Григорий Речкалов родился в небольшой деревне Худяково (сейчас поселок Зайково) в 150 километрах от Свердловска. Когда ему исполнилось 14 лет, семья перебралась в областной центр. Там мальчишка поступил на учебу в аэроклуб.- Чтобы его приняли, Гриша прибавил себе два года, указал, что родился не в 1920-м, а в 1918-м, - рассказывает Михаил Корпеев, методист отдела по патриотическому воспитанию Зайковского дома культуры. - Ему поверили, ведь он в юности выглядел старше своих лет.А в 17 лет Григорий поступил в Пермскую военную школу летчиков. Еще спустя два года талантливого молодого пилота должны были распределить в 55-й авиационный истребительный полк. И вдруг на летной карьере едва не поставили крест медики.- На врачебной комиссии вдруг выяснилось, что Речкалов страдает дальтонизмом, то есть не различает цвета. Его забраковали, - продолжает Михаил Евгеньевич. - Но когда началась война, его вызвали в военкомат и сразу дали направление в летную часть. Речкалов удивился: «Так меня же списали!» «Вражеский самолет от своего отличить сможешь? - спросили его. - Значит, годен». Летчики тогда были очень нужны на фронте.Посадка носом в землюВ авиаполку Речкалову выдали истребитель И-153, на хвосте которого синей краской было выведено число 13. Летчик уверял, что цифра эта несчастливая только для врага, и доказывал слова делом - уже через пять дней после начала войны он сбил первый фашистский истребитель. Правда, потом машина его все-таки подвела - во время полета отказал мотор. Но Речкалов умудрился посадить неисправный самолет… носом в землю!После этого случая едва не погибшего пилота пересадили на «Ишачок» - истребитель И-16. Однако и он оказался невезучим. Сбив два немецких самолета, Речкалов и сам едва не был сбит в воздушном бою.«Я вышел из атаки и начал перестраиваться, но тут появились «мессершмитты», - написал Григорий Андреевич после войны в мемуарах. - Я заметил только пару. На какую-то долю секунды замешкался, выискивая в небе других, и в этот момент в кабине что-то треснуло. Грязный дымок мелькнул перед глазами, но мотор тянул ровно во всю мощь в тысячу лошадиных сил. Заметил, что мои очки забрызгивает чем-то темным. Неужели пробит маслобак? Я глянул в кабину и не поверил. Половинка перебитой правой педали валялась на полу в маслянисто-бурой луже. Нос сапога, наполовину развороченный, представлял собой месиво из кусков кожи и крови».Пока товарищи сражались с немецкими пилотами, Речкалов боролся со своим самолетом. Из-за большой потери крови продолжать бой он уже не мог, поэтому решил вернуться на аэродром взлета.«Впереди показался широкий, глубокий овраг, по дну которого мчались потоки мутных вод. Нырнул в него, но было уже поздно - враги заметили мой «Ишачок», - вспоминал Речкалов. - Они долго приспосабливались, чтобы удобнее клюнуть сверху. Мой истребитель мчался по дну на максимальной скорости.С непостижимой для меня молниеносной реакцией выписывал он все изгибы, проделывал поистине акробатические трюки, проскакивая под перекинутыми через овраг проводами. Долго ли, коротко длились те 10 - 15 минут. Когда они отстали, я обмяк от слабости. В ушах звенело. Теперь уже всеми действиями руководил не разум, а привычный, сотни раз повторенный обычными полетами автоматизм. Шасси вышло, казалось бы, без моего участия. Аэродром словно сам набежал на меня. «Санитарку! Санитарку!» - разнесся по аэродрому голос и замер. Меня понесло в глубокую бездонную яму».Выдрессировал «Кобру»Рана оказалась настолько серьезной, что в госпитале Речкалова оперировали трижды. Впрочем, это не помешало вернуться в строй. Правда, доверять хороший самолет человеку, только что выписавшемуся из больницы, авиационное начальство не захотело. Речкалова отправили в запасной полк, укомплектованный одними лишь старыми У-2. Машина настолько не понравилась асу- истребителю, что он сразу же потребовал самолет «посерьезнее». Вдоволь наругавшись со штабными, Григорий получил-таки маневренный Як-1. На нем Речкалов отправился на Южный фронт, где подтвердил статус аса, сбив еще четыре немецких самолета.Но скоро Григорию пришлось распрощаться и с «Яком». Новым самолетом, который ему пришлось освоить, стала полученная по лендлизу американская «Аэрокобра». Кстати, в самих США эту боевую машину не жаловали: она часто срывалась в штопор. Но нашим летчикам самолет пришелся по вкусу.- Речкалов отмечал оригинальную конструкцию «Аэрокобры» и то, что мотор у нее находится за спиной пилота, а не перед ним, - объясняет директор музея летчика Речкалова в поселке Зайково Елена Елизова. - Еще его поразил хороший радиопередатчик. Летчики во время полета наконец-то смогли координировать действия, разговаривая по радиосвязи, словно по телефону.За штурвалом «Аэрокобры» истребитель Григорий Речкалов бил фашистов на Кубани, едва ли не в каждом воздушном бою уничтожая по вражескому самолету, а то и сразу по паре.В конце Великой Отечественной войны Григорий Речкалов стал дважды Героем Советского Союза и «дорос» до командира авиаполка. После войны летчик-герой продолжал служить в Военно-воздушных силах. В запас ушел в 1959-м. Несмотря на тяжелые фронтовые ранения, Григорий Андреевич дожил до 70 лет.©"СКАЗАНИЯ о РОССИИ" #ДутовАндрей ДРУЗЬЯ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на группу каждый день выкладываю статьи, которые Вы нигде больше не прочитаете ссылка https://ok.ru/skazi
СКАЗАНИЯ о РОССИИ
ЕМУ НЕ МЕШАЛ ДАЛЬТОНИЗМ БИТЬ БЕСЦВЕТНОГО ФАШИСТА
Григорий Речкалов родился в небольшой деревне Худяково (сейчас поселок Зайково) в 150 километрах от Свердловска. Когда ему исполнилось 14 лет, семья перебралась в областной центр. Там мальчишка поступил на учебу в аэроклуб.
- Чтобы его приняли, Гриша прибавил себе два года, указал, что родился не в 1920-м, а в 1918-м, - рассказывает Михаил Корпеев, методист отдела по патриотическому воспитанию Зайковского дома культуры. - Ему поверили, ведь он в юности выглядел старше своих лет.
А в 17 лет Григорий поступил в Пермскую военную школу летчиков. Еще спустя два года талантливого молодого пилота должны были распределить в 55-й авиационный истребительный полк. И вдруг на летной карьере едва не поставили крест медики.
- На врачебной комиссии вдруг выяснилось, что Речкалов страдает дальтонизмом, то есть не различает цвета. Его забраковали, - продолжает Михаил Евгеньевич. - Но когда началась война, его вызвали в военкомат и сразу дали направление в летную часть. Речкалов удивился: «Так меня же списали!» «Вражеский самолет от своего отличить сможешь? - спросили его. - Значит, годен». Летчики тогда были очень нужны на фронте.
Посадка носом в землю
В авиаполку Речкалову выдали истребитель И-153, на хвосте которого синей краской было выведено число 13. Летчик уверял, что цифра эта несчастливая только для врага, и доказывал слова делом - уже через пять дней после начала войны он сбил первый фашистский истребитель. Правда, потом машина его все-таки подвела - во время полета отказал мотор. Но Речкалов умудрился посадить неисправный самолет… носом в землю!
После этого случая едва не погибшего пилота пересадили на «Ишачок» - истребитель И-16. Однако и он оказался невезучим. Сбив два немецких самолета, Речкалов и сам едва не был сбит в воздушном бою.
«Я вышел из атаки и начал перестраиваться, но тут появились «мессершмитты», - написал Григорий Андреевич после войны в мемуарах. - Я заметил только пару. На какую-то долю секунды замешкался, выискивая в небе других, и в этот момент в кабине что-то треснуло. Грязный дымок мелькнул перед глазами, но мотор тянул ровно во всю мощь в тысячу лошадиных сил. Заметил, что мои очки забрызгивает чем-то темным. Неужели пробит маслобак? Я глянул в кабину и не поверил. Половинка перебитой правой педали валялась на полу в маслянисто-бурой луже. Нос сапога, наполовину развороченный, представлял собой месиво из кусков кожи и крови».
Пока товарищи сражались с немецкими пилотами, Речкалов боролся со своим самолетом. Из-за большой потери крови продолжать бой он уже не мог, поэтому решил вернуться на аэродром взлета.
«Впереди показался широкий, глубокий овраг, по дну которого мчались потоки мутных вод. Нырнул в него, но было уже поздно - враги заметили мой «Ишачок», - вспоминал Речкалов. - Они долго приспосабливались, чтобы удобнее клюнуть сверху. Мой истребитель мчался по дну на максимальной скорости.
С непостижимой для меня молниеносной реакцией выписывал он все изгибы, проделывал поистине акробатические трюки, проскакивая под перекинутыми через овраг проводами. Долго ли, коротко длились те 10 - 15 минут. Когда они отстали, я обмяк от слабости. В ушах звенело. Теперь уже всеми действиями руководил не разум, а привычный, сотни раз повторенный обычными полетами автоматизм. Шасси вышло, казалось бы, без моего участия. Аэродром словно сам набежал на меня. «Санитарку! Санитарку!» - разнесся по аэродрому голос и замер. Меня понесло в глубокую бездонную яму».
Выдрессировал «Кобру»
Рана оказалась настолько серьезной, что в госпитале Речкалова оперировали трижды. Впрочем, это не помешало вернуться в строй. Правда, доверять хороший самолет человеку, только что выписавшемуся из больницы, авиационное начальство не захотело. Речкалова отправили в запасной полк, укомплектованный одними лишь старыми У-2. Машина настолько не понравилась асу- истребителю, что он сразу же потребовал самолет «посерьезнее». Вдоволь наругавшись со штабными, Григорий получил-таки маневренный Як-1. На нем Речкалов отправился на Южный фронт, где подтвердил статус аса, сбив еще четыре немецких самолета.
Но скоро Григорию пришлось распрощаться и с «Яком». Новым самолетом, который ему пришлось освоить, стала полученная по лендлизу американская «Аэрокобра». Кстати, в самих США эту боевую машину не жаловали: она часто срывалась в штопор. Но нашим летчикам самолет пришелся по вкусу.
- Речкалов отмечал оригинальную конструкцию «Аэрокобры» и то, что мотор у нее находится за спиной пилота, а не перед ним, - объясняет директор музея летчика Речкалова в поселке Зайково Елена Елизова. - Еще его поразил хороший радиопередатчик. Летчики во время полета наконец-то смогли координировать действия, разговаривая по радиосвязи, словно по телефону.
За штурвалом «Аэрокобры» истребитель Григорий Речкалов бил фашистов на Кубани, едва ли не в каждом воздушном бою уничтожая по вражескому самолету, а то и сразу по паре.
В конце Великой Отечественной войны Григорий Речкалов стал дважды Героем Советского Союза и «дорос» до командира авиаполка. После войны летчик-герой продолжал служить в Военно-воздушных силах. В запас ушел в 1959-м. Несмотря на тяжелые фронтовые ранения, Григорий Андреевич дожил до 70 лет.
©"СКАЗАНИЯ о РОССИИ" #ДутовАндрей ДРУЗЬЯ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на группу каждый день выкладываю статьи, которые Вы нигде больше не прочитаете ссылка https://ok.ru/skazi