Зачем разбираться в живописи : или 4 истории о несостоявшихся богачах

“Завтрак на траве” в Пушкинском музее – одна из самых знаменитых картин Клода Моне. Хотя она не типична для него. Ведь создана она была, когда художник ещё искал свой стиль.Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну “Завтрак на траве”. Да, да. Существует два “Завтрака на траве” Клода Моне.

Вторая картина хранится в музее д’Орсе в Париже. Правда картина сохранилась не полностью. Только по этюду из Пушкинского музея мы можем судить о её первоначальном виде.
Клод Моне был восхищён скандальной картиной Эдуарда Мане“Завтрак на траве”
Эдуард Мане – Завтрак на траве.1863. Музей Орсе, Париж
Он задумал по-своему эпатировать публику и привлечь к себе внимание на Парижском салоне. Ведь он был амбициозен и хотел славы. Так в его голове родилась идея создать свой “Завтрак на траве”.

Картина была задумана по истине огромной. 4 на 6 метров. Обнаженных фигур на нем не было. Зато было много солнечного света, бликов, теней.
Клод Моне. Завтрак на траве. 1866-1867 гг. Музей д’Орсе, Париж.
Работа шла тяжело. Слишком большое полотно. Слишком много этюдов. Большое количество сессий, когда друзья художника позировали ему. Постоянные перемещения из студии на природу и обратно.
Клод Моне. Завтрак на траве (этюд). 1865 г. Национальная галерея Вашингтона, США
Моне не рассчитал своих сил. До выставки оставалось всего 3 дня. Он был уверен, что ещё нужно слишком много сделать. В расстроенных чувствах он бросил почти законченную работу. Он решил её не показывать публике. И вот за оставшиеся 3 дня Моне пишет картину “Камилла”. Известная ещё, как “Дама в зеленом платье”. Она выполнена в классической манере. Без экспериментов. Реалистичное изображение. Переливы атласного платья в искусственном освещении.
.Оскар Клод Моне ( Oscar-Claude Monet 1840-1926).Камилла(Женщина в зеленом платье).1866.Kunsthalle Bremen
“Дама в зеленом платье” не принесла той славы, на которую расчитывал Моне. К тому же он хотел писать по-другому. Однажды Моне был вынужден с семьёй выехать из очередного отеля в Аржантее. Случилось это в 1878 году. Денег на уплату долга за жильё не было. Тогда Моне оставил владельцу отеля картину “Завтрак на траве”. Он не счёл его ценным. Свернул и забросил на чердак.

Через 6 лет, когда положение Моне выправилось, он вернулся в тот отель. Картина была уже в плачевном состоянии. Часть её покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. Сейчас уцелевшие части картины хранятся в Париже, в музее д’Орсе.Владелец отеля мог бы оставить себе картину и продать её. За несколько тысяч франков. Достаточно было навести справки и понять, что работы художника начали хорошо продаваться. Увы, и владелец отеля упустил свой шанс.
Картины Тулуз-Лотрека в качестве половых тряпок.
Художник Тулуз-Лотрек родился с генетической аномалией. Его кости были очень хрупкими. Несколько неудачных переломов в подростковом возрасте окончательно остановили в росте его ноги.
Анри де Тулуз-Лотрек(Франция, 1864 - 1901).
Только живопись позволяла ему реализовываться. Но взрывной темперамент и природная амбициозность никак не сочетались с физической немощностью. В результате он занимался саморазрушением. Много пил, вёл беспорядочную сексуальную жизнь. Даже его друзья не всегда могли понять смысл его поступков.
В 1897 году, в очередной раз разочаровавшись в жизни, Тулуз-Лотрек почувствовал безразличие к живописи. Когда съехал с очередной квартиры-мастерской, оставил консьержу все свои работы, которые там хранились. 87 работ!
Консьерж мог бы стать очень богатым. Но тот отдал 30 работ следующему квартиранту, доктору Бийяру. Остальные же работы тоже растерял. Он их обменивал на бокалы вина в местных трактирах.

Анри Тулуз-Лотрек. Женщина в перчатках. 1890 г. Музей д’Орсе, Париж
Казалось бы, доктор должен был понять, какое сокровище ему досталось. Еще при жизни Тулуз-Лотрек был достаточно известен. Особенно своими знаменитыми афишами для кабаре. Они висели по всему городу. Вокруг них собирались толпы зевак. Так что имя Тулуз-Лотрека было на слуху.
Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша к новому сезону Мулен-Руж 1891 года. Метрополитен музей, Нью-Йорк
Но нет, доктор беспечно позволил распоряжаться картинами своей горничной. Она разжигала камин подрамниками. Холсты же пошли на тряпки. Оставшейся частью картин она затыкала щели в своём домике!

В результате выжила только одна картина. Почему-то доктор её оставил. Но и её он лишился наиглупейшим образом. Об этом он сам впоследствии признался журналистам: «Один мой Тулуз-Лотрек, единственно выживший из тридцати, я обменял на мазню ценой в сорок су, был в дальнейшем продан за восемь тысяч франков».
Камиль Писсарро. Картина ценой в одно пирожное
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Эжена Мурера. 1877 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Эжен Мурер на жизнь  зарабатывал благодаря своей кондитерской. Но очевидно больше любил искусство. Писал романы, рисовал картины. Дружил с импрессионистами. И кормил особо голодных из них. Те в благодарность дарили ему свои картины. Картины, которые пока никому не были нужны.Писсарро был из числа таких голодных художников. Его работы покупали крайне редко. А дома его ждали жена и семеро детей. Мурер придумал, как помочь другу. В своей кондитерской он решил устроить лотерею. За входной билет на мероприятие нужно было заплатить 1 франк. В качестве призов Писсарро передал Муреру 4 свои картины.
Камиль Писсарро. Эжен Мурер у своей печи. 1877 г. Частная коллекция.
Удалось продать 100 билетов. Семья Писсарро получила 100 франков. По тем временам это были хорошие деньги, равные двум месячным зарплатам почтальона. Жена Писсарро была очень благодарна Муреру.

Но самое забавное случилось уже на самом розыгрыше. Молодая девушка выиграла одну из картин Писсарро. Однако дальновидности ей не хватило. Она обменяла её на пирожное. И картина досталась Муреру.Мурер благодаря дружбе с импрессионистами собрал более 120 работ Писсарро, Ренуара, Моне. Но разбогатеть на своей коллекции Мурер не смог. Однажды его настигли финансовые трудности. Ему пришлось продать свою коллекцию за бесценок.
Картина Ван Гога, прикрывающая дыру в курятнике
Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея. 1889.Пушкинский музей, Москва
В последний год жизни Ван Гог познакомился с доктором Рэем. Тот помогал художнику справляться с нервными приступами.В благодарность за помощь Ван Гог написал портрет своего спасителя. Говорят, доктор на портрете вышел похожим на оригинал. Несмотря на это, он подарок не оценил. Ведь картина была слишком необычной для того времени. К тому же доктор был слишком далёк от искусства.

В результате он забросил портрет на чердак. Жаль, что он там и не остался. Кто-то из домочадцев доктора приспособил его в хозяйстве. Прикрыл им дыру в курятнике.Именно там его и нашёл один из арт-дилеров. Он поехал по следам Ван Гога и обнаружил портрет во дворе доктора. Картину отдали за 100 франков.
Через несколько лет ее приобрёл русский коллекционер Сергей Щукин. Предположительно за 30 тысяч франков.
Картины могут приносить нам эстетическое удовольствие. Они могут заставить нас задуматься о жизни. Могут просто гармонично вписаться в интерьер. Закрыть дыру в стене. Мы можем восхититься реалистичностью изображения. Можем долго думать, что хотел изобразить художник.
Еще картины могут сделать  богатыми.Ведь если вы разбираетесь в живописи, у вас может быть развито чутьё на будущий шедевр. Тогда вы не пройдёте мимо картины, которая однажды принесёт вам серьёзные дивиденды.
Все сведения из интернета
https://arts-dnevnik.ru/zachem-razbiratsya-v-zhivopisi/


Комментарии

  • 19 авг 2019 13:42
    СПАСИБО!
  • 19 авг 2019 13:44
    Все четыре истории о художниках, любимых мною, но так случилось, что книгу А.Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека" я прочитала где-то в 70-х прошлого века. Тяжело больной, обиженный судьбой, но человек большой души он ясно осознавал свою участь и относился к ней трезво. Невольно хочется пролить слезу над судьбой художника. А он был, можно сказать, универсальным мастером, создавшим шедевры в разных видах искусства: живописи, печатной графике, плакате. Я ощущаю духовную симпатию к этому "несостоявшемуся богачу"
    ФотографияФотография
  • Комментарий удалён.
  • 19 авг 2019 16:31
    Картины могут сделать богатым... Но сколько же надо будет ждать...
  • 19 авг 2019 17:58
    Зато как скоро можно стать богатым духовно, если время от времени, забывая о деньгах, любоваться картинами, слушать музыку, читать хорошие книги, пытаться узнать что-то новое! Хорошо, что у нас есть возможность получать именно такое богатство!
  • 19 авг 2019 18:29
    О Тулуз-Лотреке самая замечательная книга "Мулен Руж. Трагическая жизнь Тулуз-Лотрека." Пьера Ла Мур, мне кажется... Написана именно с любовью к человеку и художнику, а не взгляд со стороны.
  • 19 авг 2019 19:56
    Благодарю!
  • 19 авг 2019 23:53
    Спасибо,за прекрасный рассказ!
  • 20 авг 2019 04:37
    За окном дождь, а такое чтение делает жизнь светлее.
  • 20 авг 2019 05:27
    Секси!
  • 20 авг 2019 15:47
    Спасибо, но эти картины не в самом музее а в галерее рядом с Пушкинским,многие путают
  • 21 авг 2019 18:27
    Очень - очень интересно и познавательно!!!
  • 21 авг 2019 18:28
    gif
  • 21 авг 2019 22:13