Старинный женский головной убор.

Художник Софья Ивановна Юнкер-Крамская.
Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды.
Маковский Константин Егорович (1839-1915).Черноокая княжна.1890.Частное собрание

"Венец (коруна, повязка, обруч, чильце, почелок, ряска) — славянский девичий головной убор.Основа коруны делалась из проволоки, фольги или картона. Основу обтягивали тканью и расшивали бисером, жемчугом и камнями. Венец надевался на лоб и завязывался на затылке. При этом макушка головы была открытой.
Дмитрий Григорьевич Левицкий.Портрет Агафьи Дмитриевны Левицкой, дочери художника.1785.(«венец» с городками)
По головному убору можно было определить из какой губернии женщина прибыла, каково ее социальное положение, примерный достаток, но самое главное - замужем ли она или девица на выданье.Разделения в прическах у молодых незамужних девиц и замужних женщин было очень четким. Девушка всегда носила одну косу и обязательно (в теплое время года) открывала макушку и саму косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и при этом скрывать волосы от посторонних глаз.
Косы девушки украшали лентами, но основная красота женской прически - длинные, блестящие, здоровые волосы по которым женихи могли судить о здоровье потенциальной невесты.
Маковский Константин Егорович (1839-1915).Под венец(также «Наряд русской невесты»).1889. Находится в коллекции Музея изобразительных искусств Сан-Франциско).
На картине показан обряд "Расплетание косы".После венчания в доме молодого (иногда прямо в церкви) волосы новобрачной заплетали в две косы, «по-бабьи» (рус.); их оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок, то есть под женский головной убор
Повойник (повой, оповойник, повоец от «повивать», шамшура, волосник, сдериха, подубрусник; укр. очіпок; белор. каптур) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове.
Константин Егорович Маковский (1839-1915).
Был известен еще в XIII—XVII веках как под своим названием, так и под термином «подубрусник». Повойник, изготавливавшийся из цветной материи, был нижним головным убором. Он всегда прикрывался сверху УБРУСОМ. В одном повойнике ходить по дому, а тем более по улице не полагалось. В XVIII—XIX веках повойник оставался тем же, что и в средние века, — нижним головным убором. Он надевался под СОРОКУ, КОКОШНИК, НАМЕТКУ.
Волосник XVI-XVII века из золотых и серебряных нитей, хранится в Оружейной палате Московского Кремля
Во второй половине XIX века повойник стал использоваться не только как дополнительный, но и как самостоятельный головной убор.
Сборник (самшура, моршень).Появился такой головной убор в Вологодской и Архангельской губерниях
Повойник, использовавшийся в будни, изготавливался из холста, ситца, сатина, миткаля и т. п. недорогих тканей. Праздничный повойник шился из шелка, атласа, парчи, бархата, кашемира. Он украшался по очелью и иногда в верхней части золотой вышивкой, бисером, стеклярусом, позументом, ленточками с блестками и т. п.
Маковский Константин Егорович (1839-1915).Портрет молодой боярыни.Частное собрание
Повойник всегда накрывался платком, шелковым или кашемировым в праздники, холщовым, ситцевым, сатиновым в будни. Как и в средневековой Руси выходить на улицу в одном повойнике, без платка, или находиться дома при посторонних, а иногда и при домашних, считалось очень неприличным. Способы повязывания платка были различны и зависели от местной традиции.
Художник Георгий Георгиевич Шишкин
Женский убрус представлял собой тонкое прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40-50 см в ширину.Убрус был полотняный, а у знатных женщин — шёлковый.Первоначально одним концом обвязывали голову, и скалывали под подбородком. Второй край ложился на плечо и украшался вышивкой и шитьем из золота, серебра и шелка. Бисер был очень популярным способом украсить платок.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов(1873-1954).Две косы у замужней женщины символизировали пару - муж и жена.Платок на голове замужней женщины, особенно после Крещения Руси, считался символом женской чистоты и благородства, покорности и смирения перед мужем и Богом.Огромным позором считалось опростоволоситься - т.е. остаться с непокрытой головой.
Ки́ка (кичка, сорока, рога, колотовка, шамшура, увязка, шеломок) — древнерусский женский головной убор с рогами, род повойника.
Кики носили преимущественно в Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и других южных губерниях.Кики делались мастерицами, как правило, подолгу; купленные в подарок от мужей — женам, они во всех домах хранились с особым тщанием.
Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички.Был широко распространен в центральной и южной России, а также у некоторых групп карелов, вепсов, марийцев и мордвы. Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.
Сорока. Тульская губерния
Кокошник (др.-рус. ко́кошь «курица») — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Константин Егорович Маковский(1839-1915).Русская красавица.1900-е.Частное собрание.
Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона, картузной бумаги.
Константин Егорович Маковский(1839-1915).
Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом (с XVI века добывался в озере Ильмень), золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть. А сзади кокошник фиксировался с помощью лент.
Журавлев Фирс Сергеевич( 1836-1901).Боярышня.1896.Государственный Музей изобразительных искусств Республики Татарстан
По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга.
Форма гребня в разных губерниях была различной
Кокошник. Центральные губернии. Сер. 19 века.
Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями.. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.
Поднизь. Костромская губерния. Конец 18 в. Из коллекции К.Е. Маковского. Российский Этнографический музей. С.-Петербург.


"Торопчанка с цветком". Неизвестный художник. первая пол. 19 века (картина из коллекции Ф.М.Плюшкина)
«Шишак» плотно покрывал голову, полностью скрывал волосы.Носился «шишак» в комплексе с шелковым - штофным, атласным или парчовым - сарафаном...... Особую декоративную выразительность и оригинальность головному убору придает пришитая к его лицевой части жесткая накладка, украшенная характерными удлиненными выступами - «шишками», которые отделаны речным жемчугом.
Портрет молодой купчихи. Неизвестный художник. первая пол. 19 века (картина из коллекции Ф.М.Плюшкина)
Константин Егорович Маковский(1839-1915).
Автор знаменитого «Словаря» Владимир Иванович Даль записал :  Девичьи и женские головные уборы были функциональны, соответствовали особенностям климата... А главное, в каждом доме они хранили память о тех, кто их когда-то носил, а потом описывал в семейных бумагах с любовью и знанием каждой мелочи: «венчик золотный, ошивка цепковая, кичка низанная, ошивка атласная, а яхонт выпал...»
Девушки на выданье (1904 год)
Начало 1910-х.Муромский историко-художественный музей
Старинный женский головной убор, как и вся одежда тех времен, отображал обычаи и мировоззрение русского народа, а также его отношение к природе и всему миру. Некоторые элементы одежды в старину заимствовались у других народов, хотя в большей степени русские костюмы имели свой, особенный стиль

Все сведения из интернета.
https://womanadvice.ru/golovnoy-ubor-ubrus.Источник: https://kulturologia.ru/blogs/081118/41220/

Комментарии