сосудов, которые несомненно в то время были, в курганах ничего не сохранилось, а глиняная посуда встречается редко. Найденная в Туве деревянная посуда представляет собой блюда и чашки. Блюда, в том числе и на четырех маленьких ножках, использовались для мяса. На одном из них были обнаружены кости бараньей ноги (Монгун-тайга). Такие блюда на Алтае и в Туве дожили до современности. Своеобразный вид деревянной посуды представлен миниатюрными сосудами, которые похожи на сосуды из серебра. Посуду делали также из бересты. Один из таких сосудов был найден полностью. Кроме того, среди находок в Туве встречено деревянное дно берестяного туеса, которое было пришито к нему.Основными пищевыми продуктами являлись мясо и молоко. В каждом погребении древнетюркского периода обнаружены остатки туши барана, как правило, его задней части. В пищу употреблялось, конечно, и мясо диких зверей, добытых на охоте (козули, марала, тарбагана и т. д.). Зерна проса, положенные с погребенными, говорят о том, что хлебная пища также не была им чужда. К продуктам питания относились и кедровые орехи. Их клали иногда с погребенными.23 Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten. .., Bd. I, SS. 417—472.Кислое молоко составляло важную часть повседневного питания, а кумыс, приготовляемый из кобыльего молока, являлся излюбленным опьяняющим напитком. Угощая им друг друга, говорится в летописи, становились на колени и пели песни.24 Так делали совсем недавно современные тувинцы и алтайцы. Кумыс хранили в деревянных сосудах, реже — в глиняных. Судя по позднему этнографическому материалу и средневековому эпосу, для хранения его применялись и кожаные меха, хотя ни одного кожаного сосуда среди археологических находок этого времени пока не найдено. Только на одном из каменных изваяний Южной Тувы имеется изображение маленького сосуда, подобного современным небольшим кожаным флягам для араки, бытующим у тувинцев и алтайцев.Носили преимущественно длиннополую одежду из шкур животных, овчин и меха ценных пушных зверей, из грубой шерстяной ткани, а также из войлока и волокон какого-то "дикого растения.По материалам раскопок курганов VI—VIII вв. на Алтае устанавливается, что меховые шубы богатых людей покрывались шелком, как это делали недавно богачи у алтайцев, тувинцев, хакасов. Найдены остатки длиннополых шелковых халатов с длинными узкими (вероятно, декоративными) рукавами, фрагменты нательных рубах. Запахивали одежду тюкю налево в отличие от китайцев и монголов.25 Встречаются при раскопках курганов и остатки меховых штанов и обуви. Обувь шили из мягкой выделанной кожи, без каблуков, со слегка затянутым кверху носком и носили ее с войлочным тонким чулком, у которого подошва была прострочена ниткой. Сапоги завязывали у щиколотки ремешком, застегивающимся на пряжку.Рисунки на костяной обкладке седла и на камне-валуне из раскопок Кудыргинского могильника на Алтае дают представление о богатой женской одежде из плотной узорчатой китайской парчи и тиарообразном «трехрогом» головном уборе знатной женщины. У всадников, охотившихся на зверей, штаны изображены широкими, стянутыми по сапогу у щиколотки.Воины употребляли панцири (кольчуги) и шлемы. Каганы носили золотые кольчуги (например, Шаболио).Принадлежностью одеяния почти каждого взрослого мужчины был кожаный пояс с наборными бляхами. В зависимости от достатка или чина человека пояс украшался золотыми, серебряными или бронзовыми бляхами. В древнетюркских рунических надписях — эпитафиях (из Минусинской котловины) говорится, что некоторые погребенные носили при жизни пояса с золотыми украшениями. В письменных источниках имеются сообщения о том, что тюкю носили пояса с металлическими рельефными украшениями.26Основным средством передвижения была лошадь (верховая и вьючная). Седло имело деревянную основу и железные стремена. Передние луки седла обивались иногда железными или костяными пластинками, украшенными по краям орнаментом или рисунками, выполненными гравировкой.Конские удила, найденные в погребениях, обычно снабжены еще так называемыми эсовидными псалиями. Разнообразны были по форме стремена.Некоторые племена, в частности теле (тогуз-огузы), пользовались двухколесными повозками (на высоких колесах со спицами), в которые впрягали быков. Поэтому они проявляли интерес к устройству дорог. Быков тогуз-огузы употребляли и под вьюк, как это делают современные тувинцы.2724 Н. Я. Б и ч у р и н. Собрание сведений о народах..., стр. 231.25 L i u Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., Bd. I, SS. 8, 41.26 E. M а л о в. Енисейская письменность тюрков. М.—Л., 1952, стр. 46; St. J u I i en. Documentes historiques sur les Tou-kioue. Asiatique, 6 serie, III, Paris, 1864, p. 333.27 C. E. Малов. Памятники древнетюркской письменности. М.—Л., 1951, стр. 66.Семья у родовых кочевников была моногамной с господством в ней мужчины. Положение женщины в семье было относительно свободным ибо она играла в домашнем хозяйстве существенную роль в то время как мужчина часто был в походах, на охоте, пас стада женщина в каганских семьях иногда допускалась к управлению государствомСистема родства была классификационной. Одним термином называли целую группу родственников и свойственников одной и той же категории. Некоторые термины родства древнетюркских племен, входи! ших в состав каганата, зафиксированные древнетюркскими надписями сохранились без изменения у современных алтайцев (апа, сингиль лин). Мужчины старшего поколения не могли жениться на женщинах младшего поколения, но мужчины младшего поколения женились на вдовах своих старших братьев, на мачехах, на тетках по отцу.28При браках у племен теле (уйгуров) родственники жениха и невесть: договаривались о взаимном обмене скотом в качестве даров. После сговора о браке родственники жениха представляли возможность вы брать каждому по любой понравившейся лошади из табуна. Но после свадьбы родственники жениха брали любую лошадь у родственника невесты. Эти обычаи сохранялись у современных тувинцев вплоть дс XX в. Калыма у тюкю не было, о чем говорится в одном из письменных китайских источников.Главный вид богатства кочевников тюкю и теле — скот, как рабочш (транспортный или тягловый), так и продовольственный, находила в частной собственности. Так было еще у гаогюйцев — предков тел< в IV—V вв., о которых в летописи Вэй шу сказано: «.. .хотя скот бегае: на полях (пастбищах), но его нельзя самовольно взять».29 Про уйгуров же говорится: «... на домашнем скоте вообще кладут метки, и хотя в поле пристанет к чужому, никто не возьмет его».30Имущественное неравенство у племен тюкю и теле и вообще у на селения Южной Сибири засвидетельствовано как письменными, так и археологическими источниками.Древнетюркские надписи из Минусинской котловины сообщают в эпитафиях, посвященных некоторым погребенным лицам, о больши: богатствах, преимущественно в виде стад, которыми обладали эти люд! при жизни.Раскопки древнетюркских курганов на Алтае дают яркую картин имущественного неравенства кочевников-скотоводов. В одних из кургано; с погребенными находятся золотые и серебряные вещи (иногда с древ нетюркскими руническими надписями на отдельных предметах), остатю шелковой одежды, оружие, многочисленные предметы быта. Даже сбру. захороненных лошадей в таких курганах отличается богатым убранством В других курганах этого времени погребенные снабжены только одно; лошадью и весьма скромным бытовым инвентарем.Экономическое неравенство у кочевников каганата сопровождалось неравенством социальным. Были феодалы-аристократы, рядовые общин ники и рабы. Главный источник поступления рабов составляли военно пленные, захваченные при войнах и набегах. Однако пленные захватыва лись не столько ради использования их труда в хозяйстве завоевателен сколько для получения за них выкупа. Известны случаи, когда тюркски каганы отдавали за выкуп массы пленных. В 631 г., например, китайски] император выкупил у тюкю за золото и шелк 80 тыс. китайцев, оказав-28 L i и М а u -t s a i. Die chinesischen Nachrichten. .., Bd. I, S. 10.29 Ma Чжан-шоу. Тюрки и тюркский каганат. Шанхай, 1957, стр. 7 (на кит. яз.).30 Н. Я. Б и ч у р и н. Собрание сведений о народах, стр.215шихся у тюкю в смутный период Суйской династии.31 Несмотря на применение труда рабов в хозяйстве знатных богатых кочевников, рабский труд не составлял в описываемом обществе основы производства, не определял его экономику. Основными производителями в государстве тюкю и теле были мелкие скотоводы-кочевники различного достатка, собственники своих стад. Рядовые кочевники находились в зависимом положении от аристократической военной верхушки. Все они были закреплены за определенными владельцами и правителями, которые распоряжались их судьбой, вершили суд, применяли наказания, облагали налогами. Налоги эти были порой настолько велики и тяжелы, что вынуждали рядовое население кочевников, иногда даже целые племена, к побегам от своих владельцев, а порой даже к восстанию.Ряд телеских племен восстал против кагана Хели, так как он обложил их непосильными налогами.32 Известно также, что каган сеяньто собирал с подчиненных ему племен настолько большие налоги скотом, что это вызвало восстание против него.33 Рядовые кочевники несли всю тяжесть военных походов и набегов.Специфической особенностью классового общества тюркского каганата являлось переплетение феодальных отношений с патриархальными, вследствие чего господствующий тип общественных отношений можно именовать патриархально-феодальными отношениями.Этот вывод следует прежде всего из того, что основным из средств производства у кочевников тюкю и теле, как и у всех племен Южной Сибири, являлась земля, главным образом зимние и летние пастбища. Верховным собственником и распорядителем всех земель государства являлся каган. Члены каганской семьи, родственники, предводители племен, назначенные на высокие административные и военные должности в государстве, также являлись своего рода удельными собственниками и распорядителями отведенных им пастбищ и кочевий. Такая иерархическая структура земельной собственности и связанная с ней система военных подразделений давала возможность высшей аристократической верхушке кочевников удерживать власть над массами рядовых кочевников и держать их в повиновении.В государствах кочевников, куда входило и население Южной Сибири, господствовала военная власть богатых скотовладельцев, осуществляемая при помощи государственного аппарата (эль). Каганы пропагандировали в массах кочевников «божественное» происхождение своих предков и вели длинные родословные, передаваемые изустно.Верховная власть в государстве принадлежала кагану и передавалась по наследству в рамках правящего каганского рода. Власть эта была деспотической. Каган по своему усмотрению облагал повинностями и налогами подвластное ему население. Наряду с этим он раздавал отдельным лицам награды и пожалования, освобождал некоторых приближенных от всяких налогов, разрешал им беспрепятственный доступ в свою ставку. Каган решал вопросы войны и мира, взаимоотношения между каганатом и другими государствами, отправлял и принимал послов и иногда решал их судьбу. Конечно, у кагана имелись советники, но они были ответственны перед каганом и порой даже платились своей головой за советы, в которых каган видел причину своих неудач.31 L i u M a u - t s a j. Die chinesischen Nachrichten..., Bd. I, S. 241.32 Там же 20133 К ю н е р. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока, стр. 46.Каган являлся верховным командующим войсками каганата. Его помощниками были наследник престола (тегин) и командующие армиями (шады), должности которых занимали обычно сыновья или братья кагана. В военных делах все важные вопросы решал сам каган. Он назначал и отстранял командующих войсками, награждал или наказывал военачальников, распоряжался военной добычей. Каган налагал воинскую повинность не только на свои, но и на завоеванные племена и народы При военных походах покоренные племена посылали вперед, чтобы они приняли на себя первые удары противника. Известно, например, что с помощью войск покоренных теле тюркские каганы вели свои завоевания, «их силами геройствовали в пустынях севера».34Так поступали и сами теле. В летописи сказано: «Всякий раз, как начинают и прекращают войну, из двух чужеземных поколений делают авангард войска».35Государство делилось, как и у гуннов, на правую и левую стороны. Соответственно этому назначались не только правые и левые шады — военачальники, но и правые и левые ябгу, высшие правители этих частей. Ябгу назначались каганом из членов своей семьи и прочих близких родственников и были ответственны в своих действиях перед каганом. У тюкю было 28 классов чиновников.36 Были должности внешних и внутренних министров. Из должностных титулов упоминаются сегины, селифа, ту-тунфа, причем эти должности тоже были наследственными.Характерной особенностью древнетюркских государств было сохранение родоплеменных делений кочевников, несмотря на то что в постоянных войнах и набегах племена и роды тюкю и теле сильно перемешивались. Причина этого находится прежде всего в кочевом образе жизни, где территориальное (административное и военное) деление невозможно. Родоплеменное деление кочевого населения упрощало и облегчало его прикрепление к феодалу. Кочевнику-феодалу достаточно было знать только, какие племена и роды принадлежат ему, чтобы осуществлять на них свои владельческие права независимо от того, где находился тот или иной кочевник. Общий уровень культуры тюкю и некоторых племен теле (уйгуры), как и кыргызов, был довольно высоким для того времени даже несмотря на кочевой образ жизни, о чем свидетельствует наличие у них рунической письменности. Письменность тюкю возникла на основе арамейского алфавита и была создана скорее всего при посредстве согдийцев, связь которых с тюкю не подлежит сомнению. Письменность у тюкю существовала уже при кагане Мухане. В 70-х годах VI в. были переведены на тюркский язык некоторые буддийские священные книги.37Памятники рунической письменности известны по находкам в Монголии (древнетюркские орхонские и уйгурские надписи VIII в. на каменных стелах), на Алтае (на отдельных предметах из древнетюркских погребений), в Минусинской котловине (реки Уйбат, Абакан, Туба). В Туве известно свыше 50 рунических надписей на отдельных камнях и скалах, относящихся, вероятно, к более позднему времени, когда на территории Тувы господствовали кыргызы.Древнетюркские надписи (особенно орхонские) содержат описание исторических событий и являются важнейшим письменным источником для истории предков современных тувинцев, алтайцев, хакасов.Широкие массы кочевников едва ли были грамотными. Когда набирали воинов, лошадей или же собирали скот, то «делали зарубки об их количестве на дереве».38 Эту дощечку запечатывали затем вместе с небольшой стрелой с металлическим наконечником воском, и тогда она служила документом.34 Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах..., стр. 301; Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten. . ., Bd. I, S. 350.35 Н. В. К ю н е р. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока, стр. 33.36 Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., Bd. I, S. 89. 7 Там же, стр. 34, 37—38, 43.38 Там же. стр. 9.Для определения времен года пользовались народным календарем. «Зелень травы им служила отличительным признаком», — говорится в летописи. Но каганы датировали свои письма годами, исчисляемыми двенадцатилетним животным циклом, который до сего времени сохранился у современных тувинцев и алтайцев. Исчисление ведется циклом в 12 лет, в котором каждый год носит название какого-либо животного (год лошади, год овцы, год змеи, год мыши и т. д.). Эти названия следуют в строго определенном порядке и повторяются через каждые 12 лет.Для более полного представления о культуре населения Южной Сибири необходимо сказать и об изобразительном искусстве. При раскопках курганов часто встречаются различные орнаментированные металлические, костяные, кожаные, войлочные предметы, особенно фигурные поясные и сбруйные бляшки. Орнамент на войлоке наносился техникой стежки на бересте вырезался ножом, а на коже наносился тиснением. Орнаментальное искусство имело прикладной характер.Каменные изваяния (иногда на камне обозначена только голова и лицо) широко известны и описаны в литературе как «каменные бабы». Чаще всего они изображают мужчину.39 Такие фигуры часто встречаются на территории современной Тувы и Горного Алтая и датируются преимущественно древнетюркским временем. Обычно они вкопаны с восточной стороны возле поминальных каменных оградок и лицом обращены на восток. Скульптура изображает мужчину, держащего в правой руке на уровне груди или живота или в обеих руках сосуд. На каменной фигуре показаны лицо, порой хорошо передающее антропологические признаки, детали одежды, головного убора, пояса с бляшками и подвешенными к нему предметами, в том числе и оружия. Предметы, изображенные на изваяниях, как правило, встречаются среди вещей, погребенных с умершим в древнетюркских курганах.Учитывая шаманистские верования, можно полагать, что статую умерших делали и ставили к моменту поминок, которые совершались у специально сооруженной каменной оградки. В ней разжигали костер в момент «угощения» умершего, а по окончании зарывали в ней остатки поминальной пищи, посуды. Вполне вероятно, что каменные изваяния заказывали мастерам только для богатых умерших. Рядовым кочевникам в таких случаях ставили простые каменные стелы.При похоронах каганов и наиболее знатных лиц строили поминальные храмы и ставили статуи людей и животных, как это видно на могилах Кюль-Тегина и Ильтерес кагана.Большую область искусства древнего населения Южной Сибири составляют наскальные рисунки, главным образом изображения зверей, выполненные в реалистической манере техникой линейной резьбы. Большие комплексы таких рисунков известны в Туве, Минусинской котловине и в горном Алтае. Древиетюркским временем датируется в частности, известная Сулекская писаница в Хакассии, где изображены сцены верховой охоты с луком на различных, большей частью копытных зверей. Такие же рисунки характерны и для многочисленных писаниц в Туве, где тоже встречаются сцены охоты, в том числе облавной и даже с собаками. Наскальные рисунки, кроме того, содержат сюжеты, связанные с шаманскими .верованиями. Во время праздников, свадеб и жертвоприношений, тюкю и теле (в частности, уйгуры) пели песни.39 Л. А. Е в т ю х о в а. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. «Материалы и исследования по археологии СССл, № 24, М., 1952, стр. 72—100.Теле, тюкю и кыргызы были шаманистами. Они верили в существование различных духов, наполняющих окружающий мир и влияющих на судьбу человека, в загробную жизнь, которую представляли себе по образу земной. Посредниками между духами и людьми были Шаманы и шаманки производившие моления с устройством жертвоприношений, лечившие больных, гадавшие о будущем. У кыргызов шаман назывался «кам» Этот термин для шамана сохранился у алтайцев, тувинцев и хакасов до сего времени. Имена некоторых древнетюркских божеств (Иер-Су, Тенгри Умай), известные по орхонским надписям, дожили до наших дней у тувинцев, хакасов и алтайцев. У них же сохранились (еще вплоть до первой четверти нашего столетия) жертвоприношения, существовавшие, согласно летописям, у тюкю (например, моление небу, горам). В верованиях тюкю и теле содержались элементы тотемистических представлений. Волк и волчица выступают их прародителями. О почитании волка свидетельствует обычай тюркских каганов ставить у своей юрты штандарт с золотым изображением головы волка. В летописном сообщении говорится, как божество в виде человека с волчьей головой, обитающее на священной горе Отукен, предсказало гибель сеяньто.40Известны попытки распространения у тюкю буддизма в 70-х годах VI в. при кагане Тобо. Буддийские храмы собирался строить в начале VIII в. каган Бильге, но отказался от этого намерения.Умерших тюкю хоронили по древнему шаманскому ритуалу. В летописи династии Чжоу рассказывается, что покойника помещали на возвышении в юрте, перед которой родственники покойного клали убитых в жертву умершему овцу и лошадей, затем семь раз объезжали верхом юрту по кругу. Каждый раз проезжая перед входом, разрезали себе лицо и плакали. Далее в назначенный день «брали лошадь, одежду и вещи покойного и сжигали их вместе с трупом умершего. Затем собирали пепел, чтобы захоронить его в подходящее время; если кто-либо умирал весной или летом, тогда ждали, пока трава и листья деревьев не становились желтыми; если кто-нибудь умирал осенью или зимой, тогда ждали, пока распустятся и зацветут растения. Тогда вырывали могилу и хоронили (пепел)... После похорон они накладывали камни и ставили на них памятный столб. Количество камней находилось в зависимости от количества людей, которых убил при жизни умерший. Затем вешали все головы принесенных в жертву овец и лошадей на столб».41 В летописи Суйской династии кратко отмечено, что в жертву покойному убивают лошадей и быков, а труп умершего кладут на лошадь и вместе сжигают. Камни, отмечающие количество убитых врагов, ставят перед могилой.Таким образом, у тюкю существовал обряд трупосожжения. Они сжигали на поле боя погибших воинов и оплакивали их.42В соответствии с этим в Туве, в некоторых древнетюркских курганах, обнаружено трупосожжение и найдены остатки кальцинированных костей умершего и сожженных вместе с ним животных и различные вещи (железные трехперые наконечники стрел, удила, псалии, бляшки сбруйного украшения, остатки железного котла). Сжигали и умерших каганов. Однако похороны каганов имели существенные отличия. В Суйской летописи при описании погребального обряда тюкю есть добавление, относящееся к похоронам каганов: «В могиле они возводят помещение, в котором нарисован портрет умершего и сцены из битв, в которых умерший принимал участие до своей смерти».40 L i u M a u - t s a i. Die chinesichen Nachrichten..., Bd. I, S. 460.41 Там же, стр. 9—10.42 Там же стр.95Со временем погребальный обряд тюкю изменился. Они стали подобно теле хоронить умерших в земле, в ямах под курганом из камней. Одни курганы содержат погребение человека с конем (с ориентировкой человека головой на север или северо-восток, а лошади — в обратном направлении), другие (в Туве)—погребение человека без коня. Такая перемена погребального ритуала произошла в первой четверти VII в. К этому времени обряд захоронения в землю уже настолько был распространен среди тюкю, что это бросилось в глаза китайскому императору, который в 628 г. сказал: «То, что они своих покойников, которых по их обычаям следует сжигать, теперь хоронят и сооружают могилы, показывает, что они поступают вопреки предписаниям своих предков и оскорбляют духов».43 Однако каган Хели, умерший в 634 г. пленником, был похоронен по старому обряду, т. е. сожжен. Иногда хоронили под курганом только вещи, принадлежащие умершему. Такие погребения — кенотафы древнетюркского времени известны по раскопкам в Туве. Можно предполагать, что вместо отсутствовавшего трупа иногда в таких кенотафах клали его изображение в виде куклы.Время тюркских каганатов, VI—VIII вв. н. э., явилось важным этапом в консолидации тюркоязычных племен и в их этнической истории, когда возникали и развивались широкие этнические общности тюркоязычных племен на огромной территории Центральной Азии и в прилегающих к ней районах Южной Сибири. В это время укреплялись контакты с иноязычными кочевыми и оседлыми соседями, создавались основы для формирования родственных по происхождению тюркоязычных народностей. Многие современные тюркоязычные племена и народности СССР в этнических образованиях того времени имеют своих дальних предков.Оглавление: История Сибири Copyright © ProTown.ru

Комментарии

Комментариев нет.