Религии горного Алтая - хрестианство.

Если алтайский шаманизм делится на «черный» и «белый», то христианство так же представлено двумя ветвями: православием и старообрядчеством.19 век открыл новую страницу в миссионерском служении Русской Православной Церкви. И, без преувеличения, золотыми буквами в историю миссионерского движения эпохи вписано имя Макария - Глухарева, основателя Алтайской миссии, "романтического миссионера", как однажды назвал его Московский святитель. Сама же деятельность Алтайской миссии и при ее первом начальнике, и при его преемниках справедливо оценивается как "один из самых героических и святых эпизодов в нашей истории".Прибыв в Горный Алтай в 1830 году, Архимандрит Макарий, первый миссионерский стан организует селе Майма. Позднее центром Миссии станет Улала. В конце 30 годов 19 века томский купец-златопромышленник М.Е. Шебалин предложит преподобному Макарию свою помощь в строительстве каменной церкви в Майме, и до самого завершения своего пребывания на Алтае преподобный Макарий будет принимать самое живое участие в проектировании, планировании работ и строительстве церкви в Майме, можно утверждать, что майминская церковь – детище прподобного Макария.Вторым миссионерским станом, вторым «корнем» православия на Алтае - является православных храм в Чемале, который имеет еще более интересную историю, как, впрочем, и сам остров на котором он был построен. История этого храма начинается после первого отъезда Макария, в местности, отдаленной от села Майма всего лишь на 100 км, но являющейся по тем временам глушью Алтая – в селе Чемал. Итак, в 1842 году в горной глуши на берегах Катуни с согласия местных кочевников-калмыков поселились 30 крестьянских семей из Смоленской волости Бийского уезда. К этому времени «крылатая птица Православия», по выражению основателя Алтайской Духовной Миссии архимандрита Макария (Глухарева), уже парила над Горным Алтаем. И одним из первых станов, созданных после Майминского, стал Чемальский. Он возник там вместе с первым, построенным в виде походной церкви, Иоанно-Богословским храмом в 1849 году. В 8 августа 1855 года, обозревая епархию, в Чемал прибыл только что назначенный епископ Парфений. Радости местных жителей, увидевших в такой глуши, вдали от дорог и больших поселений, владыку - не было предела. Уже на следующий день святитель, отслужив водосвятный молебен в Иоанно-Богословском храме, переплыл на небольшой скалистый остров, который был напротив стана. Остров этот как громадный камень стоял посреди бурной красавицы - Катуни. Подплыть к нему можно было и тогда, и сегодня только с одной стороны. Епископ Парфений остров освятил, при этом архиерей сделал собственноручную надпись на камне: «1855 года августа 9-го дня, на память святого апостола Матфия, освящен остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна». В этот же день владыкой в христианство были обращены два шамана, которые добровольно принесли владыке свои бубны и сожгли их на костре.Вместе с миссионерским станом росло и население. В 1862 году в Чемале уже было 36 домов новокрещеных инородцев, в них проживало около 100 человек.«Среди архивных документов Миссии сохранилось прошение новокрещеного Комдоша Чайнина, о поселении его семьи в «Христианском селении Чемале». Новокрещеный не просто просился на поселение в Чемал, но и мотивировал свое прошение тем, что, проживая среди некрещеных родственников, он легко соблазнялся недружелюбными наушениями в адрес миссионеров и Церкви. Даже готов был отказаться от христианства и вернуться в язычество. Но Комдош, принося покаяние в своих неразумных действиях, попытке отказаться от христианства, просил прощения и выражал обязательство впредь «не слушать подобных внушений». Прошение его было удовлетварено.Шло время, и старая церквушка Иоанно-Богословского храма ветшала и уже не могла вмещать всех желающих. Иконостас храма в 1875 году был перенесен в новый просторный храм, освященный во имя святителя Николая, а сама церковь пустовала, в ней жил отец Макарий - будущий митрополит, вернувшийся к тому времени на Алтай.Со временем на месте Чемальского стана возник детский приют, а на о. Патмос келья. Митрополит Макарий впроть до своего второго отъезда, проявлял особую заботу о приюте и об общине, направлял приюту значительные личные пожертвования, помогал в оборудовании приютской школы. В небольшой келье на острове Патмос он любил уединяться и молиться. А Иоанно-Богословский храм в это время стал молитвенным домом.В 1914 году, в летние месяцы, владыка Макарий уже митрополит Московский и Коломенский, снова побывал на Алтае. Особенно долго он находится в Чемале. В это время в Чемальском стане был достроен уже новый, большой и красивый храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», который был освящен владыкой Макарием в этот его приезд на Алтай. Миссия Макария коснулась старого Иоанно-Богословского храма. В 1915 году его было решено перенести на остров Патмос, так, первый Чемальский храм Иоанна Богослова, в котором молились и жили многие алтайские священнослужители, в том числе и отец Макарий, будущий митрополит, обрел новую жизнь.Прихожане расчистили в скале соответствующего размера площадку, на которой и установили храм. Его торжественное освящение было совершено епископом Бийским Иннокентием ровно через 60 лет после освящения острова Патмос епископом Парфением – 9 августа 1915 года. Стоит отметить тот факт, что «точное совпадение даты освящений острова и перенесенного на остров старого Иоанно-Богословского храма не было преднамеренным и было выявлено позже». Не был богат, ярок и красив старый храм, водруженный на острове. Но бесконечно был он дорог всем православным как памятник молитвенных подвигов и поистине апостольских трудов митрополита Макария. Храм стал местом молитвы и паломничества многих и многих православных людей.В 1916 году накануне трагических событий, Святитель Макарий, несмотря на уже преклонный к этому времени возраст, вновь прибыл из Москвы на Алтай. Не мог святитель не порадоваться тому, что остров, его столь любимый Патмос, не забывают чемальцы, и что теперь там стоит памятный ему с давних времен храм. «Остался митрополит в Чемале на целый месяц. Ежедневно удалялся он на остров на два-три часа и молил Бога о благословении земле и людям Алтая».В 1925 году Чемальская обшина была закрыта, а в конце 20-х годов снесен Иоано-Богословский храм на о. Патмос. С 30 -х годов и до1988 года во всей Горно-Алтайской автономной области не было ни одного действующего храма, «однако Церковь Христова была жива».В 80-е годы отношения между государством и Церковью постепенно теплеют, и жители г. Горно-Алтайска начинают добиваться разрешения на строительство храма. К 1988 году удается достичь согласия властей, и, при активной помощи Бийского Свято-Успенского прихода между улицами Трудовой и им. А. Матросова начинается строительство Преображенской церкви. «Бабушки, наскучавшиеся по церковной службе, денно и нощно трудились на стройке, помогая и воодушевляясь примером, который являли Бийские священники». 30 августа 1988 в Горно-Алтайск прибыл Настоятель прихода, священник Ростислав Кирашук. Богослужения стали совершаться регулярно, вначале в молитвенном доме, а с 24 октября 1989 года - в храме. Малое освящение совершали протоиерей Николай Войтович, архимандрит Ермоген (Росицкий) и иерей Ростислав Кирашук. Великое освящение Преображенской церкви совершил епископ Новосибирский и Барнаульский Тихон 18 августа 1991 года. Уже в январе 1992 года в Горно-Алтайске открывается Воскресная школа. Первые полгода ее занятия проходили в аудиториях физико-математического факультета Горно-Алтайского государственного университета, а сегодня Воскресные школы открыты, практически на всех Приходах, где совершается Богослужение регулярно. Так же, в 1992 были открыты Приходы в Усть-Коксе и Чемале, в 1993 в – Турочаке, Балыктуюле, Онгудае, а в 1994 году, с образованием Барнаульской Епархии Республика Алтай стала отдельным «благочинническим округом».Возвращаясь к истории первого православного храма Чемала, радостно сообщить, что он был восстановлен, а 10 января 2001 года - освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием и передан Барнаульскому Знаменскому женскому монастырю.Итак, можно казать, что, несмотря на исконное верование алтайцев – шаманизм, православие достаточно быстро и безболезненно внедрилось духовный мир населения Горного Алтая. Источник :www. altaiforum. com

Комментарии

Комментариев нет.