Комментарии
- 16 июн 2020 01:51Сколько не читай про Юсопову З. и всегда что-то новенькое. Интересная женщина .
- Комментарий удалён.
- Комментарий удалён.
- Комментарий удалён.
- Комментарий удалён.
- Комментарий удалён.
- Комментарий удалён.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Шедевры мирового искусства и твор-во современников
:Ирина Потемкина
"Нескромное" обаяние аристократии : Зинаида Ивановна Юсупова и ее "маленькое русское безумие в Бретани"
Замок Кериоле (Château de Keriolet) известен тем, что его купила прабабушка Феликса Юсупова, Зинаида Нарышкина-Юсупова.Замок называют «маленьким русским безумием в Бретани». Такое прозвище он получил от гремучей смеси стилей, которые привнесла в его облик богатая хозяйка. Дело в том, что работы по обустройству замка под ее руководством велись 20 лет. За это время Юсупова успела поменять свои архитектурные предпочтения несколько раз.
Зинаида Ивановна происходила из младшей ветви Нарышкиных. Она родилась в Москве. Её отцом был камергер Иван Дмитриевич Нарышкин, матерью — Варвара Николаевна Ладомирская, внебрачная дочь фаворита императрицы Екатерины II Ивана Римского-Корсакова и графини Екатерины Строгановой.
Родители приложили все усилия, чтобы Зинаида и её брат Дмитрий получили хорошее домашнее образование. Впоследствии княгиня Юсупова отличалась познаниями в поэзии и искусстве, именно она продолжила коллекцию картин, которую начали собирать предки её мужа.
Князь Борис Николаевич Юсупов (1794 — 1849) — гофмейстер из рода Юсуповых. Единственный сын и наследник знаменитого екатерининского вельможи князя Н. Б. Юсупова. Рачительный сельский хозяин, устроитель усадьбы Ракитное.Несметное богатство делало Юсупова вполне независимым; ему не было надобности прибегать к лицемерию; он не дорожил службой и постоянно ссорился с важными лицами, навлекая на себя их неудовольствие своими колкими остротами и насмешками.Князь Юсупов владел имениями в семнадцати губерниях, старался регулярно их объезжать, и при нём они процветали.
В своих поместьях он открывал больницы, снабжал их лекарствами, содержал при них врачей и аптекарей. Во время холеры в Курской губернии, он не побоялся приехать в своё село Ракитное, где была эпидемия; не опасаясь заразы, всюду ходил по селу. Во время страшного неурожая, постигшего Россию в 1834—1835 году, когда рожь продавалась в восемь раз дороже обыкновенной цены, Юсупов кормил в своих имениях до 70 000 человек, не прибегая к пособиям правительства.Пожертвовал 73 300 рублей Попечительскому совету заведений общественного призрения в Санкт-Петербурге на городские богадельни.
Со своим будущим мужем князем Борисом Юсуповым фрейлина Зинаида познакомилась в Москве во время коронационных торжеств 1826 года. Он был единственным сыном Николая Юсупова и Татьяны Энгельгардт. К этому времени ему уже исполнилось тридцать лет, и в течение шести лет он был вдовцом (в 1820 году скончалась при родах его первая жена Прасковья Павловна Щербатова).
Описывая её , Долли Фикельмон, отдавала дань её красоте
« Высокая, тонка, с очаровательной талией, с совершенно изваянной головой, у неё красивые чёрные глаза, очень живое лицо с весёлым выражением, которое так чудесно ей подходит.
Князь Юсупов был вынужден приложить немало усилий, чтобы добиться расположения родителей Зинаиды. К этому времени он уже предпринял несколько попыток сватовства, но несмотря на богатство и титул, везде получал отказ. 11 октября 1826 года состоялось обручение, А. Я. Булгаков писал брату:
« Вчера развозили карточки, объявляющие о помолвке сахарчика Бориньки с фрейлиной Зинаидой Ивановной Нарышкиной. Надобно будет ехать поздравить старика и жениха. Невеста сидела вчера в «Отелло» в юсуповской ложе вся в бриллиантах, вероятно, женихом подаренных. »Пышное бракосочетание состоялось 19 января 1827 года в Москве, но не совсем благополучно. Юсупов поехал в церковь, забыв получить благословение отца, для чего ему пришлось вернуться домой. В церкви Зинаида Ивановна уронила кольцо, оно закатилось так далеко, что его не нашли и взяли другое. А. Я. Булгаков замечал, что у «необыкновенного жениха должны быть необыкновенные происшествия. В церкви невеста была очень весела, а жених задумчив и нахмурен».
Но уже вскоре молодая супруга разочаровалась в браке, сообщив отцу, что «ей очень скучно в Петербурге».В октябре 1827 года у супругов родился сын, названный в честь деда Николаем. Вскоре Зинаида родила дочь, умершую при родах. После этого она фактически разорвала брачные отношения, позволив мужу заводить любовниц. Согласно семейной легенде это произошло из-за родового проклятия Юсуповых, которого она опасалась.
В октябре 1849 года скончался князь Борис Николаевич.В год смерти мужа Зинаиде Ивановне не было еще и сорока. Она оказалась владелицей фантастического состояния, в том числе 3-х дворцов только в Санкт-Петербурге, дворцов в Москве, Архангельском, и Кореизе. Вдова покинула Россию. По мнению Феликса Юсупова, это произошло из-за ссоры с императором.
Из мемуаров Феликса Юсупова о прабабушке Зинаиде Ивановне Юсуповой.
"В детстве посчастливилось мне знать прабабку мою, Зинаиду Ивановну Нарышкину, вторым браком графиню де Шово. Она умерла, когда было мне десять лет, но помню я ее очень ясно. Прабабка моя была писаная красавица, жила весело и имела не одно приключенье. Пережила она бурный роман с молодым революционером и поехала за ним, когда того посадили в Свеаборгскую крепость в Финляндии. Купила дом на горе напротив крепости, чтобы видеть окошко его каземата.
Когда сын ее женился, она отдала молодым дом на Мойке, а сама поселилась на Литейном."
Как ни странно, этот особняк (Литейный пр., 42), построенный в 1852-1858 гг., вошел в питерские легенды, как дом Пиковой дамы (один из двух). Считается, что если долго смотреть в окна второго этажа, в них можно увидеть лицо хозяйки дома. Некоторые даже утверждали, что Пиковая дама, замеченная ими в доме на Литейном, грозила им пальцем!
На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая дама
По преданию жила! (Н.Я. Агнивцев)
"Впоследствии, разбирая прабабкин архив, среди посланий от разных знаменитых современников нашел я письма к ней императора Николая. Характер писем сомнений не оставлял. В одной записке Николай говорит, что дарит ей царскосельский домик «Эрмитаж» и просит прожить в нем лето, чтобы им было где видеться. К записке приколота копия ответа. Княгиня Юсупова благодарит Его Величество, но отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным именьем! А все ж купила землицы близ дворца и построила домик – в точности государев подарок. И живала там, и принимала царских особ.
Двумя тремя годами позже, поссорившись с императором, она уехала за границу.
Обосновалась в Париже, в купленном ею особняке в районе Булонь сюр Сен, на Парк де Прэнс. Весь парижский бомонд Второй Империи бывал у нее. Наполеон III увлекся ею и делал авансы, но ответа не получил. На балу в Тюильри представили ей юного француза офицера, миловидного и бедного, по фамилии Шово. Он ей понравился, и она вышла за него. Купила она ему замок Кериолет в Бретани и титул графа, а себе самой – маркизы де Серр."
Княгиня познакомилась с Луи Шарлем Оноре Шово (1829—1889), который был младше её на 20 лет в конце 1850-х годов. 7 мая 1861 года состоялось их венчание в домовой церкви особняка на Литейном. В свадебное путешествие молодожёны отправились в Швейцарию. Российский двор был недоволен этим мезальянсом. И Юсупова решила проблему, приобретя для мужа титул графа Шово и маркиза де Серр.
Архитектору Жозефу Биго было поручено коренным образом перестроить поместье. Была значительно увеличена площадь замка, а в его подвалах установлены калориферы, которые создавали для русской княгини невиданный по тем временам уют. Стоимость оплаченных Нарышкиной работ достигла полутора миллионов франков.
На крыше — химеры и... славянская ведьма на помеле. Фасад украшен символами Бретани — горностаями, королевскими лилиями и оккультными пятиконечными звездами. Среди украшений — барельеф медведя, который смотрит на восток, напоминая об истоках Нарышкиной, дворянские короны Шово и Серра, и девиз «Всегда и вопреки всему».
После этого Кериоле неоднократно переходил из рук в руки. Различные случайные владельцы, как правило, пытались превратить его в доходный дом, однако затем отказывались от этого намерения из-за чрезмерных расходов. При этом на протяжении долгих лет временщики вывозили из замка все, что могли: статуи из сада и внутренние колонны, кухонную утварь и резное дерево.
В 1954 году под давлением многочисленных кредиторов и по совету парижских адвокатов Феликс обратился в апелляционный суд города Ренна. Генеральный совет Финистера должен был не только освободить замок и вернуть коллекции, но и выплатить князю компенсацию в размере 25 миллионов франков. Едва вступив во владение желанной собственностью, Феликс принялся от нее поспешно избавляться.Чтобы расплатиться с огромными долгами, он опустошил покои замка, распродавая произведения искусства, мебель и уникальный архив с документами XII—XIX веков. А потом предложил муниципальному совету Конкарно выкупить само поместье.В 1960 году Юсупов разбил прилегающие угодья общей площадью 48 гектаров на мелкие участки, уступая их тем, кто больше даст. Когда же непроданным остался только замок, хозяин вдруг нашел его «уродливым, лишенным стиля и вкуса». Без всякого сожаления он бросил Кериоле на произвол судьбы и возвратился в Париж, где умер в 1967 году.А поместье пошло с молотка и началось новое разграбление.
Однако замку повезло.Его купил некий француз, который не пожелал, чтобы его имя стало достоянием гласности .Он купил имение, чтобы вернуть ему прежний блеск.Перст судьбы? Так или иначе, сейчас здесь идут реставрационные работы, часть замка уже открыта для посещения туристами, и дух княгини Нарышкиной вновь живет в Кериоле, который возрождается из пепла,
Все сведения из интернета