27 февраля 1831 года родился Никола́й Никола́евич Ге — выдающийся русский художник-живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен .

Н.Н. Ге . Автопортрет .1892 г
Николай Ге родился в усадьбе под Воронежем, в семье помещика французского происхождения: дед будущего художника — Матвей Ге — эмигрировал из Франции в конце XVIII века. Мать художника умерла от холеры, когда ему не было и четырех месяцев. Ге и его братьев крепостные отнесли в город, к бабушке, где инфекция была не так распространена, и спасли их от гибели. Когда опасность миновала, семья вернулась в имение. Отец редко бывал дома, воспитанием детей занимались бабушка и няня Наталья — крепостная женщина. Старшие братья Ге проявляли интерес к точным наукам, а будущий художник с детства очень любил рисовать.

Вскоре Ге-старший женился второй раз, продал поместье в Воронеже и переехал с семьей в Подольск. Оттуда в 1841 году будущего художника отправили в Первую Киевскую гимназию, где учились его старшие братья.
Первые уроки живописи Ге брал у учителя рисования Федора Беляева. Сначала пробовал акварель, позже — масляные краски. Ге часто ходил к учителю домой и разглядывал его картины, эскизы и слепки гипсовых голов, а также литографии полотен других художников.
Закончив гимназию, Ге по настоянию родственников поступил на математический факультет Киевского университета. Здесь он познакомился с хранителем университетского музея, с которым часто беседовал о живописи .
Помимо точных наук, Ге продолжал изучать живопись самостоятельно. В университете Киева он проучился недолго: старший брат Осип забрал его в Петербург. В столице он первым делом отправился в выставочный зал Императорской Академии художеств посмотреть на картины Брюллова. «Приехал, увидал «Помпею» — и не мог наглядеться», — вспоминал Николай Ге.
В Петербурге Ге поступил в университет, и снова — вопреки собственным предпочтениям — на математический факультет. Но его тянуло к искусству: свободное время Ге проводил в картинных галереях, а по воскресеньям посещал университетские музыкальные концерты. В 1850 году он бросил университет и поступил в Академию художеств.
В Академии Николай Ге пробыл семь лет. Ещё в юном возрасте, поражённый творчеством Карла Брюллова, Николай тщательно изучает и копирует стиль и живописные приемы любимого художника, что наложило определённый отпечаток на его собственную живописную манеру. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии.
Ахиллес оплакивает Патрокла .

За выпускную работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году Совет ИАХ присудил Ге Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счёт Академии и звание классного художника 1-й степени. Весной 1857 года Николай Ге, не дожидаясь разрешения о выдачи ему пансиона, и его жена ( Анна Петровна Забело ) «побежали за границу», туда, «где ширь, где свобода…».
«Саул у Аэндорской волшебницы»
Молодой художник посетил Германию, Швейцарию, Францию, Италию .

В Риме он познакомился с А. Ивановым, чьё творчество оказало «очень глубокое воздействие на Ге» и художник сам обратился к религиозным мотивам .
Вскоре Николай Ге столкнулся с творческим кризисом. Римские эскизы так и остались эскизами — он не смог писать те полотна, которые он запланировал ранее, а работа над новым сюжетом — «Смерть Ламбертации» — не продвигалась дальше наброска. Более того, художнику никак не удавалось создать главную картину, которую он должен был привезти из пенсионерской поездки. Техника академической живописи не устраивала Ге, он бросал эскиз сразу же, как только видел «след Академии». Он даже на время оставил живопись и намеревался вернуться в Россию с пустыми руками, без картин. Но в какой-то момент он обратился к Евангелию. «И вдруг я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека, — вспоминал Ге — Близ него лежал Иоанн: он все понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял все и пришел в негодование — он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдет».
Так родилась идея «Тайной вечери». Ге взялся писать без наброска и закончил картину, выполненную в реалистичной манере, уже через две недели. Лев Толстой говорил, что его «собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге», а Илья Репин так отзывался о полотне: «Не только у нас в России, но, можно смело сказать, — во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему».
Когда Николай Ге вернулся в Петербург в 1863 году, за «Тайную вечерю» Совет присвоил ему звание профессора исторической живописи. А на следующий год император Александр II выкупил картину за 10 тысяч рублей.
Тайная вечеря .
В Петербурге Ге участвовал в создании «Товарищества передвижных художественных выставок». Для первой выставки он написал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которую еще в мастерской приобрел для своей коллекции меценат Павел Третьяков.
«Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»
В петербургский период Николай Ге создавал картины на исторические темы — «Екатерина II у гроба Елизаветы»
«Екатерина II у гроба Елизаветы»
«Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском»
а также написал портреты многих своих современников: Ивана Тургенева, Марка Антокольского, Николая Некрасова, Николая Костомарова, Михаила Салтыкова-Щедрина.
"Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина" 1872
Портрет писателя Л.Н. Толстого .
В 1875 году художник навсегда покинул Петербург, переехал на Черниговщину, где купил небольшой хутор Ивановский (ныне Шевченко). Он продолжал писать картины на библейские сюжеты, портреты купцов и промышленников, а за год до смерти создал собственный автопортрет, который считается одной из лучших работ Ге.
Художник умер в 1894 году, его похоронили на восточной околице хутора. Работы Николая Ге хранятся в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.
Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад»
«В Гефсиманском саду»
«Совесть, Иуда»

Комментарии

Комментариев нет.