Художник Анри-Пьер Пику и его "Игра в шахматы в Индии", 1876 г.

Анри-Пьер Пику родился 27 февраля 1824, Нант, Франция . Дата смерти - 17 июля 1895г. Французский художник-академист. Учился в мастерской Поля Делароша, а позже — Марка Габриэля Шарля Глейра. Творческий путь Анри-Пьер Пику начал с портретов и картин на исторические темы (на сюжеты средневековья и Нового времени), позже перешёл на темы из античной мифологии.

"Ромео и Джульетта"
Анри-Пьер Пику. Венера
"Братьев близнецов Ромула и Рема представляют Диане",1882

Был представителем академизма и одним из основателей так называемой 
«новой греческой школы».
Во Франции Пику получил признание как автор многочисленных картин на классические и мифологические темы, не чуждался аллегорий и религиозных сюжетов. Современники считали его самым модным французским художником середины XIX века. Тем более удивительно появление роскошной, почти мистической «Игры в шахматы в Индии», написанной в 1876 году зрелым и уверенным в себе мастером.
"Игра в шахматы в Индии", 1876
Я представила картину в двух цветовых разрешениях.

О возникновении шахмат бытует множество легенд. По одной из версий, техника гадания, выработанная в Китае в VI–I вв. до н.э. для определения баланса между энергиями инь и янь, составила основу чатуранги, военной игры, появившейся в Индии и являющейся прообразом современных шахмат (на санскрите «чатуранга» означает «четыре рода», т. е. войско с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота).

Появление шахмат в начале нашей эры в странах Востока овеяно дымкой красивых легенд. Они повествуют о создании мудрой игры, способной дать неисчерпаемую пищу уму, упоение радости бескровной битвы, утешение в превратностях человеческой жизни. В общем, игра в шахматы родилась в Индии, пришла в Персию, откуда была позаимствована арабскими народами и, наконец, в конце Х века дошла до Запада.

Проходили века. Игра в шахматы становилась достоянием все большего числа стран и народов. Среди военных, она ассоциировалась с реалиями настоящей битвы. Эти мотивы появляются и в художественных произведениях. Например, в романе великого русского писателя Льва Толстого «Война и мир» нередко встречаются военно-шахматные сравнения. Кстати, накануне Бородинского сражения Наполеон, если верить Толстому, сказал: «Шахматы поставлены, игра начинается завтра».

Играя в шахматы, люди стали находить в них сходство с жизнью: ты думаешь, выбираешь стратегию игры, изучаешь ситуацию, игра идет на время, ты не успеваешь обдумать хода и соперник забирает твою фигуру, или же ты оказываешься в цейтноте. За несколько часов игры шахматист переживает полную страстей драму.

"Живые пешки - мы, а опытный игрок,

Что нами двигает, — не кто иной, как рок.

На доску бытия нас для игры он ставит,

Чтоб в ящик сбросить вновь через короткий срок".
 Омар Хайям (ок. 1048-1122).

И не случайно тема игры в шахматы широко представлена в изобразительном искусстве разных народов, разных слоев общества, разных веков.

После некоторого отклонения в описании о шахматах возвращаемся к картине "Игра в шахматы в Индии". Резко выделяется в творчестве художника картина на экзотический восточный сюжет, где представлены так называемые «живые шахматы», созданная в 1876 году (размер полотна — 191,1 на 281,9 сантиметров).
Во всём блеске и богатстве своего убранства перед зрителем предстаёт огромная в красном с золотом оформлении зала царского дворца. Золотые отблески играют на искусно украшенных колоннах и бесчисленных статуях, на лицах и одеждах людей, на массивных украшениях наложниц. Драгоценное сияние соперничает в яркости с солнечными лучами, мощным потоком льющимися из невидимых окон в левой части холста на гигантскую шахматную доску в центре.
Фрагмент картины

В клетках игрового поля «застыли» женщины и дети, – невольные участники царской потехи. Ферзи и король в расшитых золотом одеждах, застывшие в ожидании кони с пышными «хвостами» и слоны в высоких тупоконечных шапках, малышки-пешки, изнывающие от неподвижности, – все покорно замерли на своих местах. Они не смеют шевельнуться, даже чуть-чуть повернуть голову, чтобы посмотреть, почему медлит раджа, и не отдаёт приказ. Зато толпа зрителей, напряжённо следящая за игрой, затаив дыхание, наблюдает за повелителем.
Фрагмент картины

Фигуры стражников, гостей, слуг, наложниц обращены в сторону трона, расположенного в центральной части в глубине полотна. Трон и раджу, восседающего на нём, Пику выделил ярким световым пятном, притянув на него всё напряжение сюжета. Острая ситуация на поле заставляет главного игрока в сотый раз задуматься, как быть дальше. Слева в ложе в окружении вельмож сидит, выпрямившись, соперник раджи. Он так же, как и все, ждёт ответного хода. Только выбывшие из игры пешечки в зелёных (справа) и красных (слева) костюмчиках не обращают никакого внимания на то, что происходит вокруг.
Фрагменты картины

Любитель аллегорий, Анри-Пьер Пику, возможно, неспроста взялся за необычную картину. По крайней мере, ему мастерски удалось передать зависимость толпы от капризов того, кому она служит, и неукротимую власть золота, которая делает из людей пешек даже вне шахматной доски. Так это или нет, но художник превзошёл самого себя, создав настоящий
шедевр ориентального толка.

Благодарю всех за внимание и желаю вам не быть пешками в чьих -то ни было руках. Данный пост я подготовила по просьбе подписчиков. Если вам, друзья, понравился он, делитесь своими мнениями в комментариях, буду благодарна за лайки.
gif

Комментарии

  • 21 фев 2020 09:48
    Спасибо,огромное,душа ликует,когда  происходит встреча с  восхитительным и прекрасным,ваш рассказ,пояснения сродни аудио гиду в музее,без него не так как должно воспринимаешь произведение искусства,прочитала с большим удовольствием!
  • 21 фев 2020 10:01
    Шедевр!
  • 21 фев 2020 10:26
    На создание этой темы натолкнула  меня наша подписчица, Лола Молодцова. Спасибо ей за идею!
  • 21 фев 2020 11:16
    спасибо огромное
  • 21 фев 2020 11:59
    c241760a67
  • 21 фев 2020 19:33
    Фотография
  • 21 фев 2020 20:23
    Джульетте было 13 лет... Неужели она была такая мясистая?:-O
  • 21 фев 2020 22:47
    работой мастера очарован и некоторые новые познания в великолепной живописи и  истории шахмат...........меня очень радует........
  • 22 фев 2020 13:13
    Старовата  и  толстовата  для  Джульеты!
  • 23 фев 2020 10:04
    Никогда не видела этой картины..
  • 24 фев 2020 21:51
    Очень понравилось ваше пояснение о причинах побудивших художника взяться за написание этой картины. Подобные мысли крутились у меня в голове, пока я разглядывала картину и читала пояснение. Эти мысли мучили меня, почему мы так зависим от тех, кто имеет деньги и власть. Как бы там ни было, но мы пешки. Не хочу вплетать сюда политику, но события в нашей стране это только подтверждают.