Музей-подводная лодка U-434 (Б-515) в Гамбурге (U-434 U-Bootmuseum Hamburg)Побывав недавно в Гамбурге, я не мог не осмотреть эту музейную подлодку.
Тем более, что она-то и являлась одной из основных "целей" нашего броска на северо-запад Германии. Настоящее её название: Б-515, это бывшая советская (а потом и российская) дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б "Сом". Наши "партнёры" из НАТО обозначили этот тип ПЛ как "Tango". Подлодки этого проекта считались переходными от второго поколения ДПЛ к третьему, имея силовую установку, идентичную проекту 641, но обладая при этом более совершенным электронным и гидроакустическим оборудованием с высокой степенью автоматизации соответствующих процессов.
Всего за период с 1973 г. по 1982 г. было построено и сдано для ВМФ СССР 18 ПЛ этого типа. Изготовителем выступал ССЗ «Красное Сормово» в г. Горьком, а сам проект был разработан в ленинградском ЦКБ МТ "Рубин". После достройки ПЛ переводили по внутренним рекам и каналам к их постоянному месту службы.
И так, начнём экскурсию по этому весьма интересному объекту, которому западная печать до сих пор приписывает выполнение самых загадочных секретных миссий. 2. Перед ПЛ расположена билетная касса и сувенирный магазин. Есть место для парковки. На заднем фоне видны доки знаменитой конторы
.и сразу попадаем в носовой торпедный отсек:
5. Подводная лодка была оснащена 6 торпедными аппаратами, причём все они были размещены в носовом отсеке. Стандартный боезапас: 24 торпеды или 44 мины. Хорошо видны оставшиеся механизмы системы быстрого заряжания торпед:
6. Внутренний объём носового отсека внушает уважение. Вид со стороны второго отсека. Люк в соседний отсек находится почти под подволком, на уровне "третьего этажа" этой ПЛ:
7. Люк для аварийного покидания ПЛ 8. Переходим во второй отсек - аккумуляторный и жилой. Это вид на коридор третьего (жилого) "этажа". Под ним на двух этажах расположены, в основном, аккумуляторные батареи:
9. Кают-компания. Обратите внимание на фото справа в центре, со статуей Свободы - оно действительно сделано через перископ?
На ПЛ проекта 641Б впервые (для дизельных ПЛ) была установлена современная для того времени БИУС (боевая информационно-управляющая система). Были предприняты попытки снизить шумность ПЛ (внешний корпус был покрыт специальным противогидролокационным покрытием, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты основных механизмов и т.п.). Условия обитаемости экипажа ПЛ достигли зарубежного уровня 1950-х годов, весь личный состав имел своё постоянное спальное место. При этом, офицеры и старшины размещались в каютах.
10. Офицерские удобства:
11. Немного техники:
12. Каюта для совсем больных:
13. Обитателю этой каюты полагался свой "карантинный" гальюн:
15. Затем мы спускаемся на один "этаж" (вернее, палубу) вниз:
Экипаж Б-515 в 1984 г. (со всеми офицерами, но, тем не менее, не полный - на фото отсутствуют примерно 25 матросов и старшин
Логичный вопрос: а как же Б-515, в итоге, попала в Гамбург? Ответ на этот хитрый вопрос дан в небольшой книжке, которую я купил в сувенирном магазинчике при ПЛ:
Согласно этой книженции, мысль о покупке русской ПЛ возникла у двух немцев-предпринимателей после просмотра новостей в августе 2000 г. из района Баренцева моря. Тогда там "утонула" (со слов одного известного чиновника) одна из наших АПЛ, и помощь к морякам, оставшимся в живых после взрыва, "немного" не успела. В итоге, немцы захотели сделать памятник морякам-подводникам и представить его в качестве музея, куда любой может зайти и представить себе, как оно вообще - жить и работать в таком железном гробу. Ну, и денег заработать тоже - я так думаю.
Попав сперва на жуликов, которые хотели продать то, что им, на самом деле, не принадлежало, немцы, при помощи "посредников" вышли на Рособоронэкспорт. Изучив авторскую концепцию и потребовав кучу справок, наши чиновники, в итоге, согласились на сделку. ПЛ проекта 641Б была оценена 1,25 млн. евро. Затем компания немцев поехала в Полярный и выбрала себе там ПЛ по вкусу - а именно Б-515, которая последнюю свою боевую службу провела в далёком 1995 г. и с тех пор находилась в резерве СФ (до апреля 2002 г.).
65. Встреча немецких друзей (в центре: Иоахим Вагнер и Кристиан Ангреманн) по прибытии на Кольский полуостров:
После заключения договора и перевода денег ПЛ была отправлена в Североморск на "демилитаризацию", где с неё было снято всё секретное оборудование и вооружение. Затем, наш буксир дотащил её до Гельголанда (остров в Северном море) и передал свою ношу немецким буксирам. Дальше - дело техники. ПЛ поставили в док, наварили 2 "колпака" - для входа и выхода посетителей, адаптировали бортовую сеть под гражданские 230 VAC, подкрасили немного и поставили на место. Потом ещё один раз переставили - туда, где U-434 и стоит с 2010 г. по сей день. А впервые ПЛ была открыта для посетителей уже в октябре 2002 г. За первые 12 месяцев её посетили 120 тыс. человек, что позволило практически "вернуть" её стоимость новым владельцам.
Интересно, что когда ПЛ прибыла в Гамбург, её посетили (и обыскали от трюма до перископа) сначала таможенники, а затем и сотрудники немецких спецслужб. Последние забрали с собой особо интересные детальки, пробы материалов и различных жидкостей.
66. Последний капитан Б-515 - Гарматенко Анатолий Иванович - оказывал немецким партнёрам всевозможное содействие, спасибо ему за это:
Любопытный факт: на данный момент существуют ещё две музейные подлодки этого типа. Б-396 установлена в Москве, а Б-307 - в Тольятти. Так, например, выглядит ПЛ Б-396 проекта 641Б в Москве на Химкинском водохранилище, в Музее ВМФ (парк "Северное Тушино"):
А вот так выглядит ПЛ Б-307 в Тольятти, в техническом музее АвтоВАЗа. Согласитесь, что это немного психоделическое зрелище - ПЛ, стоящая на лужайке и выпускающая торпеду:
В завершение, немного полезной информации о музее:
Официальное название: U-434 U-Bootmuseum Hamburg
Адрес: U-Bootmuseum Hamburg GmbH St. Pauli Fischmarkt 10 D-20359 Hamburg
Как добраться: Мы ехали на машине из Берлина, это около 3-х часов по автобанам с паузой на кофе. По причине обилия злачных мест в центре Гамбурга, я строго рекомендую запарковать машину в надёжном месте и дальше путешествовать городским транспортом. До нужного места ходят электрички и метро (остановка Reeperbahn, дальше около 10 минут пешком до набережной Эльбы - St. Pauli Fischmarkt).
Расписание работы: Ежедневно без выходных, с понедельника по субботу: с 9:00 до 20:00, в воскресенье: с 11:00 до 20:00.
Сколько стоит: взрослый билет: 9 евро. Школьникам, студентам и их детям: 6 евро. Прочим пенсионерам: 7 евро. Для традиционной семьи (2+2) билет будет стоить со скидкой всего 22 евро. За фотосъёмку попросят ещё 1 евро. Но лично нас забыли попросить, что могу лишь отметить как дополнительный плюс этому музею.
Важно: нас не пустили в центральный пост, потому что мы зажали заплатить по 4 евро за т.н. "экскурсию". С другой стороны, это не помешало нам (чуть позже) к этой "экскурсии" присоединиться, просто присев в столовой нижних чинов и подождав, пока небольшая толпа богатеньких буратин нагонит нас. Экскурсия нас ничем не удивила, о рабочей температуре +70 °С в машинном отделении мы и так догадывались, а про красный уголок с балалайками и про ручных медведей в торпедном отсеке и так уже знает каждый пионер. Сэкономленную валюту мы потом, кстати, с пользой спустили на Репербане, но вот оригинальных фоток из центрального поста у меня пока нет.
Дополнительная информация: Официальный сайт ПЛ U-434 (к сожалению, только на нем. яз.). Там же - вид с веб-камеры на ПЛ в реальном времени. Фоторепортаж Андрея Прокофьева о ПЛ Б-515 в 1984 г. Статья о ПЛ Б-515 в Википедии. Там же - статья о ПЛ проекта 641Б. Статья о ПЛ проекта 641Б на сайте deepstorm.ru Там же - "краткая биография" ПЛ Б-515.
Славяне
:Ольга ►♫ιllιlιιιllιlιι ♫ l ﻉ√٥
Музей-подводная лодка U-434 (Б-515) в Гамбурге (U-434 U-Bootmuseum Hamburg)Побывав недавно в Гамбурге, я не мог не осмотреть эту музейную подлодку.
Тем более, что она-то и являлась одной из основных "целей" нашего броска на северо-запад Германии. Настоящее её название: Б-515, это бывшая советская (а потом и российская) дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б "Сом". Наши "партнёры" из НАТО обозначили этот тип ПЛ как "Tango". Подлодки этого проекта считались переходными от второго поколения ДПЛ к третьему, имея силовую установку, идентичную проекту 641, но обладая при этом более совершенным электронным и гидроакустическим оборудованием с высокой степенью автоматизации соответствующих процессов.
И так, начнём экскурсию по этому весьма интересному объекту, которому западная печать до сих пор приписывает выполнение самых загадочных секретных миссий.
2. Перед ПЛ расположена билетная касса и сувенирный магазин. Есть место для парковки. На заднем фоне видны доки знаменитой конторы
8. Переходим во второй отсек - аккумуляторный и жилой. Это вид на коридор третьего (жилого) "этажа". Под ним на двух этажах расположены, в основном, аккумуляторные батареи:
10. Офицерские удобства:
Попав сперва на жуликов, которые хотели продать то, что им, на самом деле, не принадлежало, немцы, при помощи "посредников" вышли на Рособоронэкспорт. Изучив авторскую концепцию и потребовав кучу справок, наши чиновники, в итоге, согласились на сделку. ПЛ проекта 641Б была оценена 1,25 млн. евро. Затем компания немцев поехала в Полярный и выбрала себе там ПЛ по вкусу - а именно Б-515, которая последнюю свою боевую службу провела в далёком 1995 г. и с тех пор находилась в резерве СФ (до апреля 2002 г.).
65. Встреча немецких друзей (в центре: Иоахим Вагнер и Кристиан Ангреманн) по прибытии на Кольский полуостров:
Интересно, что когда ПЛ прибыла в Гамбург, её посетили (и обыскали от трюма до перископа) сначала таможенники, а затем и сотрудники немецких спецслужб. Последние забрали с собой особо интересные детальки, пробы материалов и различных жидкостей.
66. Последний капитан Б-515 - Гарматенко Анатолий Иванович - оказывал немецким партнёрам всевозможное содействие, спасибо ему за это:
Официальное название:
U-434 U-Bootmuseum Hamburg
Адрес:
U-Bootmuseum Hamburg GmbH
St. Pauli Fischmarkt 10
D-20359 Hamburg
Как добраться:
Мы ехали на машине из Берлина, это около 3-х часов по автобанам с паузой на кофе. По причине обилия злачных мест в центре Гамбурга, я строго рекомендую запарковать машину в надёжном месте и дальше путешествовать городским транспортом. До нужного места ходят электрички и метро (остановка Reeperbahn, дальше около 10 минут пешком до набережной Эльбы - St. Pauli Fischmarkt).
Контакты:
Телефон: +49 40 32004934
Факс: +49 40 32527209
Расписание работы:
Ежедневно без выходных, с понедельника по субботу: с 9:00 до 20:00, в воскресенье: с 11:00 до 20:00.
Сколько стоит: взрослый билет: 9 евро. Школьникам, студентам и их детям: 6 евро. Прочим пенсионерам: 7 евро.
Для традиционной семьи (2+2) билет будет стоить со скидкой всего 22 евро.
За фотосъёмку попросят ещё 1 евро. Но лично нас забыли попросить, что могу лишь отметить как дополнительный плюс этому музею.
Важно: нас не пустили в центральный пост, потому что мы зажали заплатить по 4 евро за т.н. "экскурсию". С другой стороны, это не помешало нам (чуть позже) к этой "экскурсии" присоединиться, просто присев в столовой нижних чинов и подождав, пока небольшая толпа богатеньких буратин нагонит нас. Экскурсия нас ничем не удивила, о рабочей температуре +70 °С в машинном отделении мы и так догадывались, а про красный уголок с балалайками и про ручных медведей в торпедном отсеке и так уже знает каждый пионер. Сэкономленную валюту мы потом, кстати, с пользой спустили на Репербане, но вот оригинальных фоток из центрального поста у меня пока нет.
Дополнительная информация:
Официальный сайт ПЛ U-434 (к сожалению, только на нем. яз.).
Там же - вид с веб-камеры на ПЛ в реальном времени.
Фоторепортаж Андрея Прокофьева о ПЛ Б-515 в 1984 г.
Статья о ПЛ Б-515 в Википедии.
Там же - статья о ПЛ проекта 641Б.
Статья о ПЛ проекта 641Б на сайте deepstorm.ru
Там же - "краткая биография" ПЛ Б-515.