Рождество, Сочельник!

Традиции, обычаи и Зимняя сказка в 24 картинах,
художник Сажаевъ Михаил Петрович.
Славянское народное название рождественского сочельника – Свят-вечер, он также был очень популярен у наших предков и отмечался очень торжественно. В родительский дом на него собиралась вся многочисленная семья, хозяйка же прибиралась в доме и готовила праздничное угощение. На стол накрывали новую белую скатерть, а под неё подкладывалось немного сена. Рождественский стол требовал особого украшения. На него ставили большую свечу, которая в переплетении с христианской верой позднее стала обозначать Вифлеемскую звезду.
Также у славян был дидух – сноп сена в горшке, который вносили в дом и ставили на стол в качестве главного украшения. Готовили дидух ещё летом – сжинали немного ржаных или пшеничных колосьев и сохраняли их необмолоченными до зимы. В других местностях было принято отделять дидух от последнего необмолоченного снопа хлеба.
Традиции в сочельник перед Рождеством касались и определенных правил проведения ужина. В сочельник за столом необходимо было проявлять спокойствие и сдержанность, а до его окончания нельзя было даже вставать из-за стола. Домочадцы не могли оставить без внимания ни одного выставленного на столе угощения – каждый хоть по ложке, но должен был попробовать всего.
Хорошей приметой было, если за столом оказывалось чётное число едоков, а в противном случае хозяйка ставила ещё один прибор для усопшей родни.
В процессе непринуждённого разговора во время трапезы полагалось касаться только добрых поступков. Хотя сочельник и был семейным праздником, но правильным считалось приглашение к столу одинокого соседа или знакомого, даже если он исповедовал иную веру.
Иногда гость мог и вовсе оказаться случайным человеком или нищим, поскольку поверье гласило, что в этот вечер в образе попрошайки в дом может заглянуть сам Бог.
Хозяин во время трапезы поздравлял даже домашних животных, а за порог выставляли миску с угощением для бездомной животинки.
Главное кушанье в сочельник – это сочиво (позднее кутья), которую готовили изначально из варёных зёрен пшеницы или ячменя, куда добавлялся мёд. Позднее появился вариант кутьи с рисом.
Дальнейшая перемена блюд также подчинялась строгим правилам. Вначале были закуски, после которых подавался суп (грибной, борщ или уха) с пирожками, лепёшками или ушками, называемыми также сочнями. В конце уже шли сладости – медовики, рулеты с маком, кисель с пирогами и прочее. Также к сочельнику хозяйки старались обязательно сделать сладких пряников.
Лакомым блюдом был и узвар, который сейчас превратился в компот из сухофруктов. В него шли яблоки, вишня, сливы, груши, изюм и другие доступные фрукты. Во время трапезы все блюда принято было запивать этим самым узваром.
В сочельник принято было надевать самую новую одежду. Если же на обновки не хватало средств, то достаточно было облачиться во всё чистое. В этой традиции прослеживалось стремление очищения от старых грехов и стремление к обновлению.

"В Сочельник утром". Нас мыли под Рождество
 
Считалось, что если в этот день попариться в жаркой бане — здоровья стократ прибавится.
На период конца декабря-начала января у славян-язычников приходился языческий праздник «солнцеворота». Солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, говаривали на Руси. Вероятно потому, что солнце считалось в это время слабеньким, только начавшим свой путь к лету и укрепился обычай ряжения – скрывания лица под маской, что бы спрятаться от недобрых духов, стремящихся погубить зарождение жизни. Кроме того, в эти дни у язычников проходили игры, гадания, существовало много обрядов и примет, все это было связано с культом плодородия – желанием задобрить природных богов и не дать им погубить нарождающуюся новую жизнь.

Все эти гуляния носили название колядование. Есть несколько мнений, по поводу происхождения этого слова. Наиболее вероятно, что оно имеет ту же основу, что и слово «колесо» - корень «коло». Многие ученые связывают «колесо» со словом «хорошо», то есть «солнечно» (солнечный круг катится по небу колесом), что опять-таки обращает наше внимание к праздникам солнечного цикла.
Сажаевъ Михаил Петрович. "Сочельник"
" Нас мыли под Рождество"
Картина находится в частной коллекции Крайновой В.В., г. Екатеринбург. 
 
снова картина, где малышей ведут мыться накануне Рождества. 
Собственность Евгения Ройзмана, г. Екатеринбург


После принятия христианства, на Руси предпочитали не силой подавлять пережитки язычества, как в Западной Европе, а наполнять устоявшуюся форму новым содержанием. Поэтому Церковь никогда не давила на сознание людей внешней силой и не отменяла колядование в эти дни. Старые традиции постепенно переродились в новые. Колядки стали обрядом хождения по домам с Рождественской звездой и с вертепом для прославления рожденного Спасителя и для испрошения благодати Божией на дома, где принимали колядующих.

Церковь следила, что бы во время празднования Рождества Христова грань между христианством и язычеством не переходилась, хотя иногда она бывала и очень тонкой. Если на первом плане стояло прославление рожденного Богомладенца, как дарителя всякого блага для людей, то и Церковь была с теми, кто обрел Христа.

Однако гадания на Святках никогда не приветствовались православной Церковью. К своеобразным гаданиям относятся и многие приметы, когда благополучие связывается с деланием или неделанием чего-либо, какой-то специальной одеждой и случайными встречами. К празднику Рождества Христова это не имеет никакого отношения. Надо заметить, что труды в Святочные дни, которые можно отложить, не имеют никаких последствий для человека. Но они не благословляются священством - в такой великий праздник, как приход в мир Спасителя всех людей, надо праздновать, радоваться и славить Бога, отложив все земные дела и заботы.

Для молодёжи самое интересное начиналось после праздничной трапезы – все спешили на гуляния, а особенно все любили колядки. Девушки и парубки собирались возле церкви или другого «пятачка», к ним нередко присоединялись и ещё не успевшие жениться мужчины. Собравшись вместе, они выбирали Берёзу – заводилу, который будет командовать колядками, а кроме него, звездаря, казначея, латкового и других персонажей. Все участники колядования наряжались в причудливые костюмы и придумывали сценарий рождественской буффонады. Чаще всего главным персонажем была коза, символизирующая богатство.Сейчас колядуют не так, как это происходило в прежние времена. Например, раньше не стучали и не входили в дом, а вместо этого вызывали хозяев снаружи криками «Коляда идёт!». Если кто-то выходил из дома, то ему доставалось представление с пением народных песен и колядок. Хозяину желали в наступающем году всего наилучшего. И только потом хозяин мог пригласить всех в дом, где им доставались разнообразные подарки.
"Боярыня и молодые стрельцы"
"Свой мир у мальчиков"
"Свадьба под Рождество"
"Кровать Соломона и Радужный Ангел Удачи"
"Новогодний прыжок Константина Макаровича"
"Дом на опушке".
Зимняя сказка Михаила Сажаева. "Банька под Рождество"
"Вологда". 1994.  Смешан. техн. Частная коллекция, Нант, Франция
"Михаил Потапыч"
31 декабря
Заяц Вова.
31 декабря
"Новогодний вечер" автор Сажаев Михаил Петрович

А вот погодные приметы, основанные на многолетних наблюдениях за природой, никак не отрицались Церковью.

Ясная погода и звездное небо на Рождество — предвещали приплод скота, хороший урожай овощей и грибов следующим летом и осенью.

Обильный снег на Рождество Христово говорит о том, что следует ждать хорошего урожая пшеницы. Кроме того, это хороший знак для пчеловода – пчелы благополучно перезимуют и отроятся.

А вот если в праздник оттепель, то надо ждать холодной весны и, следовательно, плохого урожая овощей.
Художник Сажаевъ Михаил Петрович

Родился в 1948 году в д. Глухово Богдановичского района Свердловской области. Талантливый художник-самоучка, сумевший в достаточно короткий срок завоевать себе громкое имя среди коллекционеров и любителей искусства. Он обладает поистине универсальным талантом – работает как график, живописец, скульптор, художник-прикладник, литератор. Лауреат многочисленных художественных премий. За 30 лет работы по разным подсчетам им создано от 4 до 6 тысяч произведений (живопись, графика, скульптура, фарфор, коллаж, тексты и др.), находящихся в 28 странах мира. Основной фонд – в городах России, Европы и США. Участник более 70 выставок. Член Союза художников России.
Три девушки в снежном поле". 1996. Собственность семьи Сажаевых.
 Авторский стиль М. Сажаева можно определить как «мягкий сюрреализм». В работах художника – особый сказочный мир. Его живопись подкупает фантастичностью и занимательностью сюжетов, в которых повествовательность, сюжетный подтекст, всегда соседствуют с подчёркнутой эмоциональной насыщенностью произведений. Работы М. Сажаева – с «плюсовой» энергетикой, мягкие и тёплые, мягко улыбчивые. В них - герои рождественских сказок и детских снов, тихие российские пейзажи, игрушечные домики и машины под снежными перинками. Нет нарочитой лубочности, но есть ненавязчивая игра в народность. Если это и наивное искусство, то наив многозначный.
Бабушкина шаль. Сын.
"Хлеб". 1986.  Собственность семьи Сажаевых.
Сажаевъ М.П. "Все - мои! Иван Михайлович Русский"
Михаил Петрович Сажаевъ. "Жалоб нет! Ходакова Евлампия Егоровна"

Творческий мир М. Сажаева на первый взгляд вызывающе ярок и праздничен. Лишь постепенно, вглядываясь в этот мир с пристальным интересом, замечаешь характерные и довольно печальные порой детали нашего бытия, а уже вслед за тем чувствуешь и парадоксальное несоответствие красочной, как бы нарочно всегда улыбчивой палитры диссонансам судьбы и настроений, под знаком которых обычно проходит жизнь излюбленных персонажей когда мистерий, когда феерий, а чаще особых притчево-бытовых сказок, что рождает не только фантазия М. Сажаева-художника, но и не меньший его литературный дар.

Как отметил академик Российской Академии художеств, искусствовед С. Голынец, в картинах М. Сажаева "сказки братьев Гримм сливаются с русской деревней, которая его воспитала".

Картины М. Сажаева предназначены для медленного рассматривания, которое, по замечанию самого автора, может длиться «даже годами». «Моё искусство для людей, которые способны рассмотреть облупившуюся краску на старой лодке. Я специально создаю для них крошечные детали, которые невозможно увидеть беглым взглядом. Естественно, что такое искусство нельзя делать, будучи суетливым человеком», - признаётся художник. 

#праздники
#ЖивописьГрафика
Ярмарка идей и творчества

Комментарии

  • 5 янв 2018 15:07
    ;-)
    Фотография
  • 6 янв 2019 01:54

    Сажаевъ Михаил Петрович

    Екатеринбург

    Родился в 1948 году в д. Глухово Богдановичского района Свердловской области. Талантливый художник-самоучка, сумевший в достаточно короткий срок завоевать себе громкое имя среди коллекционеров и любителей искусства. Он обладает поистине универсальным талантом – работает как график, живописец, скульптор, художник-прикладник, литератор. Лауреат многочисленных художественных премий. За 30 лет работы по разным подсчетам им создано от 4 до 6 тысяч произведений (живопись, графика, скульптура, фарфор, коллаж, тексты и др.), находящихся в 28 странах мира. Основной фонд – в городах России, Европы и США. Участник более 70 выставок. Член Союза художников России.

    Авторский стиль М. Сажаева можно определить как «мистический реализм». В работах художника – особый сказочный мир. Его живопись подкупает фантастичностью и занимательностью сюжетов, в которых повествовательность, сюжетный подтекст, всегда соседствуют с подчёркнутой эмоциональной насыщенностью произведений. Работы М. Сажаева – с «плюсовой» энергетикой, мягкие и тёплые, мягко улыбчивые. В них - герои рождественских сказок и детских снов, тихие российские пейзажи, игрушечные домики и машины под снежными перинками. Нет нарочитой лубочности, но есть ненавязчивая игра в народность. Если это и наивное искусство, то наив многозначный.

  • 5 янв 2023 16:02
    Супер!
  • 5 янв 2023 19:35
    Самобытный художник. Работы хочется рассматривать, цепляет, нравится.
  • 6 янв 2023 18:21
    Зацепили эти красочные картины.....Какой талант- восторг и только!
  • 16 янв 2023 15:58
    Чудо! Наслаждение!!!